Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сковорода Григорий Саввич родился в селе Чернухи Лубенского округа, Киевского наместничества, в Малой России в 1722 г. Родители-простолюдины, из казаков. Григорий в семь лет отличался склонностью к почитанию Бога, дарованием к

музыке, интересом к наукам и твердостью духа. Охотно ходил в церковь и отлично пел. С 1738 учился в Киево-Могилянской Академии, показал отличной остроты ум и редкими способностями к наукам. Полученными знаниями не удовлетворился. Был позже оказией в Венгрии, Вене, Оффени (Пеште), Презбурзи (Братиславе) и других местах. Стремился знакомиться с людьми, отличались ученостью и знаниями. Знал латынь, немецкий, древнегреческий и другие языки, что вызвало расположение ученых, а потому и познания, не мог иметь у себя дома.

 

Сковорода не желал порывать с наукой, которая существовала тысячелетиями. В посвящении к книги "Благодарен Еродий" автор писал: «Она осуществилась в первую квадру первого Луны осеннего». Совсем не случайно замечания. Многократно в ранее опубликованных работах Сковороды упоминается первым Небо и более достойное созерцания, как он утверждал, второе Небо. Мы узнаем, что многажды несчастные те, чье потомство родилось под звездой Фараона. Не верь звезде Люцифер, что блестит, - это Сатана! И под несчастливой звездой, если часы Луны плохие, рождается не все в хорошее. Потому что звезды сочетаются с землей. «Слышишь, Михаил, - обращался Григорий Саввич к М.И.Ковалинського,-чему учат священные книги?».

 

Это письмо от 20-23 декабря 1762 знаменателен тем, что раскрывает уровень оккультного знания С. Сковороды:

 

"В прекрасное небо, на котором горит слава Христа, и звезда, указывала путь святым волхвам ибо тогда рождаются дети - это священное племя, что волнует Ирода и Фараона".

 

Сам Григорий Саввич по своей сути был также причастен к этому священному племени. Из содержания многих писем, а также и в контексте его замечаний вряд ли можно сделать вывод о его ревностное служение идеям расхожего христианства. Как аристократ духа, Григорий Саввич не мог согласиться с теми, кто унизил знания, сведя его с небес на землю, кто абсолютизировал чувственное, презрев духовное. В письме М. Ковалинскому он предостерегал того от преувеличения значения телесной смерти, которой как раз и не следует избегать. «Что смерть духовная-несчастье, об этом можно узнать более чем достаточно с священного писания, но телесную смерть следует оплакивать, я не помню, чтобы когда-нибудь об этом читал в священном писании, а также и в книгах философов». Поэтому Сковорода и призвал Михаила «удаляться от ужасно развращенной черни», потому именно черни (vulgo, plebs) присуще человеческое невежество, а Сковорода избегал невежества. Это и есть позиция философа созвучна заявлении Гераклита: «Один для меня равен десяти тысячам, если он наилучший».

 

Сковороды уважал Библию. Однако почему-то он не пошел по пути "школьной" науки, отказался от службы, вызывающе отзывался об официальной науке, иронизировал над священниками, которые не знают Писания. И ответ здесь достаточно очевидна. Вульгаризированном видение библейского содержания не мог принять Сковорода. Лучше не читать и не слышать, чем читать без глаз, а без ушей слышать. Восстать против царства законов натуры (природы) сеет является несчастная исполинская дерзость. Этот седмиглавий дракон (Библия), писал Сковорода, всю свою шар земной покров суеверием, которое оставлено ума, но вроде Богом осуществлено и защищено понимания. "Говорят суеверий:" Слушай, друг! Нельзя сему статься ... Противно натуре ... Кроется здесь что-то. Но он во весь опор с желчию вопиет, что точно летали кони Илии. При Елисее плавало-де железо, разделялись воды, возвращался Иордан, за Иисуса Навина зацепилось солнце ".

 

Именно это "что-то = что-то" и хотел показывать в Библии Сковорода. Ведь истинно по тривиальными, вульгарными словами Библии скрыто глубокие истины, доступные только тому, кто искренне стремится их постичь. "Во всех ЭТИХ ложных терминах, или пределах, таится и является, лежит и восстает пресветлая истина ..." Эту истину предстоит найти, помня, что Библия - книга символическая. Отсюда и классическая схема мировоззрения - мир в трех его ипостасях: Библия - это мир символический; космос - мир небесный, человек - маленький Мирик. Эта схема более понятна в привычных нам терминах макрокосм и микрокосм.

 

Сковорода глубоко проработал учение о трех мирах в работе "Диалог. Имя ему - Потоп змиин". Первый мир - мир общий и обительний, где все рожденное проживает. Он составлен из бесчисленных миров и есть великий мир. В этом мире - Солнце является глава его. Второй мир-микрокосм, сиречь - мерок, или человек. Третий мир - Библия, мир символический, так как в ней собраны фигуры небесных земных и адских тварей, чтобы они были монументами, ведущими нашему мнению в понятие вечной натуры, скрытой в бренной так, как рисунок в красках своих. Учение о трех мирах - важный элемент мировоззрения Григория Саввича, поскольку здесь он демонстрирует понимание связи вселенной с человеком по совокупности богодухновенного знания. Это знание может приходить и из сердца самого человека и из наблюдений за окружающим миром. Мир Библии - мир симво лично, мир знания, мир информации. Если выражаться языком, привычным для сегодняшней образованного человека, то мир библейский - это ноосфера.

 

Положение человека особое, потому что она находится между двух миров. Человек - существо биологическое, а потому она отзывается на космические воздействия, которые стимулируют эволюцию Земли. А поскольку человек еще и существо с божественной искрой, то эволюция ее происходит сознательно. Дух человека через мир библейский (информационный) связывает нас с миром горним (Божьим) и миром материальным (земным). Таким образом, для Сковороды принципиально важна возможность познания человеком универсальных принципов мироздания, а следовательно, и возможность использования с целью гармонизации отношений человека и природы.

 

Сковорода был весь на стороне мистической науки, сильно связанной с философией Платона. Сковорода считал, что познавать нужно начинать с самого себя. Видимая человек - тень сокровенной человека. Человек должен себя познавать с трех сторон: во-первых, как бытие самоособисте, самоособне, самосущее, во-вторых, как бытие совместно проживающее, общественное, в-третьих, как бытие, созданное по образу и подобию Божьему.

 

Для Сковороды Бог есть начало и конец, Бог - это вечность. И ничего ни до вечности, ни после нее. В вечности первая и последняя точка как в кругу, где началось, там же и закончилась. Отсюда и привычный герметикам образ Змея. Змей, который держит хвост в зубах - это символ бесконечного начала, безначального конца. "В самых тварей сие можно применить: что тогда, когда согнивает старое на ниве зерно, выходит из него новая зелень и согнивание старого есть рождение нового, дабы, где падение, тут же присутствовало и возобновление, свидетельствующее о премудром ее и всесохраняющем миростроительства". Для Сковороды вечность оказывается в ваемоперетворенни вещей. "Сие чудное начало: в немощах-сила, в тления - нетлении, а в мелочи есть величие". Тяга к последовательно диалектического видения мира почерпнуты Сковородой у философов предшествующих эпох.

 

Сковорода видит в этом целостном мире два мира, составляют единый мир: мир видимый и мир невидимый, живой и мертвый, целый и уничтожаемый. Один риза, а другой - тело; это тень, а тот - дерево; этот вещество, а тот - ипостась, то есть основания. В основе видимого бытия лежит невидимое, которое и составляет сущность видимого. Диалектический подход к миру оказывает том во лжи истину, в плаче радость, в отчаянии надежда. Тому, кто удивленно спрашивает: "Какая мне польза видеть везде два естества?", - Сковорода отвечает аллегорией, подобием. Мудрый художник нарисовал на стене оленя и павлина и очень живо. Ребенок его этими образцами несказанно звеселялася, а старший сын удивлялся. Позже художник вытер образы из стены. Ребенок рыдала необдуманно, а старший смеялся. Объясни же причину этого?

 

У Сковороды не вызывает сомнения поверхностный взгляд на вещи, который преобладает в людях. Люди не могут понять сущность вещей, а потому настоящий мир им недоступен. Люди видят лишь тени, отмечает Сковорода. По сути он демонстрирует философствования в духе Платона, то есть такое, которое отсутствовало в философии официальной. Сковорода объяснял, что все три мира состоят только из двух сущностей, называемых материя и форма. Эти формы у Платона называются идеи, есть видение, виды, образы. Они - первородные нерукотворные миры, тайные веревки, которые временное или материю содержат.

 

Во всем существующем Сковорода видел что-то главное и всеобщее. Универсальное единое начало в своем восхождении вниз сгущаясь составляет в человеке - мисленисть, в животном - ощущение в растении - движение, в минералах-существование. Человек наделен свободною волей, предполагает выбор. Выбор предполагает моральную способность, которая может познать добро, истину, совершенство и предпочитает исканиям их. Подвиг искания - это правильное применение свободной воли. Подвижник истины называется мудрым, а дело его - добродетель. Поэтому мудрый и праведный - одно и то же.

 

Сковорода был странствующим философом, ратовал за умеренность во всем. Однако умеренность он усмотрел вовсе не в том, чтобы ничего не иметь. Такое состояние называется нищетой. Да и сам он имел друзей и заместителей, наделенных большой собственностью, и не избегал возможности пользоваться благами, которые даются такой собственностью. Быть умеренным можно лишь тогда, когда человек поставлен в условия выбора: умеренность или расточительство. Но и это все же не главное. Главное - в отношении к вещам, которые принадлежат самому человеку: или привязана она к вещам, не привязана. Способен ли человек спокойно отнестись к самым серьезным материальным потерям, или же ради сохранения вещей своих готова идти на любое унижение и поступки. В этом весь смысл. Буддизм ясно сформулировал вопрос, и ясно ответил на него. Можно иметь массу самых изящных вещей, пользоваться ими, жить среди них. Но надо быть внутренне готовым в любую минуту к потере этих вещей. И киники, стоики, сторонники других философских школ много рассуждали о нерасположение к вещам. Тексты Евангелия многократно проявляют такой же подход. В этом смысле и Григорий Саввич искал стержень истинно человеческой жизни. Сковорода известен как один из авторитетных учителей философии сердца. Его философия однако больше опирается не на Библию, а на Эпикура, Платона, Цицерона, Овидия и др.. Философия сердца - жизнь не откладывай, живи сегодня радения сердца, прекрасного истины, так как в одной истине живет истинное наслаждение, и потому что она одна животворит сердце, хозяйничает над нашим телом.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии