Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Аристотель (384-322 до н.э.) родился в Стагире, в семье придворного врача македонского царя. В течение двадцати лет был учеником Платона. В 343 г. стал воспитателем будущего царя Александра Македонского.

В 335 г. создал свою школу - Ликей, где философские дискуссии велись во время прогулок по аллеям школы, отсюда название перипатетики. Аристотель оставил после себя большое философско-литературное наследие.

 

Онтология. Аристотель определил, что, с одной стороны, существует единое телесное начало, из которого состоит природа тел, подлежащих круговращению, а с другой - четыре тела, обусловленных четырьмя стихиями: огонь, воздух, вода и земля. Аристотель утверждал, что эти начала взаемоперетворювани и потенциально каждый элемент содержится в каждом из них, потому что они имеют единый и тождественный субстрат, к состоянию которого они наконец распыляются. Все околоземное мир состоит из этих тел. Этот мир по необходимости непосредственно связан с вращением небес; все его способность к движению направлена оттуда первопричиной. Эта первопричина вечна и не имеет в пространстве цели своего движения, но она всегда вблизи цели (en telei), а все остальные четыре тела отстоят друг от друга и занимают определенные места. Причиной всего, что происходит в околоземном мире следует считать четыре стихии в виде материи (понимаемой как субстрат и страдающее), тогда как сила или способность (dynamis) тел вечно движущихся должна рассматриваться как причина (откуда начало движения).

 

Субстанцию Аристотель понимает как бытие совершенно самобытное, существующее в самом себе, а потому бытие единичное. Субстанция - это бытие, выступает как предмет познания, происходит в понятиях. Субстанция, как бытие, существует независимо от сознания человека, поэтому она всегда объективна. Сущность - это ключ ко всему сущему: «Сущность в самом восходящем и безусловном смысле - это то, о чем не говорят как о подлежащее, и что находится ни в каком подлежащих». Аристотель не сводил сущность к конкретным формам вещества, например, в воды или воздуха. Сущность не сводится ни к числам пифагорейцев, ни к идеям Платона. «Под сущностью мы понимаем один из родов сущего; к сущности относится, во-первых, материя, сама по себе не является определенное что-то; во-вторых, форма или образ, благодаря которым она уже называется определенным нечто, и, в-третьих, то , состоящий из материи и формы. Материя есть возможность, форма же - энтелехия (фактическая данность), и именно в двояком смысле - в таком как знание, и в таком как деятельность созерцания ». Исследуя этот вопрос, Аристотель пришел к выводу, что сущностью можно признать субстрат как суть бытия и всеобщее. Субстрат есть что-то "под-ложась", то есть то, что лежит в основе двояким образом, как эта вот отдельная вещь, или как материя для осуществления. Материя не может быть сущностью, поскольку она не способна к отдельному существованию и непознаваема в понятии.

 

Важны в онтологии Аристотеля понятия материя и форма. В плане бытия форма является сущностью вещи. В плане познания форма является понятием о вещах, определением вещи. В форме Аристотель объединяет вечность и общность. "Форма" - это общее, а в реальности форма выступает как единичная вещь. Поэтому для того, чтобы "форма" стала формой какой-либо единичной вещи, надо к "формы" (как общего) присоединить еще что-то, причем нечто совершенно неопределенное - субстрат или материю. Что-то неопределенное, что приобрело форму, то есть о форм-лене, становится определенностью бытия. Таким образом, существенным свойством материи является "позбавленисть формы", бытие "в возможности". Поскольку материя лишенная формы, она может быть оформлена как угодно. Итак, материя (субстрат) заключает в себе два определения: 1) отсутствие "формы", что в ней возникает впоследствии, 2) возможность этой "формы" как уже совершенного бытия.

 

Аристотель ввел понятия первой и последней материи. Последняя материя есть возможность определенной «формы» и особая действительность. Последнюю материю можно определить как медь, огонь, воду и т.д.. Первая материя может стать какой угодно действительностью, но сама по себе она не есть действительность, она нигде и никогда не может восприниматься посредством чувств. Первая материя лишь мыслится, а потому она - "неопределенный субстрат".

 

Признавая четыре элемента сущего, Аристотель пришел к выводу, что должен существовать элемент особый, по своей природе вечный и неизменный. Это - эфир (квинтэссенция), которым повсеместно заполнен мировое пространство, обладает божественной силой. Неизменность эфира - то же, что неизменность неба и небесной сферы. Эфир Аристотель назвал первым элементом, а в философии он известен как квинтэссенция, есть пятая сущность. Эфир нельзя уподобить ничему в нашем мире Гносеология Аристотеля опирается на представление об объективном существовании мира. «Если существует одно только чувственное восприятие, то не было бы ничего, если бы не было одушевленных существ, потому что тогда не было бы чувственного восприятия ... Но, чтобы не существовали те предметы, вызывающие чувственное восприятие, хотя бы самого восприятия и не было,-это невозможно. Ведь чувственное восприятие, конечно же, не воспринимает самого себя, а есть и что-то другое кроме восприятия, необходимо раньше его, потому что то, что движет по природе, раньше того, побуждающих к движению ».

 

Аристотель - ученик Платона, хотя заявил: «Платон мне друг, но истина дороже». Показательна критика учения Платона об идеях. Аристотель исходит из того, что в плане бытия идеи не предшествуют материальным вещам, но в плане логическом, согласно определению. Во-первых, теория идей требует существования отдельной идеи и для каждой отдельной вещи и для каждого рода и вида. Получается, что идей больше, чем единичных чувственных вещей. Во-вторых, теория идей внутренне противоречива. Сторонники теории считают, что идеи есть везде, где есть знание общего. Но в таком случае должны существовать и идеи отрицательного, уничтожаемого, несуществующего, что противоречит сущности теории идей. В-третьих, сторонники теории идей утверждали, что вещи приобретают значение сущностей, только приобщаясь к идеям. В итоге получалось, что никакого особого мира идей, отличного от мира вещей, не существует. Ведь сущность означает одно и то же в мире чувственно воспринимаемого и в мире идей. В-четвертых, по мнению Аристотеля, признавать, что вещи суть копии идей - значит болтать и говорить поэтическими метафорами. У каждой вещи множество свойств, поэтому она как бы имеет прообразами несколько идей. В-пятых, «как могут идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?». Обобщая Аристотель сделал однозначный вывод, что идеи являются причинами вещей, но сами они зависят от вещей.

 

Аристотель в теории познания сенсуалист. Без чувств нет знаний. Данные ощущений человек кладет в основу образования общих понятий. Органы, чувствуют, сами по себе не порождают ощущений, потому что для факта ощущений нужный предмет, который чувствуют, вне воспринимающим субъектом. Все объекты Аристотель разделял на две группы. В первой-объекты, воспринимаемые с помощью отдельных органов чувств, например, звук, цвет, запах. Во второй - объекты, воспринимаемые сразу всеми органами чувств: движение, величина, фигура.

 

Посредственный звено от ощущений к понятиям - представления, т.е. образы, возникающие, когда предмет уже удален от органов чувств человека. Представление отличается от ощущения меньшей определенностью и поэтому порой обманчиво. Человек не может остановиться на степени представления. Преодолевая ограниченность его, человеку следует открыть пути связи чувственно воспринимаемых явлений с понятием о них, с абстракцией. Областью научного знания является необходимым и всеобщее. Преодолев ограниченности чувственного материала и несовершенство воображения, научное знание открывает истину в ее высших и последних основаниях.

 

На помощь восприятию приходит мыслящее познание, источник которого ум. Ум (нус) является форма форм. Им душа мыслит и понимает. Поскольку научное познание имеет своим объектом общее, бестелесные формы, постольку мыслящее и мыслимое - одно: "То же ум и то, что мыслится им".

 

Логика. Аристотель первый сознательно и всесторонне исследовал проблемы и закономерности человеческого мышления. Следует определить сущность имен-понятий и глаголов, а затем выяснить, что такое утверждение и отрицание, суждения и предложения вообще, писал он в трактате "Об истолковании".

 

Изучая бытия, Аристотель признает реальными единичные тела, а изучая понятие, он признает реальность абстрактного понятия. Аристотель считает, что понятие образуются в результате действий самой души. Часть понятий, как высшие принципы, не требуют доказательства.

 

В понятие общего включаются существенные и закономерные свойства. Между понятиями разными по степени обобщения устанавливается зависимость. Наименее общие схватывают отдельную сущность, конкретную вещь. Перечисление качеств, присущих целой группе явлений, отличающих одну группу от другой, и фиксация их в понятии - вторая ступень образования понятий. Это видовое понятие, подчиненное родовом и образуется через указание рода и видового отличия в пределах данного рода. Так, видовое понятие лошади образуется через родовое понятие животные и те признаки, отличающие лошади от других видов рода животных.

 

Для создания научного определения нужно знать законы сочетаний понятий в суждениях и умозаключениях, что и является предметом логических поисков Аристотеля. Для научного мышления важно иметь способность строго учитывать способы сочетания понятий.

 

Аристотель определил суждения как выражение, в котором что-то о чем-то говорят или отрицают. Он дал классификацию суждений: 1) по качеству (утвердительные и оспаривающие) 2) по объему охватываемых в суждении понятий, 3) по модальности, т.е. после того, высказываются ли они об истинном, необходимо ли бытия.

 

Теология. Именно Аристотель ввел в философский оборот понятие теология, или учение о Боге. Бог вместилищем всех сверхъестественных, отделенных от материи качеств. Бог есть сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей. Всесторонне исследовав природу движения в связи с материей и формой, Аристотель пришел к выводу, что движение, которое происходит в мире, не имеет ни начала, ни конца, то есть он вечен. Если мир существует вечно и мировой движение вечно, то необходимо предположить, что есть вечная причина мира и вечный двигатель мира - первый двигатель. Перводвигатель мира, по мнению Аристотеля, есть вечная причина мирового процесса, то есть Бог. Здесь онтология и космология Аристотеля сочетаются с его теологией, или богословием, что и было широко использовано и систематизированное христианскими и исламскими богословами.

 

«Мы говорим поэтому, что Бог есть вечная, лучшая живое существо». Бог Аристотеля - это ум, который мыслит сам себя. Ум и предмет его - одно и то же. Ибо то, что способно принимать в себя предмет мысли и сущность, есть ум, а деятельный он, когда имеет предмет мысли. В общем, бог Аристотеля - это философ, философский бог. Сама философия возможна как мыслящий мировоззрение.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии