Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сущность материалистического понимания истории Карл Маркс сформулировать в 1859 в «Предисловии к« Критики политической экономии "».

 

 

«Общий результат, - писал Маркс, - к которому я пришел и который послужил затем руководящей линией во всех моих дальнейших исследованиях, можно кратко формулировать следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенному уровню развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание ... ».

 

Так сформулировал Маркс общее видение содержания общественно-исторического процесса. Способ производства - важная категория, выступает как единство определенного способа совместной деятельности и соответствующей ему формы общения. Способ деятельности является совокупность особых форм деятельности, объединяемых формой общения как система производственных отношений. Форма общения, как конкретное всеобщее, есть основное производственное отношение данного способа производства.

 

Производительные силы - это конкретно-исторические способы человеческой деятельности. Развитие форм деятельности диалектический, противоречивый. Здесь проявляется и способ самодеятельности человека, в которой реализуется его родовая сущность. Категория производительных сил одной из ведущих в материалистическом понимании истории. Субъектом труда здесь выступают люди, которые и составляют основной и определяющий фактор производительных сил. Естественно, что от уровня образования, культуры и моральных качеств людей, которые задействованы в материальном производстве, зависят объем и качество производимых ими товаров и услуг. Вторым важным элементом производительных сил предмет труда, то есть тот исходный материал, который подлежит переработке или обработке субъектом труда. В качестве предмета труда могут выступать полезные ископаемые, металлы, полуфабрикаты, а также земля, как предмет сельскохозяйственного труда. Для преобразования и видоизменения исходного материала в полезный и пригоден для использования человеком необходимы определенные средства. Орудия труда и являются средствами или предметами, созданными человеком для воздействия на соответствующий материал природы, чтобы превратить его в интересах людей. Уровень совершенствования и усложнения орудий труда является показателем достигнутого уровня развития общества, зрелости его производительных сил.

 

Современное производство немыслимо без определенной инфраструктуры, включает в себя дороги, каналы, водохранилища, аэродромы, мосты, порты, транспорт, склады, связь и др.. Все это вместе с орудиями труда составляет средства производства общества. Крайне важным для производства является уровень используемой в нем технологии. Технология - это совокупность методов обработки, изготовления и изменения формы исходного материала, используемая в процессе производства предметов и вещей. Уровень развития технологии существенно зависит от уровня развития науки, образования, качества управления производством, организации труда.

 

Производственные отношения - это отношения между конкретными людьми, то есть между людьми, имеющими конкретное практическое отношение к средствам производства. Определяющими здесь являются отношения собственности, т.е. условия соединения работника с орудиями производства в конкретном процессе производства вещей и услуг. Средства производства всегда имеют своего владельца, поэтому вокруг факта собственности и разворачивается весь комплекс отношений между людьми. Также возникают различные отношения в процессе производства, обусловленные разделением и подчинением работников, а также работников и собственников средств производства и т.д. Важным элементом производственных отношений выступают также разнообразные связи, в которые вступают люди по поводу обмена, распределения и потребления создаваемых в обществе материальных благ.

 

Изменения в системе производительных сил порождают изменения в процессе производства, а значит и в системе производственных отношений. Марксистская теория демонстрирует многочисленные примеры из истории общества. В то же время производственные отношения активны, они могут ускорять процесс развития производительных сил, если соответствуют их характеру и уровню развития. Если не соответствуют, то замедляют, а то и тормозят вовсе.

 

Маркс отмечал, что исторический процесс развития и изменения способов производства - это процесс разрешения противоречия между возникающими и новыми способами деятельности, т.е. производительными силами и ограничивающими их прежними формами общения или производственными отношениями.

 

Маркс увидел в истории повторяемость, общее в жизнедеятельности многих предыдущих капитализма государствах и формах организации общественной жизни различных народов. Отсюда и появилось представление об общественно-экономической формации, т.е. об обществе, которое находится "на определенном уровне исторического развития" и отличается определенными особенностями. Маркс представил историю как естественный переход общества от одних, более ранних, к другим, более зрелых, общественно-экономических формаций. Таких формаций пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Общественно-экономическая формация Маркса представлялась как качественно определенное, конкретный тип общественного устройства, рассмотренный в единстве всех его сторон: способ производства, духовная жизнь, искусство и наука, классовые отношения, семейно-бытовая сфера и все конкретно разнообразную жизнь людей.

 

Учение об отчуждении. К. Маркс считал, что каждый способ производства обусловливает процесс жизни вообще, основное производственное отношение, а также, в частности, форму отчуждения. В его работах картину развертывания отчуждения дано в конкретно-историческом процессе, но наиболее четко именно в "Экономическо-философских рукописях 1844". Перед Марксом встал важный вопрос: «Спрашивается теперь, как дошла человек к отчуждению своего труда?» (Т.42, с.98). Многое, считал Маркс, уже получено нами «поскольку вопрос о происхождении частной собственности сведено нами к вопросу об отношении отчужденного труда к ходу развития человечества». Начав с анализа понятия отчуждения, Маркс хотел понять процесс становления, развития и преодоления отчуждения. Достижение такого понимания предполагало ответ по меньшей мере на три принципиальных вопроса: «Что такое частная собственность? Почему она должна быть уничтожена? В чем уничтожение частной собственности? ». Следующая научная работа его была подчинена и этой цели.

 

Прежде чем понять, как может осуществиться процесс отмены частной собственности, т.е. отчуждения, нужно понять, как происходило становление отчуждения. Маркс в рукописях 1844 отчетливо показывает, что для него это несомненно, ибо: «Снятие отчуждения проходит тот же путь, что и само отчуждение» (т.42, с.113). В конкретно-исторических условиях господствующих капиталистических отношений Маркс располагал обширный материал, иллюстрирующий сущность развития капитала, а также опыт теоретических прозрений экономистов и философов о сущности капитализма.

 

Естественным было предположить, что отчуждение - это исторически преходящее явление, первые люди на земле, люди архаического периода, всем своим бытием в изначальном сообществе были неразрывно связаны и подчинены природе. Впрочем, это давало им безусловное право пользоваться всеми доступными им плодами природы, всем Природе есть постоянным увеличением, прирастанием, приложением к имеющемуся и восстановлением его. Хотя обычно понятие "природа" объясняют как нечто такое, что находится "при роде" человеческому.

 

Можно утверждать, что отчуждение, удаления, лишения права на природ во первых людей практически отсутствовало. Единственное ограничение, которое могло быть применено - это обычай, обычай не употреблять то или иное растение или плод через его ядовитые качества или удивительные особенности, или исходя из каких-либо еще соображений. Есть, ограничение имело скорее естественный характер, и в очень малой мере - социальный. Дальнейшее развитие человеческого общества привело к новым аспектов общения, к ритуалу. В сообществе появились люди, которые превосходили других членов сообщества своей волей и интеллектом, а потому заняли в обществе ведущие позиции. Соблюдение ритуала осуществляется чисто механически под руководством людей, которые знают ритуал. Коллективность здесь уже знает иерархию отношений, а отчуждение от некоторых вещей и отношений здесь заметнее.

 

В первобытном обществе основное производственное отношение - личная собственность. Она и выступает как фактор отчуждения. Рабовладельческий строй признает принуждение на основе определенной регламентации, которую можно рассматривать и как правовую норму, предусматривающую за определенные действия наказания. Таким образом становится возможным поддерживать контроль над огромными многоплеменного, многоязычными империями, обеспечивается развитие торговли.

 

Феодальный способ производства характеризуется появлением в системе отношений между людьми и социальными группами права. В отличие от "закона" в рабовладельческом обществе, здесь право предполагает и обязанности, индивидуальную свободу, взаимные обязательства. Основным производственным отношением феодального способа производства становится право в форме отношений вассалитета, т.е. сословной зависимости. Отчуждение становится все более сложным и изощренным, обставленным множеством оговорок-ограничений.

 

Переход от феодализма к капитализму имеет промежуточное звено-абсолютизм. При абсолютизме право занять место в том или ином состоянии (общественной прослойки) можно купить. Крестьяне, которые выкупили себя в феодалов, становятся свободными ремесленниками, превращаются в купцов, создают мощные гильдии и цеха. Все это торгашеское буйство поощряется монархом, усиливает его финансовые возможности, способствует объединению мелких княжеств в абсолютистскую монархию. Товарно-денежные отношения определяют сущность абсолютизма. Здесь деньги обмениваются на сословные права и привилегии, а потому потомственные дворяне, продавая свои права, опускаются в низшие социальные слои.

 

Капиталистический способ производства предельно универсален. Основное его производственное отношение - капитал. Капитал - отношение, именно воспроизводится, капитал способен воспроизводить самое себя. Поэтому капитал и выступает как исторически высшая форма отчуждения.

 

Истинный аморализм буржуазного общества, утверждал Маркс, заключается в отчуждении труда. Получается, что «чем больше рабочий делает, тем меньше он может потреблять, чем больше ценностей он создает, тем больше сам обесценивается и лишается достоинства; чем лучше оформлен его продукт, тем более изуродован рабочий; чем культурнее созданная им вещь, тем более похож на варвара он сам »(т. 42, С. 89). В процессе труда рабочий принадлежит не себе, а другому. Труд становится чем-то внешним, чуждым рабочему. Поэтому он чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций, т.е., когда ест, пьет, и в лучшем случае, расположившись в своем жилище, украшает себя и т.п. Правда, отмечает Маркс, - это нормальные человеческие функции. Но когда они оторваны от круга другой человеческой деятельности, когда они трансформируются в последние и единственные конечные цели, - они носят животный характер.

 

Изучение особенностей развития капитализма способствовало Марксу сделать важные выводы. Стало ясно, что отчужденный труд является непосредственной причиной частной собственности. Поэтому с падением одной стороны должна упасть и другая. Также отчужденный труд является причиной возникновения заработной платы. Для понимания подхода Маркса к сущности отчужденного труда, надо учитывать еще одну немаловажную обстоятельство. В «Экономическо-философских рукописях 1844» он повсеместно исследует реалии капитализма, в котором само понятие частная собственность характеризует капиталистическую форму собственности. Поняв это, можно понять, почему Маркс уверенно говорит о невозможности изменить что-либо в обществе лишь изменением заработной платы. Отсюда и резкая критика Марксом своих оппонентов, которые настойчиво кричали о равенстве заработной платы. Освобождение общества от существующей формы частной собственности, и соединенного с ним экономического насилия, Маркс видит в политической форме эмансипации рабочих, которая необходимо приведет к общечеловеческой эмансипации. Весь пафос этой ранней работы направлен на критику современного ему капитализма, который привел к волне революционных потрясений середины XIX века.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии