Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Георгий Гемист Плетон (1355-1452) - византийский философ-платоник, который возобновил занятия платонизмом и неоплатонизмом в Западной Европе. Возможно, поэтому и имя свое Гемистос (весомый) заменил на Плетон, что

тождественно, но ближе к имени Платон. Он противник широко распространенного учения Аристотеля и противопоставил ему теософское учение Платона, в котором разделяет идеи о предварительном существование душ в земной жизни, о мировой душе, о звездных души. Принимал Плетон и идею неоплатоников о вечной жизни. При его активном участии в Флоренции основали Платоновская академия.

 

Создание Богом Плетона не разовое, а вечный процесс. Мир вечен, материя не только потенция, но и субстанция вещей. Бог не свободен в своем деянии, а его связь с миром закономерен. Человек божественна по своей природе, она желает уподобиться Богу, совершенствуя жизни в согласии с законами космоса. Плетон хотел создать новую универсальную религию, которая в своих основных чертах совпадала бы с греко-римским язычеством, предвидя богослужения Зевсу и другим божествам греческого пантеона.

 

Марсилио Фичино (1433-1499) - итальянский философ-неоплатоник, первый председатель Платоновской академии во Флоренции. Перевел на латинский язык и прокомментировал труды Платона, Плотина, Порфирия и др.., А также Герметичный свод, особенно ценили в эпоху Возрождения. Центральная проблема философии Фичино - отношение Бога и мира, Бога и человека. Фичино утверждал, что Бог есть везде, Он - общая причина. Отсюда и традиционный креационизм, который противопоставляет Творца и мир Им создан. Онтология Фичино включает в себя пять ступеней: материя, качество, душа, ангел, бог. Душа - связь всей природы, которая движет и питает Вселенную. В едином живом теле мира везде есть единственная жизнь.

 

Начало мира для Фичино троякое: Бог, разум, душа. «Богу присуща единство ума - порядок, души - движение. От одного только Бога возникает в мире единство частей и целого, от божественной силы ума - порядок соединенных частей, от души, силой высших сущностей, - движение упорядоченного мира. Душа движет миром, изменяя его благодаря самой себе, двигает его с определенным порядком благодаря уму, сохраняет всегда в этом порядке благодаря вечной единства самого Бога ».

 

Пьетро Помпонацци (1462-1525) - итальянский философ, по своим взглядам тяготел к материализму. За "Трактат о бессмертии души" (1516) церковь его преследовала. Трактат сожгли, но убеждение автора в смертности души это не поколебало, он и дальше писал работы на эту тему.

 

Помпонацци исходил из того, что у человека есть много различных органов тела и каждый выполняет известную функцию. Вместе с тем, даже одинаковые органы тела различны у разных людей. Но это - мудрое устройство природы, поэтому для достижения гармонии в обществе, люди должны быть причастны трем видам разума: созерцательной, практическом и действующему. Практический разум относится к делам нравственности, государственным и домашним. Действующий ум - основа всей механической деятельности человека. Для нормальной жизни общества важнейший практический ум, обеспечивает добропорядочном нравственность и призван, насколько возможно, избегать порока.

 

Первый аргумент против бессмертия души. Говорят, что в случае смертности души состояние человека было бы хуже, чем в любой животные. Однако вряд ли кто из людей захочет быть камнем или многолетним вороном. Для мудрого человека знания выше порока, глупости и невежества.

 

Второй аргумент. Говорят, что признав смертности души, мы будем цепляться всеми силами за жизнь. Но люди предпочитают смерть за родину, за друзей и ради справедливости. И часто это делают не ради будущего воздаяния, а искренне и бескорыстно.

 

Третий аргумент. С допущение не следует, что бог несправедлив, а тем более, что он не является правителем Вселенной. Ведь известно, что ни одно зло в мире не остается безнаказанным и ни благо не остается без вознаграждения. Поэтому всякая добродетельный человек награждается своей добродетелью и счастьем, а всякий злодей наказан уже причастностью к пороку.

 

Четвертый аргумент. Все религии считают душу бессмертной, потому принятием догмата смертности души мы бы делаем их причастными к заблуждению людей. Надо понять, что законодатель, видя склонность людей к злу и стремясь к общему благу, постановил, что душа бессмертна, заботясь не столько о истину, сколько о учтивость.

 

Пико делла Мирандола Джованни (1463-1494) - итальянский философ-гуманист. На формирование мировоззрения мыслителя сильно повлияло его знакомство с работами Платона, Плотина и их последователей. Философский ум его был поистине универсальным и он глубоко овладел знанием древних и современных доктрин. Мирандола полностью принимает концепцию божественного творения мира. Бог создал мир по законам мудрости, Пренебесный сферу украсил умом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные, загаженные части нижнего мира Бог заполнил разнородной массой животных. По завершении творения пожелал мастер, чтобы был кто-то способен оценить содеянное, его содержание и назначение. И для этого создал Бог человека.

 

Мирандола исходит из того, что Бог никак не ограничивал человека, поставил ее в центр мира, позволил определить свой образ по своему усмотрению. Бог не сделал человека ни небесной, ни земной, ни смертной, ни бессмертной, чтобы человек сам, свободно и умело сформировала себя в лучшем для себя образе. Поэтому человек может переродиться в низшие, неразумные существа, а может переродиться по велению своей души в высшие, божественные существа. У людей, которые рождаются, отец вложил множество возможностей. С семья в себе человек может обработать растительные и станет растением, обработает чувственные - станет животным, рациональные - станет небесным существом, интеллектуальные - станет ангелом и сыном Бога. Но человек может стать и духом единым с Богом, превосходя всех.

 

Философа, который все познает правильным разумом, Мирандола призывает уважать, потому что он - существо небесная. Диалектика успокоит разум, страдающий через словесные противоречия и коварные силлогизмы. Естественная философия утолит споры и борьбу мнений, угнетающих душу. Но надо помнить, что природа порожденная борьбой и в природе нет подлинного и прочного мира. Теология укажет нам путь к миру, где все души согласно живут в едином разуме. А философией следует заниматься из любви к ней, поэтому философия и научила его зависеть от собственного мнения, а не от чужих суждений, писал Мирандола. Философствование Мирандола понимал очень широко. По сути между философией, теологией и магией, если они ведут к пониманию жизни, истины и Бога он не видел различия. Возможно, он слишком горячо защищал человеческую всемогущество, хотя в этом он видел промысел Божий и ссылался на многочисленные свидетельства философов о всесилии человеческого богодухновенного духа

 

Юрий Дрогобыч (Котермак) (ок. 1448-1494) - выдающийся русский мыслитель, родился в городе Дрогобыче, образование получил в Краковском и Болонском университетах, стал доктором медицины и доктором философии. Преподавал он астрологию, астрономию, медицину. В 1481-1482 годах был ректором Болонского университета, а с 1487 профессор Юрий Дрогобыч преподавал в Краковском университете, занимал кафедру медицины на лекарственном отделе (факультете). Известен он еще и тем, что первым из наших соотечественников напечатал свою книгу "Iudicium pronosticon anni 1483 currentis" ("Прогностический взгляд на 1483») в Риме в 1483 году.

 

Юрий Дрогобыч слишком высоко ценил научные знания. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что академическое знание составляет основу образования, но учиться надо всегда, даже прислушиваться к бродячим пророков, чьи идеи могут помочь более глубокому осознанию истины.

 

Среди известных сегодня работ Юрия Дрогобыча прогностические суждения, которые он делал ежегодно, начиная где-то с 1475, а также более обобщающие работы о значении солнечных и лунных затмений. Естественно, что желая быть полезным людям, как отмечал сам Юрий Дрогобыч, он давал рекомендации в отношении здоровья и болезней людям разных психотипов, учитывая положения небесных тел. Также он давал годовые прогнозы погоды, положения религий, городов и стран, крупных и царствующих лиц и прочее. В сущности астрология и астрологические прогнозы в то время - это компендиум знаний о времени кровопускание, о наблюдении за погодой, о режиме питания и о многом другом, что необходимо было знать человеку, уважала в себе свое человеческое, свою неповторимую индивидуальность, а потому хотела продлить дни жизни упорядочить жизнь в связи с мировой гармонией.

 

Отсюда и фундаментальные философские вопросы эпохи о свободе воли человека, о свободе и предопределенность. Юрий Дрогобыч также говорит, что земные дела подчинены звездам: "Все смертное подлежит небесным законам. Кто бы стал отрицать это? Таким образом, звездами управляются дела земные. Не заставляйте они, но позволяют самым править, а если внезапно угрожают - люди могут отвести эти угрозы умом ". Из сказанного вполне понятна позиция Юрия Дрогобыча: звезды не побуждают человека, они дают ей возможность самой управлять своими поступками. Логика доктора философии поняла, ибо трудно противоречить против влияния движений небесных тел на все существующее на Земле, вместе со всем своим живым и неживым воспринимает многочисленные вибрации и излучения Вселенной.

 

Он учил, что сила планет и звезд меньше, чем разум человека. Слишком сильное значение жизни и смерти человека, чтобы Бог мог передать какому-либо из своих творений власть, которую Он один имеет над нами. Мыслимо, чтобы Бог отказался от власти над жизнью и смертью и передал ее созданным им же звездам? Если кто-то желает приписать небу власть над людьми, то ему лучше бы руководствоваться словом Божиим, а не приписывать звездам того, что на самом деле является следствием наших собственных грехов, нашего свободного выбора.

 

Говоря о влиянии светил и планет Юрий Дрогобыч объяснял, что Богу было угодно, чтобы светила давали нам знамение, но доискиваться значения этих знамений должны мы сами. В том величие астрологии, что она помогает человеку знать себя, знать, что в нечистой материи звездами вызываются глупые поезда, но не звезды являются первыми и истинными причинами многих поступков, а напротив, свобода воли человека, который мог и должен был бы сдержать эти поезда . Мы не верим, подобно фаталист, в неотвратимость судьбы, в предопределение, а считаем, что Бог создал человека таким, что он может, если пожелает, победить дурное влияние звезд.

 

Филипп Меланхтон (1497-1560) - выдающийся немецкий мыслитель, сподвижник Мартина Лютера. Разделял ряд идей Аристотеля, но критиковал поздние схоластические домыслы и словоблудие. Меланхтон написал лучшие для своего времени учебники философии, логики, греческого языка и этики. Долгое время ими пользовались в Германии. Как большой знаток греческого языка и богословия Меланхтон способствовал переводу Библии на немецкий язык.

 

Как богослов Меланхтон размышлял над проблемой первородного греха. Все люди рождены естественным путем, зачатые и рожденные в грехе, а потому все люди полны злыми стремлениями и наклонностями от утробы матери и не могут иметь истинной веры в Бога. Чтобы преодолеть вечный гнев Бога надо снова родиться через крещение и от Духа Святого. В философско-теологических исканиях Ф. Меланхтона место занимали проблемы свободы воли, напередвизначености и причины греха.

 

Меланхтон вполне разделял распространенные тогда в Европе идеи астрологии, хотя учение Н. Коперника он назвал "злой и безбожной мыслью". Для Меланхтона важным было, что чудесная механика Бога работает для блага всего земного. Если воля Бога посредством мирового механизма механически и неуклонно передается от верховных огромных колес к щупалец рака или регулирует движение соков в новорожденном щенку, то как бы этот механизм не был устроен, из-за нехватки часовой стрелки эту волю лучше всего наблюдать по огромным внешним колесах. А с этой точки зрения принципиально важно, где именно находится Земля в этом часовом механизме. Важно, что все находится во внутренней связи, часы заведений и все находится в безупречном состоянии Бога.

 

Меланхтон считал, что лучше постичь естественную причинность, заложенную Богом в вещах, позволяет астрология. Доктрина Меланхтона была попыткой представить жизнь как единство, понять жизнь как движение, действует сверху вниз, как движение восходящий от Бога. Находясь над восьмым небом звезд Бог приводит в движение и этому небу и другим семи сферам. На Земле, в мире четырех элементов, Бог делает бесконечно разнообразные движения, начиная от смены времен года, прилива и отлива морских вод и кончая притоком и отливом жизненных соков в людях, животных и растениях. Разнообразные движения обусловливают собой все, что называется жизнью.

 

Для Меланхтона прекрасное задача для человека, душа которого надето в тело, - подняться из бездны материального бытия к познанию первоисточника жизни, к Богу. Именно астрология бросает свет на все наше познание Божьего промысла. Тот, кто основательно изучил ее, может уловить отдельные аккорды небесной музыки, сможет уловить связь земных явлений с небесными влияниями.

 

19 статья Аугсбургского вероисповедания "О причине греха" органично продолжает рассуждения о свободе воли. Причину греха Меланхтон видит в искаженной свободы греха во всех вредоносных людях и богоотступник, также есть воля дьявола. Как только Бог отнимает свою поддержку, так воля отворачивается от Бога к злу. Надо отчаиваться по поводу имеющегося зла? Ведь Бог всемогущий создал и все еще сохраняет природу. Это важно! Не от соблазнов дьявола, не от хитрости и насилия лукавого зависят ход земной жизни и судьба человека. Они зависят от движения звезд, от семи небес, Царства Небесного и даже сам сатана не в силах остановить огромное колесо жизни, которому предоставил движения Господь.

 

Отмечу, что Ю. Дрогобыч и Ф. Меланхтон оба причастны к исторической теории Коперника. Первый ибо одним из его учителей врачебного дела, а возможно, и астрономии и астрологии. Второй - через своего ученика Э. Ретика способствовал выходу в свет революционной труда Коперника.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии