Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Онтология содержит все первые и самые общие определения сущего, родовые и исконные понятия, которыми руководствуются во всех последующих доказательствах в пределах соответствующей философской системы.

Онтология - это философское учение о бытии вообще, о существующем и несуществующем, о возможном и случайное, о необходимом и закономерное, о единичное и общее. Онтология - это как предоставленный для понимания всего последующего философствования словарь основных понятий, категорий и определений. Здесь важны для миропонимания является представление о природе и сущности мира, предполагают ответ на несколько основных вопросов: 1) возник мир (Галактика, Метагалактика и т.д..) В силу каких-то внешних причин, или он существует вечно; 2) у мира создатель, или мир никем не создан и развивается по своим внутренним законам? 3) Что является определяющим в существующем мире: идея, дух или материальные причины? 4) Природа мира духовная или в основе мира лежат какие-то чрезвычайно малы первоэлементы?

 

Для современного научного мышления, имеет длительную историю, свойственно признание двух возможных начал бытия: материального или (и) духовного. Практически это свидетельствует о фундаментальной противоположность материя-сознание, природа-дух. Решая проблему начала мира, подавляющее большинство философов и ответственно мыслящих ученых, делают свой выбор, исходя из признания единой первоосновы: или материя (природа), или дух (Бог, идея). Это и есть философский монизм. Считается, что выбор осуществляется на основе убеждений человека. В то же время основания самих этих убеждений, как правило, никто всерьез не исследует. А между тем, как давно уже заметили наиболее прозорливые философы, выбор в рамках полярных определений практически невозможно доказать. И тогда получается, что истинной основанием выбора выступает лишь вера в правильность своей точки зрения, в перманентную возможность получения все новых и новых свидетельств в ее пользу. Отсюда естественное существование в онтологии двух важных философских направлений: материализм и идеализм. И поэтому вся история философии в ее онтологическом измерении может быть рассмотрена как история параллельного развития материализма и идеализма

 

Материализм. Для философа-материалиста первичной, определяющей реальностью выступает природа, материальный мир. Утверждается, что они существуют вечно, никем не созданы, бесконечны в пространстве и времени, а разум обладает способностью постичь их. Природа же в своем саморазвитии порождает в силу определенных закономерных причин все многообразие природных явлений, растительный и животный мир. Человек философом-материалистом рассматривается как творение природы, венчает ее, и призвана постичь с помощью своего ума саму себя и окружающую природу. Поэтому считается, что сознание человека и его способность к творчеству имеют природное происхождение и будто призваны усовершенствовать мир сущий до появления человека. С точки зрения материалиста всевозможные представления о мире сверхъестественный, ноуменальный Божественный - это всего на всего последствия фантазии человека.

 

Исторически материализм имел ряд этапов развития. В начале это был созерцательный материализм древних индусов, китайцев и греков, наблюдая круговорот природных явлений, начало бытия видели в разных материальных сущностях: огонь, вода, воздух, земля, атомы и др.. Для этого материализма характерны были глубоко пронизывающие его оккультно-мистические представления, которых всегда "не замечали" их последователи. Следующий этап материалистического мировоззрения состоял в Новое время в XVI-XVIII вв. Тогда формирование новых капиталистических отношений и ослабление религиозного преследования инакомыслия способствовали бурному развитию естественных наук. Для этого материализма присущи созерцательность, упрощенное понимание идей развития и взаимосвязи вещей и явлений, нигилистическое игнорирование опыта философских школ прошлого. В этот период господствует атомистическая картина мира, все пытаются объяснить с позиции законов механики, преобладают идеи возможности пояснювання и предсказания материальных событий. Наивысшего развития этот материализм достиг в философских учениях французских материалистов и атеистов XVIII в. Наконец, в XIX-ХХ вв. развитие материализма связано с большими естественнонаучными открытиями. Апологеты этого материализма верили в возможность серьезных социальных преобразований в обществе на основании гуманизма, надеялись на установление царства мира, счастья, равенства, братства, свободы и справедливости. Технократический романтизм материалистов ХХ-ХХI вв. также опирается на веру в безграничные возможности человеческого разума и всесилие техники, создаваемой человеческим гением.

 

Идеализм. Для философского идеализма характерно признание того, что дух, сознание, мысль, идея - первичные, поскольку именно они определяют развитие природы и бытия.

 

Объективный идеализм наиболее распространен. Представители его считают, что духовное начало выступает как деперсонифицированный идеальная субстанция, существует объективно и независимая от любого. Такой идеализм не возражает бытия материи, но рассматривает ее как абстракцию, как нечто застывшее, безжизненным, хотя и способно оживать и развиваться под влиянием проникающей ее идеи или мирового духа. Умный идеалист не станет утверждать, что дух создает материю из ничто, из небытия. Напротив, религиозно-идеалистическая сознание исходит именно из такой посылки.

 

Субъективный идеализм считает, что любое существование возможно, поскольку есть воспринимающий это что-то дух. Для понимания оснований субъективного идеализма надо знать, что процесс познания включает в себя три элемента: мир материально-телесного, наши чувства и разум. Первый элемент субъективным идеалистом сразу отрицается: "Если даже предположить, что за духом существуют вещественные субстанции, имеющие форму, то как мы можем о них знать?", - Спрашивает английский философ Дж. Беркли. А знать о них, считает он, можно либо с помощью чувств, либо с помощью разума. Но чувство дают знания о наши чувства и не свидетельствуют нас в том, что вне духом существуют невоспринятыми Кстати, подобные тем, которые восприняты. Отсюда и вывод субъективного идеализма: "Существовать - значит, быть воспринимаемым".

 

Определяясь вообще, можно сказать, что идеализм исторически изменялся, но развивался в более благоприятных условиях, чем материализм. Достижения научного познания и общественного развития идеализм также достаточно эффективно использовал для обоснования своих принципов.

 

Триада, приведенная мною ниже, позволит наглядно понять суть принципиальных разногласий между материализмом и идеализмом. Материалист начинает из первичности природы. А потому человек, как высшее творение природы, способна постичь идею мира и, руководствуясь ею, совершенствовать и природу и самого себя. Идеалист, напротив, начинает из мира идей, с Абсолютной Идеи мира, воплощаясь в косного и безжизненную материю, наполняет его жизнью, привносит в нее развитие. Здесь также вполне закономерно появление человека, наделенного сознанием (разумом), что позволяет ей постичь, пусть и не самым совершенным образом, Идею мира, промысел Божий. В истории философии были попытки преодолеть односторонности материализма и идеализма. В отличие от монизма дуализм исходит из признания равноправными двух начал - духа и материи, принципиально отличные друг от друга. Так французский мыслитель Рене Декарт ввел в философию идею абсолютной противоположности духа и тела. Протяжная совершенно лишена духа, а духовное - вполне нематериальное. Атрибут протяженности характеризует все телесные вещи и образует природу телесной субстанции. Способность мыслить используется мыслящей субстанцией применительно к материальным вещам.

 

Деизм, как религиозно-философское мировоззрение, характерный для XVII-XVIII вв. Деисты утверждали, что именно Бог создал мир, Он дал миру законы и направление развития, а в дальнейшем развитии мира уже не вмешивается. Деизм отстаивал религию естественную и религию разума. Пантеизм - это философское учение, сторонники которого отождествляют природу и Бога. Природа рассматривается как причина самой себя, как воплощенное Божество. Пантеисты достаточно свободно истолковывают библейские тексты. Они думают, что, создав над собой, - по подобию и образу своему, - мир, Бог воплотился в окружающее нас, и как бы исчез в видимом нам этом мире, став природой. Поэтому для пантеиста факт существования природы свидетельствует о том, что Бога больше нет даже в качестве первого начала



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии