Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии, сын небогатого седельного мастера и почти всю жизнь провел в Кенигсберге. Окончил местный университет в 1745 году. В 1770 году, имея уже значительный

научный опыт, он стал профессором университета по кафедре логики и метафизики. Был деканом, его дважды избирали ректором университета. Здоровье было слабое, но железная воля, упрямство и настойчивость продлили ему лет. Основные труды И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

 

В творчестве Канта различают два периода: докритический и критический. В докритический период творчества (1746-1770) Кант эклектично совмещал идеи Лейбница, Х. Вольфа и естественнонаучный материализм. В целом Кант в то время мыслил на уровне передового французского естествознания. Разделял идеи Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Кант рассматривал исходное состояние природы как рассеянную повсеместно первичную вещество всех небесных тел. Считая, что материя подчиняется определенным необходимым законам, Кант допускал существование Бога, как господствующей в мире первопричины.

 

Кант исходил из того, что существует материя, которая по природе своей обладает способностью притяжения. Отсюда не трудно определить причины, которые способствовали построению системы мира. Космические тела шаровидные, они вращаются вокруг центра, к которому притягиваются, их движение объясняется простыми механическими причинами. Представив мир в состоянии простого хаоса, Кант объяснил порядок в природе только ньютоновскими силами притяжения и отталкивания. Однако сам Кант ясно осознавал, что легче объяснить возникновение и движение небесных тел, чем происхождение одной травины или гусеницы.

 

Для творчества Канта в докритический период характерно понимание им непрестанного возникновения и гибели миров во Вселенной. Природа творит многообразие явлений, а Бог неуклонно создает материал для образования еще больших миров. Наш дух, размышляя над величественными тайнами природы, приходит в изумление и считает необходимым лучше понять то существо, чей ум и величие проливаются на всю природу.

 

Основание веры в существование Бога Кант видел в космологическом аргументе, в существовании сущности всей сути, бесконечном разуме и самостоятельной мудрости, которая создает все существующее. Чем совершеннее природа в своем развитии, чем лучше ее законы приводят к гармонии и согласованности, тем больше этим доказывается существование Бога. Космологическая концепция Канта-это попытка обоснования деизма. Бог не нужен для того, чтобы объяснить особенности творения и существования солнечной системы. Но Бог - творя начало.

 

Кант критического периода - это мыслитель, радикально изменил стиль философствования. Он создал философскую систему, способную к саморазвитию, к достижению чего-то высшего, высшей точки понимания. Начальные принципы новой философии изложены в «Критике чистого разума». В наш век, утверждал Кант, все подлежит критике. Религия и законодательство хотят поставить себя вне критики, теряя тем самым к себе уважение. Критика чистого разума критика способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта. Поэтому должно решить вопрос о возможности или невозможности метафизики вообще, о ее границы и принципы.

 

Кант считал, что неизбежные проблемы чистого разума суть Бог, Свобода и Бессмертие. Метафизика - это наука, которая должна решить только эти проблемы, не проверяя способность ума к такому величественного начинания. До считали, что все наши знания должны согласовываться с предметами. Но на этом пути расширения наших знаний, по мнению Канта, трудно достичь. Возможно, задача метафизики упростится, если мы будем исходить из идеи, что предметы должны согласовываться с нашим познанием. Это лучше согласуется с возможностями априорного знания.

 

Априорное знание устанавливает что-то о предметах раньше, чем они нам даны. Здесь очевидна аналогия с подходом Н. Коперника. Вспомним, гипотеза о том, что звезды вращаются вокруг наблюдателя, плохо согласовывалась с наблюдаемым движением небесных тел. Тогда предположили, что движется сам наблюдатель. Результат был вполне лестный. Так же, если допустить, что предметы согласуются с нашей способностью к созерцанию, то априорное знание становится возможным. Таким образом Кант разделил знания на априорное (а priori) и эмпирическое. Априорные знания, безусловно, независимые от всякого опыта, они необходимы и всеобщие. Эмпирические знания возможны лишь при посредничестве опыта (а posteriori).

 

Кант хотел построить философию, проникнутую разумностью, а потому считал, что познание и науку следует защитить от догматизма и скептицизма. Именно поэтому, утверждал Кант, ему пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере и показать, что критика разума необходимо приводит к науке. Именно такой критикой можно подрезать корни материализма, фатализма и суеверию, которые могут приносить общую вред. Ею же можно подрезать и корни идеализма и скептицизма, которое вряд ли может распространяться среди широкой публики. Но уже полным скандалом для философии и общечеловеческого разума, уверен Кант, является принятие на веру существование вещей из-за-нами, невозможность дать удовлетворительное доказательство этого существования.

 

Важное место в философии Канта принадлежит понятию "трансцендентальное". Трансцендентальное познания занимается не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, возможными а priori. Трансцендентальная философия есть наука одного лишь чистого спекулятивного разума, поскольку все практическое имеет мотивы, связано с чувствами и эмпирическое по природе.

 

То в явлении, соответствует ощущениям, Кант назвал материей, а то, благодаря чему многообразное в явлении может быть упорядочено определенным образом - формой явления. Материя всех явлений дается нам а posteriori, а форма явлений находится готовой в нашей душе а priori и потому может рассматриваться отдельно от всякого ощущения.

 

Кант заметил, что о пространстве и протяженность мы можем говорить только с точки зрения человека. Если отвлечься от субъективного условия, от способности человека подвергаться воздействию предметов, то представление о пространстве не значит ровным счетом ничего. «Этот предикат можно приписывать вещам лишь в том случае, - заметил И. Кант, - если они сами являются, то есть если они предметы чувственности». С полным правом можно говорить, что пространство охватывает все вещи, которые нам снаружи. Но мы не можем утверждать, что пространство охватывает все вещи сами по себе.

 

Познание, возникающего из чувственности, Кант называл созерцанием. Созерцание занимает и телесное впечатление, и случайное, и что-то такое, что не могло бы быть другим. Относительно внешних предметов - это пространство. Пространство является формой, которая предшествует у нас действительному созерцанию. Пространство присущ предметам не самим по себе, не объективно, независимо от нашего представления, но лишь постольку, поскольку они споглядаються нами.

 

То, что для восприятия предметов, находящихся вне нас является пространством, то для внутреннего созерцания - время. Время - это не условие существования вселенной, а условие внутреннего восприятия мира, которое само накладывает на свет условия времени. Можно сказать, что форма, в которой мы воспринимаем наши ощущения и представления, является последовательность-время.

 

Таким образом, Кант утверждал, что пространство и время суть формы нашего телесного восприятия, и возникают они или существуют в нашей психике. Итак, пространство субъективный, но время еще более субъективный. При этом времени все же присуща эмпирическая реальность, но не абсолютна. Кант считал также, что пространство и время как предпосылки чувственности имеют пределом только явления, а не демонстрируют вещь-в-себе. Каковы предметы в себе и независимо от нашей чувственности, нам неизвестно. Мы можем воспринимать предметы только как явления. Многое о предметах мы можем сказать априори, но ничего не можем сказать о вещи-в-себе, которая могла бы быть в основе этих явлений. Свойства предметов зависят от способа созерцания субъекта, поэтому мы отличаем предмет как явление от того же предмета как объекта самого по себе. Отсюда и противопоставление феноменов и ноуменов.

 

В связи с тем, что проблема взаимосвязи материального мира, пространства и времени лежит в плоскости фундаментальных философских проблем, именно ее Кант и поместил первой в ряду своих антиномий. Антиномии - это противоположные утверждения, которые одинаковым образом можно доказать:

 

Тезис Антитезис

 

1. Мир должен начало во времени 1. Мир не имеет начала во времени и границ в прос-

 

и ограничен также в пространстве. тори, он бесконечен во времени и пространстве.

 

4. К миру принадлежит или как ча-4. Нигде нет никакой абсолютно необ-стина его, или как его причина, чения сущности - ни в мире, ни вне мира,-безусловно необходимая сущность. как его причины.

 

Тезис здесь демонстрирует религиозно-идеалистическое понимание природы времени и пространства, а антитезис - преимущественно материалистическое и естественно-научное понимание. С точки зрения абстрактной, беспристрастной мысли ни тезис, ни антитезис не могут быть доказаны существующими в философии и науке средствами. Вместе с тем логические и содержательные уроки антиномий свидетельствуют о глубоко диалектический подход Канта к анализу реальности и познания, о том, что противоречия - это фундаментальное начало мира и познания.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии