Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Христианская философия средневековья, именуемая схоластикой, имела три периода. Первый - возникновение и развитие схоластики в XII в. Второй - расцвет схоластики - XIII вв. Третий - застой и упадок - XIV-XV вв. Для средневековья

характерна определенная психология мышления, которая должна корпоративный дух. Поэтому для средневековья характерно дальнейшее накопление суммы объективных истин. Истина здесь представляется в духе Августина, как такова, что стоит над человеком, как объективная реальность, которую следует найти, а найдя распространить дальше.

 

Но не только дидактической деятельностью ограничены поиски знания. К сожалению, эпоха имела немного учителей, способствовали развитию науки. Бернард Шартрский (1-я пол. XII в.) Сравнивал современников с карликами, стоящими на плечах гигантов. Впрочем, в этом случае и карлики видят дальше великанов.

 

В средневековом философствования господствуют школьные знания. В эту эпоху индивид во всех сферах отходит на второй план, отступает перед корпорацией, перед школой, имеет особое значение. Средневековая философия по своей сути - школьная наука. Отсюда и широко распространенное определение средневековой философии и теологии-схоластика. В начале средневековья слово "scholasticus" употребляли для обозначения учителя, а иногда и ученика "семи свободных искусств". Они включали в себя тривиум: грамматика, диалектика, риторика, и квадриум: геометрия, арифметика, астрономия, музыка. Исторические явления по своему идейному направлению и формальном выражении совсем выходили за пределы школьной традиции: мистика, пантеизм и др.. - Относят именно к философии средневековья, а не к схоластике. Школьная наука утверджуваласьна собрании университетских преподавателей и главных капитулов орденов, где определяли, чем следует и почему следует учить в теологии и философии. Развивается абсолютное уважение к авторитетам и категоричность суждений. Форма изложения от изначально цветастой, поэтической приходит к простой, сухой, абстрактной прозы. В схоластике преобладает логический смысл трактуемых проблем. Схоластика становится слишком утонченной интеллектуально, а потому - обезличенной. Собственно, с критики этой ее стороны и начинается гуманистический дух Возрождения. Для схоластики характерны ожесточенные споры относительно природы общих понятий - универсалий. В этом вопросе философы и теологи решительно разошлись и образовали два лагеря: номинализм и реализм.

 

Иоанн Скот Эриугена (810-877) - ирландец, предтеча средневекового реализма, преподавал в придворной школе в Париже. Его философско-теологические идеи наложили отпечаток на все схоластическое философствование. Эриугена считал, что истинная философия и истинная религия-суть одно. Протестовал против догм христианских теологов, так как считал, что толковать слова святых отцов надо соответственно нашему пониманию. Разум все-таки выше авторитета отцов церкви. Если ум пришел к какому-то результату с помощью правильного умозаключения, то он должен удержать его, хотя бы это противоречило учению отцов церкви. Однако ум сам по себе - тьма. Он не может проникнуть в божественные тайны, если его не озаряет солнце Божественного Слова. Поэтому даже не ум созерцает высшую истину, считал Эриугена, но сама она созерцает себя в человеке. Не человек находит Бога, но Бог находит себя Самого в человеке.

 

Эриугена разделял бытия на четыре природы. Первая природа-несотворенная и такая, что творит. Это - Бог - высшая действующая причина всех вещей. Вторая природа - создана и такая, что творит. Это - совокупность идей в Божественном Слове. Это - и божественные мысли и потенции, что творят. Третья природа - создана и такая, что не создает. Это - чувственно воспринимаемый мир, наполненный всеми возможными вещами, телами и индивидами. Наконец, четвертая природа - не создана и такая, что не создает - это опять Бог, поскольку Он есть последняя и конечная цель всех вещей, которая возвращает всех их к себе. Тем самым Эриугена подчеркнул, что изучать бытие принадлежит в двояком направлении.

 

Эриугена был диалектически мыслящим философом, он опирался на учение Платона и его последователей, тогда было распространено. Даже Библию тогда почти не читали. Поскольку Эриугена соблюдал взглядов платонизма, он считал, что общие понятия существуют реально, абсолютно, внечувственного, что общие понятия еманують в чувственно воспринимаемые материальные вещи.

 

Росцелин (ок. 1050-1120) - французский мыслитель-номиналист. Он считал, что истинное объективное бытие присуще лишь единичным вещам. Общие понятия - универсалы - это только имена (nomina) вещей. Более того, для Росцелина универсалы только звуки голоса, косвенно относятся к вещам, поскольку есть слова, например, чернота, созданные только языком. Есть и черные вещи, но слово чернота ничего не выражает. Так же и родовое слово "человек" существует только в языке, а в реальности является Сократ, Платон и другие отдельные люди. Анализируя догмат божественной Троицы, Росцелин утверждал, что это три разных боги. Пьер Абеляр (1079-1142) продолжил традицию номинализма. Однако он отверг представление о универсалы, как простые слова, ничего не обобщают. Универсалия для него, - это слово с определенным значением, определяет многие предметы. Они как общие понятия несут в себе не только отдельные черты, присущие группе вещей, но в универсалиях присутствуют результаты деятельности человеческого разума. Здесь Абеляр опирался на ясное понимание специфики чувственного и рационального в познании. Универсалы возникают в процессе чувственного познания отдельных вещей и обобщение чувственного опыта посредством разума, а потому универсалии существуют лишь в человеческом разуме.

 

Александр из Гэльса (ок. 1185-1245) - английский богослов-реалист, учился в Париже и сам преподавал там. В 1231 г. он вступил в Орден францисканцев. Написал объемную работу "Summa universae theologiae", что систематизировала католическое богословие. Работа построена по трехчленной схеме, получившей в дальнейшем широкое распространение. Сначала в ней излагаются все доводы за и против решения какого-либо вопроса, взятые и в христианских теологов, и в греческих, арабских и еврейских философов. В завершение дается систематическое решение проблемы и оценка всех изложенных мыслей.

 

Новым у Александра гэльский было целостное использование в интересах теологии философии Аристотеля. Александр - реалист, поскольку признает существование универсалий в божественном разуме. Универсалии-божественные прототипы всех вещей, по которым Бог создал мир из ничего. Понятно, что универсалы в вещах существуют как формы божественных прототипов.

 

Философские и натуралистические взгляды Альберта фон Больштадта (1193-1280). Родился он в Баварии. Изучал логику, грамматику и диалектику в университете в Падуе. Самостоятельно приобрел глубокие знания в математике и естествознании, которые принесли ему славу учителя магии. Там же он вступил в доминиканский орден, добился высокого положения в ордене, был провинциалом, епископом. Как священнослужитель и преподаватель много ездил по Европе, читал лекции в городах Париж, Болонья, Кельн, Вормс, Регенсбург. Для этого прославленного преподавателя в Парижском университете я его лекций не находилось достаточно вместительной аудитории. Эрудиция его была огромной в области естественных наук, литературы, языков. Даже неполное издание его произведений в 1651 году включало в себя 21 т. Его называли Альберт Великий и удостоили почетного титула Doktor universalis. Говорят, что Альберт строил совершенные автоматы. Так, однажды, в тайную мастерскую его появилась красивая женщина, приветствовала Фому Аквинского человеческим голосом. Почувствовав что-то неестественное и боясь дьявольской наваждения, он начал бить женщину палкой, которая упала на пол со странными звуками. Альберт, который только вошел гневно сказал: "Фома, что ты наделал, ты уничтожил мой труд 30 лет!".

 

Естественнонаучные знания Альберта были большими. Он говорил о важном влияние гор, морей и лесов на жителей и на плоды их труда. Твердо верил в возможность найти камень мудрых. Знал он природу зачатия, беременности и рождения человека. Планеты влияют на развитие зародыша, каждая в свою месяц, согласно порядку сфер от Сатурна до Луны. Сфера Сатурна находится непосредственно возле небесной сферы и душа человека получает от этой планеты индивидуальность и ум. Юпитер дает душе щедрость и благодушие. Марс придает душе страсти, гнева и воинственности. Важный день Луны, в который родился человек. Одни из них счастливы, другие нет. Альберт Великий указывал, когда и в какое время суток следует собирать лекарственные травы, при которых планетных констелляции.

 

Сущность и происхождение души также исследовал он. Душа человека, по его мнению, - субстанциальной и содержит множество потенций, потому что она сосредоточивает в себе потенциал всех предшествующих ей в природе форм. Когда зарождается человек, то на все живое и то, что чувствует, действуют силы, которые находятся в зародыше благодаря влиянию души и высшего разума. Сама субстанция души сочетается с телесными органами человека с помощью растительного и чувственной потенций.

 

Растительное душа распределена в каждой части растения, где она питается и растет. Душа чувствует, у животных имеет окончательную совершенство, она определяет и делает совершенным целое, потому что в целом находится вся совокупность его способностей. Поэтому глаз льва не тварь лев, ибо душа льва относится к нему всего. Умная душа, в силу того, что она является формой человека, делает человека именно такой. Подчиненные человеческой душе потенциальные силы растительной и чувственной души, распределенные ею между частями тела. Сама же разумная душа, согласно естественному бытию соединена с целым, а не с какой-либо его отдельной частью. Разумная душа творится в человеческом зародыше по велению Бога и является, несомненно, отражением Его света. Разумная душа как наиболее истинная форма концентрирует в себе все потенции: бытие, жизнь, чувства, мышление. Она ближе всех к Первопричины и непосредственно связана с ней.

 

Альберт Великий - богослов. Он настойчиво исследовал необходима взаимосвязь философии и богословия, считая, что они имеют разное источник постижения Истины. Богословие выходит преимущества веры, а философия опирается на истины разума. Естественно, что цель богословия вести нас к благочестию и поэтому к спасению. Это практическая наука, потому стремится к знанию как к средству спасения. Цель философии - в самом знании, поэтому она - наука умозрительная.

 

Материю и форму Альберт рассматривал как принципы бытия телесных вещей. Материя сама по себе неопределенный субстрат и как таковой у него есть возможность определенной вещи. Форма - принцип определенности и потому действительности. От соединения формы с материей получается compositum-определенная и действительна субстанция. Но в духовных, нематериальных существ вместо соединения формы с материей имеет место соединение сущности и первого субъекта. Форма потенциально уже содержится в материи и поэтому возникновение вещи заключается в том, что под влиянием действующей причины форма развивается из материи. Форма мнение ума, осуществленная в материи как в субстрате. Будучи творением и откровением ума, форма обусловливает умоосяжнисть вещей. Универсальность - свойство формы, а не материи. Универсальное - это форма или сущность, которая воплощается во многих индивидах.

 

Творчество Альберта Великого содействие привлечению средневековых мыслителей к глубокому изучению трудов Аристотеля и тем дал импульс дальнейшему развитию философии. Поэтому философия заняла у Альберта сравнительно более независимое положение по отношению к религии, чем в старых схоластов. Разграничил он и области философии и теологии.

 

Doctor Angelicus Фома Аквинский (1225-1274) - сын графа Ландольфа Аквинского. Учился в Монтепасино и Неаполе. В Кельне Фома учился у Альберта Великого, рано заметил большие способности своего ученика. Фома был удивительно трудолюбивый, а всякую проблему пытался исследовать всесторонне.

 

Сущность и сущее - центральные понятия метафизики Аристотеля и они заинтересовали Аквината. Сущим может быть или то, что предполагает что-либо в действительности, или означать истинность суждения. Но во втором случае сущим может быть и отсутствие, и возражения. Например, у слепых глазах является незрячесть. Отсюда наименование сущность берется от того, что называется сущим в первом смысле, поскольку именно оно выражает сущность вещи. А поскольку дело определяется в свой собственный род и вид на основании того, что выражено в ее определении, то наименование "сущность" философы превращают в "щойнисть". То же можно назвать еще и формой, поскольку форма выражает определенность вещи.

 

В составных субстанциях присутствуют форма и материя, как, например, в человеке - душа и тело. Но неверным было бы называть что-то одно из двух сущностью, поскольку сущность занимает и материю и форму. Конечно, в определенном смысле одна только форма является причиной данного бытия как такового, утверждал Аквинат вслед за философом. Однако материя принцип индивидуации, и не всякая материя, но только указанная материя, есть материя в определенных измерениях. В определении человека вообще такой материи мы не предполагаем, но она предусматривалась в определении Сократа, если бы Сократ имел определение.

 

Фома Аквинский как и Аристотель исходит из понятия "первой субстанции". Принципы бытия ее - материя и форма. В понятии материи он отмечает две стороны: негативную и позитивную. Потому что материя отрицает, во-первых, всякую определенность, а во-вторых, материя есть потенция к определенности, то есть к действительности. Поэтому форма ближайшим образом является принцип определенности, а затем принцип действительности "первой субстанции".

 

Субстанциональная форма является то, через что субстанция сама утверждается в своем бытии и становится действительностью. Акцидентальная форма-форма, только присоединяется к субстанции и дает ей лишь внешнюю определенность. Далее необходимо различать формы материальные, находящихся в чем-то другом, и субсистентни. Материальные формы находят свое бытие только в материи, и без материи они ни деятельные. Субсистентни формы имеют свое собственное бытие, а потому могут быть деятельными и действительными и без всякой материи.

 

Человек занимает середину между духовным миром ангелов и материальным миром, соединяя в себе духовное и материальное. Ангелы чистые духи, субсистентни формы, отделенные от всякой материи. Вещи, составляющие природу, - чисто телесного характера. Здесь формы всецело поглощены материей и только в ней могут существовать. Человек состоит из духа и материи и благодаря этому является связующим звеном между двумя противоположными полюсами творения. "Душа" - первичный жизненный принцип в живых существах подлунного мира. Это - первая форма физико-органического тела. Растительное и животное душа - чисто материальные формы или энтелехии. Душа человека - субсистентна форма, духовное существо.

 

Учение о познании. Фома считал, что познание может возникнуть у нас только тогда, когда в том, кто познает, рождается образ познаваемого, осуществленный совместно тем и другим, и который заключается в том, что субъект, познает, определенным образом уподобляется предмету.

 

По мнению Аквината чувство и разум существенно различны. Чувственный образ-формальный принцип чувственного познания. Образ интелигибельний-формальный принцип интеллектуального. Ум зависит от чувств и все познание происходит из чувственного опыта. Врожденных идей нет и ум сам по себе - tabula rasa (чистая доска). Причина здесь в взаимосвязи интеллектуального принципа в человеке с ее телом. Интеллектуальное познание прямо и непосредственно направлены на сущность телесных предметов, постигаются разумом по их явлениях, воспринимаемым в чувственных представлениях. Только впоследствии и уже косвенным образом душа познает самого себя, направляя на себя свое мышление. Наконец, ум поднимается к познанию Бога, но только с помощью умозаключений. Поэтому познание Бога возможно для ума лишь косвенное. Бог познается рассудком.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии