Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий мыслитель, оставил после себя значительное концептуально философское наследие. В Базельском университете он преподавал как профессор классической филологии в 1869-79 гг В тяжелой

душевной болезни он упал в 1889 г., что и оборвало его плодотворную литературно-философский труд. Произведения Ф. Ницше сложны для восприятия. И он сам понимал трудности, с которыми сталкивались даже маститые профессора, которые пытались постичь их смысл. «Кто понял, то есть пережил хотя бы шесть тезисов из Заратустры, тот уже поднялся на более высокую ступень среди смертных, чем который доступен" современным "людям", - утверждал Ницше.

 

Ницше отмечал, что среди его произведений "Так говорил Заратустра" занимает особое место. Слово "сверхчеловек", которое он применил в своей концепции как определение типа самой высокой характера, все поняли совершенно наивно, как невинное определения идеальной породы людей - Полупраздники, полугением. Но эта книга - самая глубокая книга. Здесь Ницше говорит не как фанатик, он не проповедует и не требует веры. Более того, он умоляет: «Идите от меня защищайтесь от Заратустры! А еще лучше: стесняйтесь его! Возможно он обманул вас ... Теперь я приказываю вам потерять меня и найти себя, и только когда вы отречетесь меня, я вернусь к вам ».

 

Свое видение новой морали Ф.Ницше решил связать с образом Заратустры - пророка и реформатора древнеиранской религии. После десяти лет уединения в горах, пишет Ницше, Заратустра решил спуститься к людям. Когда он пришел в ближайший город, он нашел там много людей, которые сошлись на зрелище. Пророк обратился к людям: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что нужно превзойти. Что вы сделали, чтобы превзойти ее?

 

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека? Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или болезненный стыд. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором ».

 

В людях осталось многое от червя, многие стоят ниже любой обезьяны. Многие люди - это форма, которая колеблется между растением и призраком. Но я не хочу, чтобы вы оставались такими, я учу вас о сверхчеловеке, обращается к людям Заратустра, а вместе с ним и Ницше. "Сверхчеловек - смысл земли". А потому, люди, оставайтесь верными земле и не верьте тем, кто говорит о надземные надежды, настаивает он.

 

Что следует понять из этого фрагмента рассуждений Ницше? Главное: сверхчеловек - это человек земной и бытия ее достижимо. Но чтобы стать сверхчеловеком, нужно превзойти человека сегодняшнюю. Этому многое мешает, но прежде, тщеславие и самонадеянность людей в своем совершенстве. Сверхчеловек - это безумие для человека, потому что она не поняла. А потому появляется у Ницше новый образ: "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасное прохождения, опасно остаться на пути, опасен взор назад, опасны страх и остановка". Ницше напоминает, что не надо сомневаться в оправданности этого перехода, потому что каждому нужно создать что-то выше себя сегодняшнего.

 

Кант видел в человеке цель, а Ницше уже не удовлетворяется этой гуманистической максимой. Человек - это мост, в человеке можно любить только текущее, лишь то, что ее ждет - гибель. А потому человек является предпосылкой, силой, которая преодолевает самого себя. «Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту», - подчеркивает Ницше. Именно в этом и есть призыв к тому, что надо становиться другим, всякое требовать становиться другим. Погибнет, вы, сегодняшние, превратитесь в лучших, достойных времени, в котором вы живете. Ведь время и условия жизни преходящи, и надо отвечать им. Вот в чем лейтмотив призывов мыслителя.

 

Собственно все мы каким-то образом работаем в сверхчеловека, считал Ницше. Ему дорогие те, кто живет для познания, кто строит жилье для сверхчеловека и готовит землю, животных и растения до ее прихода. Ницше любит человека, который выполняет больше, чем обещает, потому и хочет своей гибели. Все действия, которые способствуют гибели людей настоящего, он оправдывает и любит.

 

Можно сказать, что Ницше поставил сложный вопрос о назначении человека, он продолжил традицию своих предшественников, которые считали, что "знание - достоинство силы". Он увидел, что человек может распространить свое господство по всей земле, но человек уже такой миссии, или спо-можно она выполнить такую сверхзадачу. Похоже, что Ницше не верит в такую способность человека, считая необходимым для этой миссии появление сверхчеловека, то есть человека с другим мировоззрением и потребностями, преодолевшей в себе привычные стереотипы. Сегодня становится понятнее идея Ницше, ведь человек создал мощную индустрию, наполнила мир компьютерами, погрузилась в дебри экологического кризиса, окружила себя массой ядерного оружия и т.д.. Уже сегодня человек не справляется с теми силами, которые вызвала из трущоб природы, наполнив ее духом и деятельностью. Поэтому и сегодня остается актуальным вопрос о согласовании мира реального и мира желаемого.

 

Идея сверхчеловека не воспринимается современной наукой, так как в ней давно решено, что человек - высшее достижение природы, существо завершена. При этом считают, что человек может эволюционировать, но само понятие этого остается неопределенным. В то же время, если согласиться с Ницше, сверхчеловек существует среди нас, хотя увидеть ее мы не в состоянии, как не в состоянии увидеть то, что превосходит наши силы и наши способности. Несмотря на то, что мы можем наблюдать сверхчеловека, высший тип может наблюдать за нами, может управлять нами.

 

В "Заратустре" неоднократно звучит мотив: «Бог умер». Ницше-нигилист, он считал, что отрицая Бога, можно освободить мир. Если доверие к жизни подорвана, то нет оснований и для веры. «Можно жить, ни во что не веря?», - Спрашивает Ницше, и дает утвердительный ответ. Если исчезли былые ценности, то исчезло и то, что соответствовало им, то есть Бог умер. Бог умер, потому что он уже не способен вдохновлять человека стать совершенной.

 

Старец-святой, которого встретил Заратустра, говорит, что он больше не любит людей, а любит Бога. Но, возможно, если люди меняются, если меняется образ жизни людей, все же может лучше поменять бога. И тогда можно твердо ответить, как Заратустра: "Я люблю людей". И не надо ждать воскресения умершего бога: "Ибо старый Бог не жив более: он окончательно умер". А потому надо уничтожить старый храм и на его месте построить новый.

 

Ницше считал, что христианство вело борьбу не на жизнь, а на смерть с высшим типом человека. Сильный человек вызывает отвращение у христианства, это - "порочный человек". Христианство приняло сторону всего слабого, низкого, искалеченного, погубило волю даже сильных духом людей. Христианство называют религией сострадания, но сострадания становишься слабее. Сочувствие нарушает естественный ход вещей, оно поддерживает то, что созрело для гибели, оно отрицает жизнь. Проповедь сострадание - это проповедь Ничто, то есть Бога другого мира, нирваны, но «Надо любить людей», - утверждал Ницше. Христианство презирает тело, чувственность, развивает жестокость к самому себе, преследует мыслящих иначе. Христианское - это ненависть к духу, к гордости, мужества, свободы. Сегодня стыдно быть христианином, а все священники откровенно врут.

 

Социализм, по мнению Ницше, - это то же христианство, выродилось. Социализм поддерживает веру в целеустремленность истории, заменяет реальные цели идеальными, углубляет слабость человеческой воли, оставляет человека воображения. Социализм нигилистический, потому что не верит в существующее. Свободный ум должен уничтожить догмы религиозной и социалистической морали, иллюзии, которые вдохновляют. Отсюда и рассуждения Ницше о свободе духа, становится великой целью. В мире, лишенном Бога и идолов морали, человек стал одной. Как теперь жить в этом мире? «Где я смогу чувствовать себя дома?», - Спрашивает Ницше. Но свобода духа - не удобство. Для того, кто хочет быть выше закона, легко опуститься ниже закона. Ницше понял, что разум может освободить себя, только принимая на себя новые обязательства. Расширение возможностей не предоставляет свободы, хотя отсутствие возможностей - это рабство. Анархия - тоже рабство. А поэтому для Ницше свобода лишь в том мире, где ясно определены возможное и невозможное.

 

Ницше чувствовал, что борьба за власть на земле вестись от имени философских принципов, а потому он предпочел, чтобы будущее человечества было управляемым. Его очень угнетало будущее выравнивания человека до уровня посредственности, до такого состояния, когда человек будет приспосабливаться к чему-либо, будучи стадным животным-человеком. Его пугает рождение нового типа человека, подготовленной к рабству в тонком смысле слова. Он пишет пророческие для ХХ в. слова: «Демократизация Европы является в то же время непроизвольное подготовка к рождению тиранов». Побуждение современного ему социализма Ницше понял как попытку превратить всех людей в средство, утвердить невиданное духовное рабство: «Интеллектуальный цезаризм нависает над всей деятельностью торговцев и философов».

 

Такова судьба учения Ницше, что его исказили. Его идею воли к власти часто брали на вооружение в мятежном ХХ в., Но при этом забывали о добродетели, к которым он также призвал.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии