Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Эта философия возникла в Милете - крупнейшем из малоазийских городов Греции в VI в. до н.э.

 

Фалес (ок. 625-ок. 547 до н.э.) - основатель школы, первый среди семи мудрецов Греции. Он предсказал солнечное

затмение, составил календарь с метеорологическими прогнозами, определил продолжительность года в 365 дней. Говорят, что он приписывал душу даже неодушевленным телам, ссылаясь на свойства магнита и янтаря. Началом всего он считал воду, и это соответствовало духу материализма. Фалес, очевидно, сделал такое предположение, наблюдая, что все требует влаги и сама теплота рождается из нее и ею живет. Земля плоская и плавает на поверхности воды. Семена всего сущего также влажную природу. Фалес считал, что разум является божеством мироздания, все имеет душу и наполнены демонов, а природа души такова, что она вечно движется.

 

Анаксимандр (610-ок. 540 до н.э.) - ученик и последователь Фалеса. Написал сочинение "О природе". Он знал учение о четырех стихиях, однако, наблюдая взаимопревращения стихий, одной из них не предоставил преимущества. То, что составляет начало всего, он назвал апейрон, есть неопределенная и беспредельная материя. Апейрон - это представление о материи как таковой. От апейрона происходят все небеса и все миры в них, он все объемлет и всем управляет. С апейрона также происходят противоположности, сначала соединены в нем: теплое и холодное, сухое и влажное и др.. Анаксимандр считал, что Земля окружают бы три кольца. Ближе всего к Земле кольцо заполнено неподвижными звездами и планетами, следующее - лунный круг, самое отдаленное - круг Солнца, которое в 28 раз больше Земли. Это кольцо заполнено огнем и в нем есть отверстия, через которые огонь и выходит. Когда отверстие закрывается, - происходит затмение. Анаксимандр учил, что первый человек происходит от живых существ другого вида. Животные быстро начинают кормиться сами, и только человек долго требует материнского молока. Человек потому и сохранилась, что с самого начала была не такой, как сейчас. Источник жизни Анаксимандр видел во влаге, которая испаряется солнцем. Первые живые существа возникли во влажном месте и были покрыты чешуей с шипами. Затем они вышли на сушу, их чешуя лопнула, и вскоре они изменили свой образ жизни. Первые люди зародились в рыбах и, вскормленные до такого состояния, когда они стали способны выживать самостоятельно, были извергнутые с рыб и вышли на землю. Учение Анаксимандра целом материалистическое.

 

Анаксимен (ок. 585-ок. 527 до н.э.) - ученик и последователь Анаксимандра. Началом всего сущего считал воздух, по размерам безгранично, а по своим качествам определен. Анаксимен считал, что боги возникли из воздуха. Воздух можно рассматривать как силу, которая пронизывает все стихии и тела. Движение вечный, поэтому все вещи взаемоперетворювани. Различные степени плотности воздуха порождают различные стихии от огня к камню, из которых в свою очередь состоят все вещи. Земля плоская и она держится в воздухе, подобно Солнцу, Луне и другим небесным телам, также плоские. Все небесные тела происходят от Земли. Солнце - это земля, вспыхнувшая в результате быстрого движения и нагрева. Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух охватывают все мироздание, считал Анаксимен.

 

Гераклит (бл.520-бл.460 до н.э.) происходил из Эфеса и создал всестороннюю и глу-боко проработанную философскую систему. Считают, что он автор книги "О природе", которая состояла из трех частей: «Про Все», «О государстве», «О божество». Учение назвали "темным", потому что оно не соответствовало традиции и современники не понимали, потому опирались на натуралистические представления о мире.

 

Гераклит говорил о течении явлений вселенной и неизменный закон этого течения. Только иллюзия чувств приводит нас к ошибочному мнению о неизменности бытия. Разум говорит, что все постоянно меняется. Первоначальная сущность всех вещей - огонь. Пламя кажется нашим чувством постоянным, хотя на самом деле его поддерживает процесс неустанных изменений. Так в постоянном на вид бытии всех вещей является лишь непрестанное возникновения и исчезновения. Дело - это момент устоявшегося. В изменении явлений господствует не произвол, а непреложный закон - логос, всемогущая судьба, течение явлений регулирует правилам. Гераклит учит, что вечный круговорот огня - это бог, судьба же - логос, образующей существующее противоположных стремлений. Все происходит по определению судьбы-логоса, тождественной с необходимостью. Логос - это эфирное тело Вселенной, он пронизывает всю субстанцию Вселенной.

 

Онтология. Космос для Гераклита - это вечно живой огонь, мерами вспыхивает и мерами угасает. "Этот космос, таких же для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорается и мерами угасающим". Все обменивается на огонь и огонь на все. Огонь для Гераклита - символ всех других явлений природы, ибо видимая форма процесса в мире - огонь. В огне есть и материя, и ум, которые нераздельны в создании Вселенной. Огонь прежде воспринимается чувствами, поскольку переплавляет, превращает в другое материальные вещи. Огонь и символ вечного духа, мысленно разрушает и образует вещи. Дух растворяет мысли о воспринимаемое чувствами, расплавляет и поглощает их будто пламя. Та сила, которая физическим образом действует в огне, на высшем уровне живет в душе человека. В своем тигле душа расплавляет чувственное и превращает его в созерцание вечного.

 

В мире материального Гераклит отмечает взаимосвязь и взаимопревращения четырех стихий, четырех начал сущего. Судя по всему, эта идея была трудной для адекватного восприятия преемниками. Максим Тирский понял мысли Гераклита так: "Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля-смертью воды". Марк Антонин понял иначе: "Смерть земли-рождения воды, смерть воды - рождение воздуха, смерть воздуха-рождения огня, и наоборот".

 

Диалектика Гераклита опирается на закон взаемозбигання противоположностей, на закон роковой. Если бы в мире не было противоположностей, если бы в нем не жили наиболее разные и противоположные друг другу стремления, то мир преходящего не мог бы существовать. "Одно и то же живое и умершее, то, что проснулось и то, что спит; молодое и старое, ибо прежнее исчезает во втором, а второе - в первом". Единство противоположностей в том, что мы живем смертью одних и умираем жизнью других. Наша жизнь - их смерть. Наша смерть - их жизни. Только с точки зрения быстротекущей жизни может цениться выше, чем умирание. Умирание-это освобождение места для новой жизни, но и в новой жизни, как и в старом, живет вечно. Если человек носит в себе это вечное, то она с одинаковыми чувствами смотрит на жизнь и на смерть. Если же человек не пробудила в себе вечного и не поняла его, то жизнь имеет для него особую цену. В роковой необходимости заключается принцип справедливости, так как в сущности необходимость есть внутренняя мысль создания и управляет им изнутри. Борьба - отец всего, отметил Гераклит. "Следует знать, что борьба всеобщая, что справедливость в распри, все рождается из-за расстройства и по необходимости". Но то, что открывается в этом раздоре, что разлито в нем, это не война, - это гармония. Мудрец должен подняться до понимания божественной скрытой гармонии. Для бога все прекрасное и справедливое, но люди определили одно как справедливое, а другое - как несправедливое.

 

Гносеология. Гераклит рассматривал проблему познания, считая, что человек имеет два источника познания истины: чувственное восприятие и логос. Наиболее совершенными органами чувств Гераклит считал зрение и слух. Причем глаза более точные свидетели, чем уши. Достойные сострадания те, кто бездумно накапливают знания и гордятся их объему. Таков и Гесиод, ибо известно, что он овладел большим объемом знаний, но не распознал дня и ночи, хотя они одно. И даже очень умный человек чаще познает только кажущееся и лелеет его. Блестяще Гераклита: «Многознание ума не научает». Ему понятно, почему люди обращают внимание на внешнее, преходящее. Потому что каждый человек живет так, будто имеет свое особое понимание происходящего. Но логос присущ всем. Это значит, что все люди потенциально способны услышать голос божественного в законах. Беда их в том, что даже стараясь (бодрствует), они как бы спят. В массе своей "люди не знают, что они, стараясь, делают". В поведении человека, в его отношении к окружающему, присутствует способность реагировать быстрее на внешнее, на изменчивое, временное. Причем реакции обычного человека предсказуемы, а потому в ее поведении очевидна механистичность. И в узнавании человека очевидна этажность: "Ведь существует единственная мудрость: познать замысел, устроивший все через все". Для человека с грубой душой глаза и уши - плохие свидетели, поскольку она не причастна божественному разуму, и ей не дано познать истину. Истина - это трудно. Только люди, которым бог дал способности к познанию, могут познавать. Поэтому и звучат вызовом слова Гераклита: "Один для меня равен десяти тысячам, если он лучший".

 

Человек для Гераклита - это существо олицетворенная, смешанная с противоречивых стихий. И она же должна примирить эти стихии. В человеке природа творит свое высокое. Человек двойственна: в ней живет противоположность вечного и временного. Человек одновременно и зависимая, и независимая, в ней действует дух производный от временного. В этом особенность человеческой души, временное действует как вечное. В душе укоренившееся противоречивое восприятие мира, в ней человек стоит между богом и животным. То, что рвется из человека наружу - ее демоническое: "Характер человека - его демон",-отмечает Гераклит. Все дело в том, какая у человека душа, который ее демон. Личное каждого человека - носитель демонического, вечного. Для демонического личное - лишь форма проявления: "Человек бессловесная перед демоном, как ребенок перед взрослым". Но человек, который познал свое демоническое, свою сущность, причастность к божественному, вечному, начинает смотреть назад и вперед. Такой человек возвышается над собой, предпочитая вечной славе, она находит в своей душе логос.

 

Демон не принадлежит только одной личности, он переходит из личности в личность. Отсюда идея реинкарнации. Осознание демонического в себе - это осознание того, что над моей личностью уже работали в прошлом. Гераклит не воспринимает учение тех мыслителей, кто неспособны осознать, "что мудрость отстранена от всего". "Что у них за ум, что за ум?", - Спрашивает Гераклит. Ведь они верят народным певцам и считают своим учителем толпу, не зная, что большинство - это плохо. Первородный грех человека в том, что она держится в своем сознании за то, что проходит, и это отвлекает ее от вечного. Тогда все, что происходит с ней, человек считает идущим от жизни. Жизнь становится опасностью. Взрослый серьезно воспринимает для ребенка игра. Тот, кто знает, ведет себя как ребенок, и жизнь предстает как игра. Гераклит отмечает, что Вечность - это ребенок, который играет, это - царство ребенка.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии