Онтология содержит все первые и самые общие определения сущего, родовые и исконные понятия, которыми руководствуются во всех последующих доказательствах в пределах соответствующей философской системы.
Онтология - это философское учение о бытии вообще, о существующем и несуществующем, о возможном и случайное, о необходимом и закономерное, о единичное и общее. Онтология - это как предоставленный для понимания всего последующего философствования словарь основных понятий, категорий и определений. Здесь важны для миропонимания является представление о природе и сущности мира, предполагают ответ на несколько основных вопросов: 1) возник мир (Галактика, Метагалактика и т.д..) В силу каких-то внешних причин, или он существует вечно; 2) у мира создатель, или мир никем не создан и развивается по своим внутренним законам? 3) Что является определяющим в существующем мире: идея, дух или материальные причины? 4) Природа мира духовная или в основе мира лежат какие-то чрезвычайно малы первоэлементы?
Для современного научного мышления, имеет длительную историю, свойственно признание двух возможных начал бытия: материального или (и) духовного. Практически это свидетельствует о фундаментальной противоположность материя-сознание, природа-дух. Решая проблему начала мира, подавляющее большинство философов и ответственно мыслящих ученых, делают свой выбор, исходя из признания единой первоосновы: или материя (природа), или дух (Бог, идея). Это и есть философский монизм. Считается, что выбор осуществляется на основе убеждений человека. В то же время основания самих этих убеждений, как правило, никто всерьез не исследует. А между тем, как давно уже заметили наиболее прозорливые философы, выбор в рамках полярных определений практически невозможно доказать. И тогда получается, что истинной основанием выбора выступает лишь вера в правильность своей точки зрения, в перманентную возможность получения все новых и новых свидетельств в ее пользу. Отсюда естественное существование в онтологии двух важных философских направлений: материализм и идеализм. И поэтому вся история философии в ее онтологическом измерении может быть рассмотрена как история параллельного развития материализма и идеализма
Материализм. Для философа-материалиста первичной, определяющей реальностью выступает природа, материальный мир. Утверждается, что они существуют вечно, никем не созданы, бесконечны в пространстве и времени, а разум обладает способностью постичь их. Природа же в своем саморазвитии порождает в силу определенных закономерных причин все многообразие природных явлений, растительный и животный мир. Человек философом-материалистом рассматривается как творение природы, венчает ее, и призвана постичь с помощью своего ума саму себя и окружающую природу. Поэтому считается, что сознание человека и его способность к творчеству имеют природное происхождение и будто призваны усовершенствовать мир сущий до появления человека. С точки зрения материалиста всевозможные представления о мире сверхъестественный, ноуменальный Божественный - это всего на всего последствия фантазии человека.
Исторически материализм имел ряд этапов развития. В начале это был созерцательный материализм древних индусов, китайцев и греков, наблюдая круговорот природных явлений, начало бытия видели в разных материальных сущностях: огонь, вода, воздух, земля, атомы и др.. Для этого материализма характерны были глубоко пронизывающие его оккультно-мистические представления, которых всегда "не замечали" их последователи. Следующий этап материалистического мировоззрения состоял в Новое время в XVI-XVIII вв. Тогда формирование новых капиталистических отношений и ослабление религиозного преследования инакомыслия способствовали бурному развитию естественных наук. Для этого материализма присущи созерцательность, упрощенное понимание идей развития и взаимосвязи вещей и явлений, нигилистическое игнорирование опыта философских школ прошлого. В этот период господствует атомистическая картина мира, все пытаются объяснить с позиции законов механики, преобладают идеи возможности пояснювання и предсказания материальных событий. Наивысшего развития этот материализм достиг в философских учениях французских материалистов и атеистов XVIII в. Наконец, в XIX-ХХ вв. развитие материализма связано с большими естественнонаучными открытиями. Апологеты этого материализма верили в возможность серьезных социальных преобразований в обществе на основании гуманизма, надеялись на установление царства мира, счастья, равенства, братства, свободы и справедливости. Технократический романтизм материалистов ХХ-ХХI вв. также опирается на веру в безграничные возможности человеческого разума и всесилие техники, создаваемой человеческим гением.
Идеализм. Для философского идеализма характерно признание того, что дух, сознание, мысль, идея - первичные, поскольку именно они определяют развитие природы и бытия.
Объективный идеализм наиболее распространен. Представители его считают, что духовное начало выступает как деперсонифицированный идеальная субстанция, существует объективно и независимая от любого. Такой идеализм не возражает бытия материи, но рассматривает ее как абстракцию, как нечто застывшее, безжизненным, хотя и способно оживать и развиваться под влиянием проникающей ее идеи или мирового духа. Умный идеалист не станет утверждать, что дух создает материю из ничто, из небытия. Напротив, религиозно-идеалистическая сознание исходит именно из такой посылки.
Субъективный идеализм считает, что любое существование возможно, поскольку есть воспринимающий это что-то дух. Для понимания оснований субъективного идеализма надо знать, что процесс познания включает в себя три элемента: мир материально-телесного, наши чувства и разум. Первый элемент субъективным идеалистом сразу отрицается: "Если даже предположить, что за духом существуют вещественные субстанции, имеющие форму, то как мы можем о них знать?", - Спрашивает английский философ Дж. Беркли. А знать о них, считает он, можно либо с помощью чувств, либо с помощью разума. Но чувство дают знания о наши чувства и не свидетельствуют нас в том, что вне духом существуют невоспринятыми Кстати, подобные тем, которые восприняты. Отсюда и вывод субъективного идеализма: "Существовать - значит, быть воспринимаемым".
Определяясь вообще, можно сказать, что идеализм исторически изменялся, но развивался в более благоприятных условиях, чем материализм. Достижения научного познания и общественного развития идеализм также достаточно эффективно использовал для обоснования своих принципов.
Триада, приведенная мною ниже, позволит наглядно понять суть принципиальных разногласий между материализмом и идеализмом. Материалист начинает из первичности природы. А потому человек, как высшее творение природы, способна постичь идею мира и, руководствуясь ею, совершенствовать и природу и самого себя. Идеалист, напротив, начинает из мира идей, с Абсолютной Идеи мира, воплощаясь в косного и безжизненную материю, наполняет его жизнью, привносит в нее развитие. Здесь также вполне закономерно появление человека, наделенного сознанием (разумом), что позволяет ей постичь, пусть и не самым совершенным образом, Идею мира, промысел Божий. В истории философии были попытки преодолеть односторонности материализма и идеализма. В отличие от монизма дуализм исходит из признания равноправными двух начал - духа и материи, принципиально отличные друг от друга. Так французский мыслитель Рене Декарт ввел в философию идею абсолютной противоположности духа и тела. Протяжная совершенно лишена духа, а духовное - вполне нематериальное. Атрибут протяженности характеризует все телесные вещи и образует природу телесной субстанции. Способность мыслить используется мыслящей субстанцией применительно к материальным вещам.
Деизм, как религиозно-философское мировоззрение, характерный для XVII-XVIII вв. Деисты утверждали, что именно Бог создал мир, Он дал миру законы и направление развития, а в дальнейшем развитии мира уже не вмешивается. Деизм отстаивал религию естественную и религию разума. Пантеизм - это философское учение, сторонники которого отождествляют природу и Бога. Природа рассматривается как причина самой себя, как воплощенное Божество. Пантеисты достаточно свободно истолковывают библейские тексты. Они думают, что, создав над собой, - по подобию и образу своему, - мир, Бог воплотился в окружающее нас, и как бы исчез в видимом нам этом мире, став природой. Поэтому для пантеиста факт существования природы свидетельствует о том, что Бога больше нет даже в качестве первого начала