09 - 04 - 2014
ПОДПИШИСЬ!


Добавить свое объявление
Загрузка...

Философия - рефераты, презантации, шпаргалки, лекции, семинары

Философствования В Киево-Могилянской академии

Деятельность митрополита Киевского Петра Могилы (1596-1647) на богословском и светском поприщах заслуживает особого внимания. Он очень ответственно подошел к решению тогдашних проблем православной церкви в Киеве.

Недостаточность духовного образования, повреждения церковных обрядов и обычаев, отсутствие точного и полного изложения вероучения были очень заметны в церкви Малороссийской. В силу этого униаты и католики легко пользовались этими недостатками для нападок на православие. Священники и дьяки были сплошь неграмотные, как не знали. Переводная литература по древне-греческой и латыни была преимущественно сербской или болгарской. Попы-невежды не могли не то что отвечать, они и вопросов задавать не умели, но пьянствовали и вели в массе своей недостоин чина образ жизни. Поэтому Петр Могила сознательно решал три проблемы. Во-первых, нужна была книга с точным изложением вероучения. Во-вторых, надо было позаботиться о внешнем благоустройстве церкви. В-третьих, надо было с целью охраны чистоты православия стремиться к более тесным связям с Константинополем и Москвой.

 

Стремясь к развитию отечественного образования на европейском уровне, в 1631 П. Могила основал Киево-Печерское училище. Еще раньше за свой счет он отправил учиться за границу группу монахов, надеясь их лице позже получить учителей юношества. В конце 1632 произошло объединение Киево-Печерского и Братского училища в Киево-Братский Коллегиум, который стал первым высшим учебным заведением в России.

 

Петр Могила был талантливым полемистом, активно дискутируя с католической церковью по догматическим вопросам в «Лифос». Ссылаясь на отцов церкви, он доказывал, что Дух Святой не может восходить от Бога Сына, а потому и отвергал главенство папы. Но наиболее значимым произведением Могилы было «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной» (1645). Здесь он последовательно изложил содержание и значение двенадцати членов Веры, учение о Надежде и Любви. Прекрасно и вдохновенно изложены им таинства христианские; блаженства, которые определил Иисус Христос; учение о грехах. Знаменательно, что Петр Могилы сделал акцент на грехах, которые чаще других взывают к Богу о мести в этом мире: 1) умышленное убийство; 2) грех Содомский 3) ущемление бедных людей, вдов и сирот, 4) задержание платы наемным работникам, 5 ) неуважение и неблагодарность к родителям. Достаточно последовательно Петр Могила опровергает католический догмат о огонь чистилищное, поскольку «после смерти душа не может воспринять ни таинства Церковного», то есть душа не может уже участвовать в таинстве покаяния, которое могло бы как-то облегчить ее грех.

 

В созданном при активном участии Петра Могилы коллегиуме, который впоследствии стал Академией (1701), преподавали талантливые учителя и профессора: Иннокентий Гизель, Иосиф Кононович-Горбацкий, Лазарь Баранович. Георгий Конисский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Георгий Щербацкой и многие другие. Именно выученики Академии способствовали распространению высшего образования на всей территории российского государства. С. Яворский и Ф. Прокопович были призваны Петром I для социальных и церковных преобразований в России.

 

Отличительной была фигура Симеона Полоцкого (Самуил Петровский-Ситнианович) (1629-1680), белорусско-российско-украинского мыслителя, одного из первых выпускников Академии, любимого ученика Лазаря Барановича. Симеон был ярым сторонником западной культуры и западного образования, и основные его работы написаны по латинским книгам. Аргументация его духом схоластическая, а стиль изложения напыщенный, риторический и многословен, о чем косвенно могут свидетельствовать и названия сборников его произведений «Обед душевный» или «Вечеря душевная». К тому же Лазарь Баранович научил его предсказывать по звездам. В богословском сочинении "Венец веры" Полоцкий изложил совокупность естественнонаучных представлений своего времени, привел данные о расстоянии от Земли до планет и между планетами, описал формы планет, их размеры, скорость вращения и качества воздействия на окружающий мир человеческий и на человека. Небесные и земные явления объяснял естественными причинами.

 

Онтология Полоцкого опиралась на представления о существовании в мире двух начал: материального и духовного. Материальное включает в себя четыре стихии, из которых образуются все вещи и тела. Из сочетания этих начал и образуется человек, как существо сложное, имеющее бессмертную душу. Вещи и тела имеют между собой общее - бытие. Различие между ними в том, что: 1) некоторые только существуют, 2) некоторые существуют и имеют жизнь (растения), 3) другие существуют, имеют жизнь и ощущение (животные) 4) человек, ко всему прочему, способен мыслить. Согласно традиции С.Полоцкий разделяет мир на три части: "мир первообразному" - Бог, "макрокосм" - природа и "микрокосм" - человек. Познание Бога невозможно для повседневной воображения, а познание природы необходимо для совершенствования жизни человеческой.

 

Гносеология Полоцкого исходит из того, что человек не имеет врожденных идей. Ум ребенка он сравнивает с чистой доской, на которой можно написать все, что угодно. Умственные способности человека так формируются под влиянием его общения с окружающим миром. Знание накапливаются и остаются в уме на основе прочитанного, услышанного, а особую роль играет увиденное. Началом же познания всего есть ощущение, поскольку окружающий мир воздействует на органы чувств, которых у человека пять. Чувство, по мнению Полоцкого, дают верные показания о внешнем мире, но могут ошибаться, будучи поврежденными болезнью или чрезмерным воздействием вещей внешнего мира. Ум человека в познании имеет еще большее значение, так как без ума человек был бы подобен животному, которая тоже имеет чувства. Мышление человека меняется под влиянием образования и возраста. Истина, утверждал он, может быть отражена мнением, одетая в словесную форму и выраженная в конкретном действии. В то же время он писал о двух истинах: "истину веры" и "истину философии нравнои". Значимая философия том, что помогает познать существенное в вещах, то, что не лежит на поверхности явлений. Также философия учит человека тому, как лучше устроить жизнь и совершенствует нравы. Как сторонник образования и развития науки, Полоцкий выступил за обмирщение культуры, отделение философии от богословия, освобождение ума от контроля церкви.

 

В своих социологических взглядах С.Полоцкий рассматривает человека как существо по природе "содружественных". Социально-политический идеал его-сильное государство во главе с просвещенным монархом. В таком государстве достижим "вечный мир" и "общее благо", поощряются торговля и образование, устранены основания для раздора и мятежей.

 

В распространении знаний С. Полоцкий видел универсальное средство от всех социальных проблем. Он был убежден в том, что достоинства человека определяются не принадлежностью к определенному обществе, а дарованием, талантом и способностями к тому или иному делу. Дар пророчества помогал ему и в продвижении по службе. Ловкий, энергичный, искусный в делах житейских, он сумел занять высокое положение в московской общине. В Кремле он организовал типографию и был соавтором проекта Славяно-греко-латинской академии. Известно, что он был воспитателем царских детей, удачно предсказал рождение будущего императора Петра Великого. Вероятно, что прозападная ориентация Симеона повлияла на юного наследника престола, что позже и привело к существенным изменениям в России.

 

Феофан Прокопович (1681-1736) учился в Киево-Могилянской академии, а также в университетах Польши, Германии, Италии. С 1702 г. преподавал в Киевской академии поэтику, риторику, философию и теологию. В 1711 г. Петр I взял его в свое ближайшее окружение.

 

Мировоззрение Прокоповича эволюционировал от идей схоластики к осмыслению достижений современного ему естествознания, в частности, системы Коперника. В "Логике", которую преподавал Прокопович, рассматривалась прежде сущность универсалий: что существует ранее, сами Кстати, их универсальные названия. Он показывает широкую эрудицию в этом вопросе, считая, что универсальное есть не что иное, как единичное. Значительное место в работе уделено опровержению философских взглядов Платона о природе идей. Здесь Феофан утверждал, что природа многочисленных вещей сходна и может охватываться одним понятием из соображений их максимальной подобия.

 

Натурфилософия, или физика Прокоповича также представляет собой изложение учения о мире Аристотеля. Он исходил из следующих положений: мир наш имеет своего создателя - Бога, мир вечный и никогда не будет уничтожен, существует только один мир, этот мир совершенен и неуничтожим во всех своих частях, наконец, мир замкнут и ограничен определенными пределами. Созданный мир можно подразделить на два мира. Большой мир охватывает все сотворенные вещи, как телесные, так и духовные. Малый мир, или микрокосмос - сам человек, в которой сочетаются совершенство всех телесных вещей и природа, лишенная материи.

 

Феофан отличался глубокой ученостью. Так, размышляя о существовании творческой причины мира, он отмечал, что создание - это создание чего-то из ничего, где это "из ничего" можно понимать как "из ничего своего" или по "никакой субстанции", т.е. с несуществующей к тому материи. Феофан утверждал, что для создания необходимо и первое и второе. Творение является чем-то последовательным, поэтому оно должно также нести в себе отрицание вещи, которая создается, подобно тому, как рождение несет спасение.


Добавить свое объявление
Загрузка...
Учебные материалы
Методические материалы