Христианская философия средневековья, именуемая схоластикой, имела три периода. Первый - возникновение и развитие схоластики в XII в. Второй - расцвет схоластики - XIII вв. Третий - застой и упадок - XIV-XV вв. Для средневековья
характерна определенная психология мышления, которая должна корпоративный дух. Поэтому для средневековья характерно дальнейшее накопление суммы объективных истин. Истина здесь представляется в духе Августина, как такова, что стоит над человеком, как объективная реальность, которую следует найти, а найдя распространить дальше.
Но не только дидактической деятельностью ограничены поиски знания. К сожалению, эпоха имела немного учителей, способствовали развитию науки. Бернард Шартрский (1-я пол. XII в.) Сравнивал современников с карликами, стоящими на плечах гигантов. Впрочем, в этом случае и карлики видят дальше великанов.
В средневековом философствования господствуют школьные знания. В эту эпоху индивид во всех сферах отходит на второй план, отступает перед корпорацией, перед школой, имеет особое значение. Средневековая философия по своей сути - школьная наука. Отсюда и широко распространенное определение средневековой философии и теологии-схоластика. В начале средневековья слово "scholasticus" употребляли для обозначения учителя, а иногда и ученика "семи свободных искусств". Они включали в себя тривиум: грамматика, диалектика, риторика, и квадриум: геометрия, арифметика, астрономия, музыка. Исторические явления по своему идейному направлению и формальном выражении совсем выходили за пределы школьной традиции: мистика, пантеизм и др.. - Относят именно к философии средневековья, а не к схоластике. Школьная наука утверджуваласьна собрании университетских преподавателей и главных капитулов орденов, где определяли, чем следует и почему следует учить в теологии и философии. Развивается абсолютное уважение к авторитетам и категоричность суждений. Форма изложения от изначально цветастой, поэтической приходит к простой, сухой, абстрактной прозы. В схоластике преобладает логический смысл трактуемых проблем. Схоластика становится слишком утонченной интеллектуально, а потому - обезличенной. Собственно, с критики этой ее стороны и начинается гуманистический дух Возрождения. Для схоластики характерны ожесточенные споры относительно природы общих понятий - универсалий. В этом вопросе философы и теологи решительно разошлись и образовали два лагеря: номинализм и реализм.
Иоанн Скот Эриугена (810-877) - ирландец, предтеча средневекового реализма, преподавал в придворной школе в Париже. Его философско-теологические идеи наложили отпечаток на все схоластическое философствование. Эриугена считал, что истинная философия и истинная религия-суть одно. Протестовал против догм христианских теологов, так как считал, что толковать слова святых отцов надо соответственно нашему пониманию. Разум все-таки выше авторитета отцов церкви. Если ум пришел к какому-то результату с помощью правильного умозаключения, то он должен удержать его, хотя бы это противоречило учению отцов церкви. Однако ум сам по себе - тьма. Он не может проникнуть в божественные тайны, если его не озаряет солнце Божественного Слова. Поэтому даже не ум созерцает высшую истину, считал Эриугена, но сама она созерцает себя в человеке. Не человек находит Бога, но Бог находит себя Самого в человеке.
Эриугена разделял бытия на четыре природы. Первая природа-несотворенная и такая, что творит. Это - Бог - высшая действующая причина всех вещей. Вторая природа - создана и такая, что творит. Это - совокупность идей в Божественном Слове. Это - и божественные мысли и потенции, что творят. Третья природа - создана и такая, что не создает. Это - чувственно воспринимаемый мир, наполненный всеми возможными вещами, телами и индивидами. Наконец, четвертая природа - не создана и такая, что не создает - это опять Бог, поскольку Он есть последняя и конечная цель всех вещей, которая возвращает всех их к себе. Тем самым Эриугена подчеркнул, что изучать бытие принадлежит в двояком направлении.
Эриугена был диалектически мыслящим философом, он опирался на учение Платона и его последователей, тогда было распространено. Даже Библию тогда почти не читали. Поскольку Эриугена соблюдал взглядов платонизма, он считал, что общие понятия существуют реально, абсолютно, внечувственного, что общие понятия еманують в чувственно воспринимаемые материальные вещи.
Росцелин (ок. 1050-1120) - французский мыслитель-номиналист. Он считал, что истинное объективное бытие присуще лишь единичным вещам. Общие понятия - универсалы - это только имена (nomina) вещей. Более того, для Росцелина универсалы только звуки голоса, косвенно относятся к вещам, поскольку есть слова, например, чернота, созданные только языком. Есть и черные вещи, но слово чернота ничего не выражает. Так же и родовое слово "человек" существует только в языке, а в реальности является Сократ, Платон и другие отдельные люди. Анализируя догмат божественной Троицы, Росцелин утверждал, что это три разных боги. Пьер Абеляр (1079-1142) продолжил традицию номинализма. Однако он отверг представление о универсалы, как простые слова, ничего не обобщают. Универсалия для него, - это слово с определенным значением, определяет многие предметы. Они как общие понятия несут в себе не только отдельные черты, присущие группе вещей, но в универсалиях присутствуют результаты деятельности человеческого разума. Здесь Абеляр опирался на ясное понимание специфики чувственного и рационального в познании. Универсалы возникают в процессе чувственного познания отдельных вещей и обобщение чувственного опыта посредством разума, а потому универсалии существуют лишь в человеческом разуме.
Александр из Гэльса (ок. 1185-1245) - английский богослов-реалист, учился в Париже и сам преподавал там. В 1231 г. он вступил в Орден францисканцев. Написал объемную работу "Summa universae theologiae", что систематизировала католическое богословие. Работа построена по трехчленной схеме, получившей в дальнейшем широкое распространение. Сначала в ней излагаются все доводы за и против решения какого-либо вопроса, взятые и в христианских теологов, и в греческих, арабских и еврейских философов. В завершение дается систематическое решение проблемы и оценка всех изложенных мыслей.
Новым у Александра гэльский было целостное использование в интересах теологии философии Аристотеля. Александр - реалист, поскольку признает существование универсалий в божественном разуме. Универсалии-божественные прототипы всех вещей, по которым Бог создал мир из ничего. Понятно, что универсалы в вещах существуют как формы божественных прототипов.
Философские и натуралистические взгляды Альберта фон Больштадта (1193-1280). Родился он в Баварии. Изучал логику, грамматику и диалектику в университете в Падуе. Самостоятельно приобрел глубокие знания в математике и естествознании, которые принесли ему славу учителя магии. Там же он вступил в доминиканский орден, добился высокого положения в ордене, был провинциалом, епископом. Как священнослужитель и преподаватель много ездил по Европе, читал лекции в городах Париж, Болонья, Кельн, Вормс, Регенсбург. Для этого прославленного преподавателя в Парижском университете я его лекций не находилось достаточно вместительной аудитории. Эрудиция его была огромной в области естественных наук, литературы, языков. Даже неполное издание его произведений в 1651 году включало в себя 21 т. Его называли Альберт Великий и удостоили почетного титула Doktor universalis. Говорят, что Альберт строил совершенные автоматы. Так, однажды, в тайную мастерскую его появилась красивая женщина, приветствовала Фому Аквинского человеческим голосом. Почувствовав что-то неестественное и боясь дьявольской наваждения, он начал бить женщину палкой, которая упала на пол со странными звуками. Альберт, который только вошел гневно сказал: "Фома, что ты наделал, ты уничтожил мой труд 30 лет!".
Естественнонаучные знания Альберта были большими. Он говорил о важном влияние гор, морей и лесов на жителей и на плоды их труда. Твердо верил в возможность найти камень мудрых. Знал он природу зачатия, беременности и рождения человека. Планеты влияют на развитие зародыша, каждая в свою месяц, согласно порядку сфер от Сатурна до Луны. Сфера Сатурна находится непосредственно возле небесной сферы и душа человека получает от этой планеты индивидуальность и ум. Юпитер дает душе щедрость и благодушие. Марс придает душе страсти, гнева и воинственности. Важный день Луны, в который родился человек. Одни из них счастливы, другие нет. Альберт Великий указывал, когда и в какое время суток следует собирать лекарственные травы, при которых планетных констелляции.
Сущность и происхождение души также исследовал он. Душа человека, по его мнению, - субстанциальной и содержит множество потенций, потому что она сосредоточивает в себе потенциал всех предшествующих ей в природе форм. Когда зарождается человек, то на все живое и то, что чувствует, действуют силы, которые находятся в зародыше благодаря влиянию души и высшего разума. Сама субстанция души сочетается с телесными органами человека с помощью растительного и чувственной потенций.
Растительное душа распределена в каждой части растения, где она питается и растет. Душа чувствует, у животных имеет окончательную совершенство, она определяет и делает совершенным целое, потому что в целом находится вся совокупность его способностей. Поэтому глаз льва не тварь лев, ибо душа льва относится к нему всего. Умная душа, в силу того, что она является формой человека, делает человека именно такой. Подчиненные человеческой душе потенциальные силы растительной и чувственной души, распределенные ею между частями тела. Сама же разумная душа, согласно естественному бытию соединена с целым, а не с какой-либо его отдельной частью. Разумная душа творится в человеческом зародыше по велению Бога и является, несомненно, отражением Его света. Разумная душа как наиболее истинная форма концентрирует в себе все потенции: бытие, жизнь, чувства, мышление. Она ближе всех к Первопричины и непосредственно связана с ней.
Альберт Великий - богослов. Он настойчиво исследовал необходима взаимосвязь философии и богословия, считая, что они имеют разное источник постижения Истины. Богословие выходит преимущества веры, а философия опирается на истины разума. Естественно, что цель богословия вести нас к благочестию и поэтому к спасению. Это практическая наука, потому стремится к знанию как к средству спасения. Цель философии - в самом знании, поэтому она - наука умозрительная.
Материю и форму Альберт рассматривал как принципы бытия телесных вещей. Материя сама по себе неопределенный субстрат и как таковой у него есть возможность определенной вещи. Форма - принцип определенности и потому действительности. От соединения формы с материей получается compositum-определенная и действительна субстанция. Но в духовных, нематериальных существ вместо соединения формы с материей имеет место соединение сущности и первого субъекта. Форма потенциально уже содержится в материи и поэтому возникновение вещи заключается в том, что под влиянием действующей причины форма развивается из материи. Форма мнение ума, осуществленная в материи как в субстрате. Будучи творением и откровением ума, форма обусловливает умоосяжнисть вещей. Универсальность - свойство формы, а не материи. Универсальное - это форма или сущность, которая воплощается во многих индивидах.
Творчество Альберта Великого содействие привлечению средневековых мыслителей к глубокому изучению трудов Аристотеля и тем дал импульс дальнейшему развитию философии. Поэтому философия заняла у Альберта сравнительно более независимое положение по отношению к религии, чем в старых схоластов. Разграничил он и области философии и теологии.
Doctor Angelicus Фома Аквинский (1225-1274) - сын графа Ландольфа Аквинского. Учился в Монтепасино и Неаполе. В Кельне Фома учился у Альберта Великого, рано заметил большие способности своего ученика. Фома был удивительно трудолюбивый, а всякую проблему пытался исследовать всесторонне.
Сущность и сущее - центральные понятия метафизики Аристотеля и они заинтересовали Аквината. Сущим может быть или то, что предполагает что-либо в действительности, или означать истинность суждения. Но во втором случае сущим может быть и отсутствие, и возражения. Например, у слепых глазах является незрячесть. Отсюда наименование сущность берется от того, что называется сущим в первом смысле, поскольку именно оно выражает сущность вещи. А поскольку дело определяется в свой собственный род и вид на основании того, что выражено в ее определении, то наименование "сущность" философы превращают в "щойнисть". То же можно назвать еще и формой, поскольку форма выражает определенность вещи.
В составных субстанциях присутствуют форма и материя, как, например, в человеке - душа и тело. Но неверным было бы называть что-то одно из двух сущностью, поскольку сущность занимает и материю и форму. Конечно, в определенном смысле одна только форма является причиной данного бытия как такового, утверждал Аквинат вслед за философом. Однако материя принцип индивидуации, и не всякая материя, но только указанная материя, есть материя в определенных измерениях. В определении человека вообще такой материи мы не предполагаем, но она предусматривалась в определении Сократа, если бы Сократ имел определение.
Фома Аквинский как и Аристотель исходит из понятия "первой субстанции". Принципы бытия ее - материя и форма. В понятии материи он отмечает две стороны: негативную и позитивную. Потому что материя отрицает, во-первых, всякую определенность, а во-вторых, материя есть потенция к определенности, то есть к действительности. Поэтому форма ближайшим образом является принцип определенности, а затем принцип действительности "первой субстанции".
Субстанциональная форма является то, через что субстанция сама утверждается в своем бытии и становится действительностью. Акцидентальная форма-форма, только присоединяется к субстанции и дает ей лишь внешнюю определенность. Далее необходимо различать формы материальные, находящихся в чем-то другом, и субсистентни. Материальные формы находят свое бытие только в материи, и без материи они ни деятельные. Субсистентни формы имеют свое собственное бытие, а потому могут быть деятельными и действительными и без всякой материи.
Человек занимает середину между духовным миром ангелов и материальным миром, соединяя в себе духовное и материальное. Ангелы чистые духи, субсистентни формы, отделенные от всякой материи. Вещи, составляющие природу, - чисто телесного характера. Здесь формы всецело поглощены материей и только в ней могут существовать. Человек состоит из духа и материи и благодаря этому является связующим звеном между двумя противоположными полюсами творения. "Душа" - первичный жизненный принцип в живых существах подлунного мира. Это - первая форма физико-органического тела. Растительное и животное душа - чисто материальные формы или энтелехии. Душа человека - субсистентна форма, духовное существо.
Учение о познании. Фома считал, что познание может возникнуть у нас только тогда, когда в том, кто познает, рождается образ познаваемого, осуществленный совместно тем и другим, и который заключается в том, что субъект, познает, определенным образом уподобляется предмету.
По мнению Аквината чувство и разум существенно различны. Чувственный образ-формальный принцип чувственного познания. Образ интелигибельний-формальный принцип интеллектуального. Ум зависит от чувств и все познание происходит из чувственного опыта. Врожденных идей нет и ум сам по себе - tabula rasa (чистая доска). Причина здесь в взаимосвязи интеллектуального принципа в человеке с ее телом. Интеллектуальное познание прямо и непосредственно направлены на сущность телесных предметов, постигаются разумом по их явлениях, воспринимаемым в чувственных представлениях. Только впоследствии и уже косвенным образом душа познает самого себя, направляя на себя свое мышление. Наконец, ум поднимается к познанию Бога, но только с помощью умозаключений. Поэтому познание Бога возможно для ума лишь косвенное. Бог познается рассудком.