Авторитетный индийский мыслитель Патанджали считал, что йога-это сосредоточение сознания на всех ступенях ее существования. Определяют пять ступеней сознания: блуждающая (спонтанная направленность на объекты) тупая
(сноподибний состояние сознания, без способности различения) произвольно направлена (переборка объектов без желания остановиться на одном из них) собрана в точку (освещению ' объекта таким, каким он существует сам по себе) остановлена (сознание остановлена на самой себе, познавательные акты прекращены, нет эмоционально окрашенных мотиваций). Влияние трех гун мешает развитию способности осознания человеком действительности, и это демонстрируют невежество, отсутствие желания знать, эгоизм, стремление к наслаждениям, враждебность, желание материальной жизни.
На высшей ступени йогической практики, после длительной подготовки и значительных усилий, йогин достигает внутреннего, непоколебимого спокойствия, позволяет видеть объект таким, как он существует в реальности. Совершенный йогин прошел определенный учителями путь и живет в согласии с правилами йоги.
Хатха-йога - йога овладения телом и физической природой человека. Сторонники ее считают, что практика хатха-йоги увеличивает жизненные силы человека, наделяет ее идеальным здоровьем и придает сил и качеств, которые постороннему человеку кажутся чудесными. Йогин считает, что здоровое тело легче подчиняется разуму, его легче не замечать, а потому больше возможностей для развития и укрепления духа. Но и здоровому телу необходимы совершенствование и гармонизация функций, потому потенции тела огромны. Выполняя ряд физических и дыхательных упражнений, поз-асан, тело достигает уравновешенности, очищается и приводится в порядок, чтобы быть способным решать более высокие, неизвестные ему ранее задачи. Человеческое тело - это вселенная в миниатюре. Здесь есть все. Вода в человеке объединяет ее со всей водой земного шара, углерод - с углеродом, жизненный принцип - со всем живым в мире. Человек не в состоянии сама освоить йогу, потому что не знает своего типа, а потому нужен учитель йоги, который направляет ученика.
Раджа-йога - это йога развития сознания. Тот, кто следует ее путем, учится знанию своего сознания, своего Я. У человека появляются огромные внутренние силы и способность влиять на других. Раджа-йога позволяет преодолеть иллюзии в сознании и самосознании человека, позволяет контролировать сознание, усовершенствование которой нужно каждому. Раджа-йога исходит из того, что человек практически не знает себя, а представления о своей сущности искажены. Психика обычного человека-это как кривое и загрязненный стекло, сквозь которое сознание всматривается в мир. Изучение психики включает в себя изучение функций мышления, чувств, изучение снов, полубессознательном и бессознательных психических процессов, иллюзий и самообманов и самогипноза. их желательно избавиться, начиная с контроля над своими мыслями, фиксировать их постоянно на каком-либо объекте, или наоборот, сдерживать ум, давая отдых психике. Только научившись останавливать свои мысли, человек сможет услышать мнения других, услышать голоса, звучащие в природе и голоса своего собственного тела. Научившись по желанию не думать, человек экономит массу психической энергии. Ум часто повторяет ту же навязчивую мысль в состоянии обеспокоенности, оскорбления или опасения чего-то. Надо учиться думать о том, о чем ты хочешь думать, а не о чем-либо. Умение сосредоточиться на нужной мысли позволяет не отвлекаться, не чувствовать ни жары, ни холода, ни голода. Затем человека учат воспользоваться сосредоточением, чтобы углубляться в нужный вопрос, рассматривать его всесторонне, соотносить с другими вещами и идеями, уже известными людям. Далее объектом сосредоточения становится уже познание своего истинного Я, того, что возвышает человека к познанию глубинного в себе. Здесь учат адепты, человек достигает такой воли и силы духа, в совершенстве владеющий собой, читает мысли других и внушает им свои знает прошлое и будущее.
Джняна-йога - йога знания. Она освобождает человека от иллюзий о мире, изменяет его знания о себе и окружающем мире. Эта йога подобна раджа-йоги и также требует тяжелой работы воспитания ума. Разум учат обращать внимание на существенное и не обращать внимания на второстепенное. Во всех явлениях ученик должен видеть всеобщие основы бытия. Истины, полученные в готовом виде от другого, или из книги, так не поразят разум или душа, как истины, найденные самим человеком. Джняна-йога учит, что истиной для человека может быть только то, что она почувствовала как истину, а идеи этой философии до сих пор передаются только в символической форме. Понимание многое в индийской мифологии нуждается устных объяснений и комментариев посвященных в Истину.
Карма-йога - учение о надлежащее действие. Она учит правильно действовать во всех жизненных обстоятельствах, всегда помнить о своей цели. Важно не погрузиться во внутренний сон среди запутанных влияний внешней жизни, противостоять гипнотизирующий влияния деятельности ради самой деятельности. Человек не должен стремиться к обладанию плодами своей деятельности, но и не должна ими пренебрегать, потому что все внешнее не имеет значения. Карма-йога учит человека изменять свою судьбу, направлять ее по собственному желанию. Для этого нужно изменить внутреннее отношение к вещам и к собственным действиям. Каждый человек с самого рождения погружена в определенную карму, в определенное окружение и совокупность событий. С каждым из нас случаются разные события, но важны не сами события, а то как мы к ним относимся. Если человек способен изменить свое отношение к тому, что с ним случается, то это объективно приведет к желаемому характера событий, которые происходят. В жизни, которое управляемое принципам карма-йоги, человек не избегает неприятностей и неудобств. Она приветствует их, потому что они предоставляют ему возможность их преодолевать, создают благодатные условия для выполнения внутренней работы. Карма-йога помогает тем, кто в силу своего рождения или своих способностей поставлены в условия заметной зависимости своей личной жизни от многих других людей. Такие люди вынуждены оставаться снаружи привычными для окружающих, но меняются внутренне, чувствуют и ведут себя по отношению собственной жизни как актеры.
Бхакти-йога - это йога преданного служения Богу, йога истинного религиозного пути, учит верить, молиться, добиваться личного спасения. Глубокое и всестороннее учение о бхакти-йоге дано в "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам". Бхакти - преданные Бога и они очень счастливы, потому что Господь быстро освобождает их от пут материального существования. В процессе чистого преданного служения человек приходит к пониманию величия Бога и своего подчиненного положения. Обязанностью индивидуальной души является служение Богу, а иначе она будет служить майя.