Теперь, после ознакомления с сущностью и структурой мировоззрения, целесообразно обратиться к конкретной формы мировоззрения, к мифологии. Древность скрыта от нас покровом забвения и молчания и только мифы, как средство
понимания и объяснения мира, остались нам в наследство. Помните, мифы созданы не народами и не сообществами простолюдинов. У каждого мифа есть авторы, люди посвященные в тайную мудрость, поэты-философы, которые сделали все возможное, чтобы скрыть ту действительность абсолютного, о которой говорится в мифах прошлого. Миф имеет очень гибкую форму, которую можно легко привлечь для подтверждения даже противоположных точек зрения.
Вероятнее всего, что в мифах демонстрируют деяния души бессознательной своей сущности. Душа нуждается действовать в определенном направлении, действовать поднимая себя. На уровне мифологического сознания она делает это в образах, согласованных с ее сущностью. Но когда душа возносится к истинам более глубоких, то она становится способной воспринимать истинный смысл мифа. Вот, скажем, египетские жрецы сознательно или инстинктивно при демонстрации своей мудрости пользовались даже не письменами, а изображениями на стенах храмов. Каждое фундаментальное изображения, а их всего 22, несет в себе целостное содержание знания и мудрости. А уже потом содержание вытягивался из образа и воплощался в слова. За тем, чтобы содержание и слово были тождественны, следили иерофанты, посвященные жрецы, которым было доверено охранять тайное знание.
Религиозное мировоззрение опирается на совокупность идей о сущности и существования Бога. В религии Бог выступает как верховная существо, отличное от мира и в то же время является творцом мира. Вера в Бога - Единого, Вечного, несозданные, Всемилостивого, Вездесущего составляет основу преимущественно всякой религии. Феномен веры достаточно сложен для понимания, потому что по мнению апологетов религии существуют два пути познания: путь веры, исходящей из сердца человека, и путь разума, опирающегося на интеллект. Религия опирается на веру в существование абсолютного начала, которое во многих религиях персонифицировано, то есть имеет атрибуты личности. Религия (дхарма) - это еще и законы Бога, а потому, руководствуясь философским содержанием ее, религия - это признание определенных закономерностей и принципов мира, соблюдение которых безусловно необходимо для человека верующего.
Онтологические аспекты религиозного мировоззрения находят свое отражение в известном смысле начала мира, субстанции и субстрате, из которых Бог творит мир. Показательна концепция творения, заверенная в Библии. В силу своеобразия языку Библии, написанной на иврите, существуют две редакции первого стиха Книги Бытия. Привычная для нас: «В начале сотворил Бог небо и землю», и вторая: «Из вечно существовавшей субстанции двуединая энергия сформировала двойное небо». Это смущает непосвященного. Отсюда естественное желание найти доказательства в пользу одного из текстов. Выход, однако, скорее не здесь, потому что всякая философская истина требует всестороннего рассмотрения. Оба варианта нужны для понимания происхождения мира. Понятно, что было начало нашей эволюции, и созданы были небо и земля из субстанции, которая существовала вечно, но не из ничего. Бог, предоставив движение Вселенной, постоянно и неустанно добавляет свою всеобъемлющую заботу и полного энергии воздействия. Иначе Вселенная неизбежно растворился бы в бесконечности. И энергия Бога двойственна: положительная и отрицательная.
Библейский процесс творения также завершается творением человека. За шесть дней Бог создал все необходимые для жизни человека условия и самого человека. Впрочем, и здесь не все просто. Текст глав 1-й и 2-й Книги Бытия показывает, что Бог создавал человека дважды: на шестой и седьмой день. И женщину Бог создавал дважды. Но и тексты Библии глубоко символичны, и здесь процесс творения человека не следует понимать буквально. Бог создал человека как жизнь первой, но человека как форму Бог создал последней. Ведь человек - творение завершено. И только жизнь, которое способно превосходить изменения окружающей его мира, может развиваться с опережением любой жизненной волны. Другие отстают. А человек все еще впереди эволюции. До тех пор, пока прогресс удовлетворяет потребности развивающейся жизни, оно будет делать новые старты, приспосабливаться к новым условиям.
Гносеологические аспекты религиозного мировоззрения связаны с представлением о двух путях познания мира. Для верующего человека вера выше разума, потому что она предшествует пониманию. Наиболее совершенное знание верующий получает в результате божественного озарения, через посвящение. Фома Аквинский очень глубоко разработал учение о гармонии веры и розуму.Е два рода истин - истины разума и истины, которые превосходят разум. Последние выходят за пределы нашего естественного понимания и поэтому познаются нами только путем посвящения. Будучи разными, эти истины не противоречат друг другу, потому что имеют высшее основание в премудрости Бога. Ум, если он выходит из истинных принципов и делает правильные выводы, не может прийти к результатам, которые противоречат содержанию веры.
Методологический аспект христианско-иудейского мировоззрения в целом можно рассматривать сквозь призму эсхатологических мотивов. Мир, созданный Богом, обречен погибнуть, так как он ограничен. Ведический мировоззрение, напротив, ориентирует на понимание циклического характера бытия мира, на бесконечное возвращение и разрушения повторяющихся форм мира.
Смысла жизни в религии также уделяется значительное внимание. Смысл жизни здесь видят в безостановочном преданном служении Богу. Такого рода служение дает возможность верующему достичь Царства Небесного. Христианин должен соблюдать заповеди Иисуса Христа, последовательно указанных в Евангелиях. Хотя истинный смысл христианского учения скрыт от предвзятого, он достаточно сложен, чтобы понять его без помощи учителя. В Евангелиях много вещей, продуманных сознательно и обоснованных величественным знанием и глубоким пониманием человеческой души. Чтобы соблюдать заповеди Иисуса Христа, необходимо понимать их.