Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Атмосфера философствования, сложившейся в Древней Греции в течение V в. до н.э., привела к многочисленным подходов к сущности архетипы понятие единого мирового принципа, восходящего начала, лежащего в основе мироздания.

Вспомним: Фалес и его последователи пытались объяснить мир на основе природных сущностей, Гераклит ввел понятие огня, Парменид рассуждал о бытии вообще. Были попытки объяснить мир, исходя из других представлений. Однако неизменно придерживалась одна предпосылка: едином мировом принципа приписывалась свойство неизменяемости. Ведь возникновение и исчезновение не могут быть существенными для истинного бытия. А изменения могут быть объяснены только тогда, когда в основе вещей является неизменное начало. Место одного неизменного бытия элеатов можно было бы занять множеством восходящих форм бытия, каждое из которых было бы наделено свойствами постоянного бытия.

 

Наглядно объяснения изменений при допущении множества элементов представляет собой процесс смешивания простых составных частей - вино и вода, например, или соль в воде. Если все изменения связаны с процессом смешения и выделение элементарных неизменных составных частей, то исчезновение и возникновение в строгом смысле слова нет. Из такого предположения неизбежны два последствия. Первое: смешивание происходит под влиянием внешней силы, а значит и причина всякого движения чисто внешнее. Второе: элементы, присутствующие в смешиваемом, не могли мыслиться как имеющие внутреннюю жизнь, а такое свойство ранние натурфилософы приписывать архе. Далее, движение частиц, смешиваемых и выделяются из смеси, предполагает пространство, не было ранее занят этими частицами. Таким образом, возникали представления о "пустое пространство", в котором движутся частицы. Наконец, сами дольки, меняющимся смешением которых принадлежало объяснить явления, должны были сами иметь свойство неизменности их бытия. Их было принять за последние, неделимые первоэлементы мироздания.

 

Атомистическая картина мироздания Левкиппа-Демокрита-закономерное следствие и развитие материалистической, натурфилософской традиции. О личности Левкиппа (ок. 500-440 до н.э.) почти нет свидетельств. В учении его главным считалось признание небытие. Левкипп учился в элеапв, а также творчески воспринял взгляды пифагорейцев. Ему приписывают авторство "Большого Свитострою".

 

Демокрит (460-370 до н.э.) из Абдеры родился в богатой семье и свою долю наследства принял на путешествия, обучение и общение с учеными людьми. Так, в Афинах он встречался с Сократом и Анаксагором. Демокрит был известен как философ, смеется. Но смех его был горьким: он «смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела». Считают, что Демокрит написал 70 произведений по философии и других наук, до нас не дошли, а сжечь все сочинения Демокрита стремился уже Платон. Аристоксен писал: «Ясно, он знает, что ему придется спорить с лучшим из философов».

 

Онтология. Левкипп и Демокрит учат, что элементов всего сущего два - полное и пустое, бытия и небытия. Полное они называли бытием, а пустое - небытием, считая, что оба начала являются реальными материальными причинами всех вещей. Бытие - антипод пустоты. Если пустота едина, то бытие многочисленное. Если пустота безгранична и бесформенная, то у каждого элемента бытия своя внешняя форма. Бытие здесь конкретное, потому что деление бытия до бесконечности бессмысленно. Тела состоят из неделимых, мелких первых начал - атомов.

 

Демокрит утверждал, что атомы по своей природе невидимы и недоступны ощущениям. Атомы поэтому похожи ни на искры огня, ни на капли воды, ни на пылинки и т.д.. В отношении силы и формы они не являются ни тяжелыми, ни легкими, ни горячими, ни холодными, ни плотными, ни твердыми, ни мягкими, подобно тому, как эти свойства проявляются в больших телах. Все перечисленные качества является продуктом соединений и комбинаций атомов.

 

Атом - это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая самостоятельная частица вещества, в которой нет пустоты. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, в нем нет частей. Это внутренняя суть атома. Внешне же он имеет определенную форму. Есть атомы шаровидные, угловатые, гачковиди, вогнутые, выпуклые и другие. Бесконечное множество форм атомов объясняющий по мнению атомистов бесконечное многообразие явлений. Кроме своих форм атомы отличаются порядком и положением: как АВ от ВА, как сигма от антисигмы. Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) всегда разделяет атомы (бытие). Поэтому столкновения атомов не следует понимать буквально, иначе они слились. Атомы подвижны, потому что движение - вечное свойство вечных атомов.

 

Атомы Демокрита лишены цвета, запаха, звука. Все эти качества возникают в субъекте в процессе взаимодействия атомов и органов чувств. Сами по себе атомы безвкусные, но кислый вкус, например, делает только определенная форма атомов. Вещи текучие и изменчивые вследствие того, что они возникают из-за соединения и сплетения атомов и исчезают через разъединение, разбегания атомов. Атомисты смогли построить вещественную картину мира, в которой возможно возникновение и уничтожение, движение и множественность.

 

Атомисты - геоцентристы, поскольку считают, что Земля одинаково удалена от оболочки космоса, а потому - неподвижная. Вокруг движутся звезды-достояние нашего мира. Земля возникла раньше светил, а Солнце - раскаленное железо или раскаленный камень огромный по размерам. Число многообразных миров бесконечно, а каждый мир замкнут, шаровидный и покрыт "хитон", сплетенным из крючковатых атомов. Миры преходящи. Одни из них возникают, другие находятся в расцвете, третьи погибают.

 

Детерминизм. Демокрит считал, что ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости (ананке). Он исключает случайность из жизни людей, утверждая, что люди придумали идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную безрассудство. Демокриту приписывают слова, что он предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем получить персидский престол. В вопросе о причинности атомисты односторонние. Вместо того, чтобы обосновать причинностью необходимость, они возвели необходимость в причинности.

 

Жизнь и душа. Демокрит уверен, что живое возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. Учение Демокрита о происхождении жизни такое: после разделения мрачного хаоса на воздух и землю, поверхность ее вздулась от теплоты, образовав покрытые тонкой кожицей гнилостные пузыри с живыми плодами в них. Плоды будущих самцов были "допечени", а самок - нет. Аналогично возникли и растения. Первые люди также возникли из воды и ила. Человек отличается от животных тем, что она получила в судьбу больше теплоты, тело человека состоит из материи более чистой и лучше впитывает в себя теплоту. Человек вобрала в себя и некоторое количество божественной природы. Отсюда у нас ум, ум и мысль, и мы можем исследовать сущее. Душа для атомистов имеет физическую сущность. Душа и разум одинаково только совокупность атомов. Глупая часть души - источник подвижности и жизненности тела распределена равномерно по всему телу. Разумная часть души находится в грудной клетке. Дыхание - это обмен атомов души со средой. Отсюда представление, что все живое имеет душу. Душа и теплота-одно и тоже, так как в их основе особые малые, круглые, "скользкие", подвижные атомы. Атомисты учили о смертности души, после смерти тела рассеивается в воздухе. Но они учили и другому: умный человек может приумножить атомы души, сделать душу более совершенной.

 

Гносеология Демокрита опирается на представление о телесности души и различает два рода познания соответственно двум видам существования: существующее в действительности и существующее в общем мнении. В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные же качества субъективны и существуют лишь в общем мнении. Одинаковые атомы одинаково влияют на нормальные человеческие органы чувств и всегда порождают те же ощущения. Поэтому чувственные качества истинные: "действительность находится в явлениях".

 

Демокрит признает два рода познания: с помощью ощущений и с помощью мышления. Первое есть темное (незаконнорожденное), второе-истинное (законнорожденным). Демокрит НЕ противопоставлял чувства и разум. Есть свидетельства, что он брал их в единстве: разум идет дальше ощущений, но он опирается на их показания, так как истинность сконструированной разумом картины мира - это соответствие ее чувственной картине мира. Постижение мира тяжелое: «Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)». «Действительность - в пучине». Поэтому субъектом познания является все же не любой человек, а лишь мудрец. Демокрит сказал: «Мудрец - мера всех существующих вещей. С помощью чувств он - мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума - мера воспринимаемых умом вещей ». Демокрит тщательно исследовал такие ощущения, как слух, вкус, зрение. Особенно интересно последнее. Мы знаем сейчас, что свет падает на сетчатку глаза, что позволяет нам видеть окружающее. Демокрит считал, что образы (эйдосы), проникая в тело, дают зрительные ощущения. Образы - тончайшие оболочки тел, их материальные копии. Они постоянно несутся от тел. Оставив тело, образ становится самостоятельным. При этом образы воспринимают также отражение душевных движений и мыслей, характеров и переживаний каждого. Теория образов позволила Демокриту объяснить сновидения. Образы, проникая в глубь тела через поры, потом всплывают вверх как сонные видения. Важно, чтобы они попали в тело не искаженными. Но, например, осенний воздух, наполненный падающим листьями, часто искажает и сбивает образы с их пути.

 

Этика. Демокрит рассматривал проблему богатства и бедности как моральную. Богатые и бедные будут всегда, но важно отношение к богатству и бедности. Богатством надо пользоваться разумно, принося пользу народа. Бедным следует утешаться тем, что имеют и тем, что кто-то еще меньше. Богатый тот, кто беден желаниями. Бедняк избегает злого коварства, зависти и ненависти. Он счастлив. Счастье не в богатстве - оно в душе. Счастлив тот, кто довольствуется малым. Эвтюмия - "хороший дух" - определяется как такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, она не потревоженная ни страхом демонов, ни какой-либо страстью. Эвтюмия - это уравновешенность, гармония, размеренность, симметрия, безмятежность, невозмутимость, бесстрастие, благое состояние духа, не тождественен наслаждении. Средства достижения эвтюмп - мера во всем, умеренность, золотая середина. Надо учиться избегать перегрузок, побеждать в себе страсти. Демокрит считал, что именно этому учит философия: "Философия освобождает душу от страстей".



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии