Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Всего русский космизм - это очень интересный и оригинальный подход к осознанию гармонии индивидуально-общественного бытия человека во Вселенной.

 

 

Федоров Николай Федорович (1828-1903) - основатель этого направления русской философии. Много лет он работал в Румянцивському музее, центральной библиотеке Москвы. Эрудиция, память и высокая нравственность его поражали современников. "Философия общего дела" - главное произведение мыслителя.

 

Федоров критически относился к современной ему науки, наблюдая как ученые разделили единую науку на множество отдельных наук, представляя, что смогут в одиночку освободить нас от бремени несчастий, которые обрушились на нас. Но ученые не понимают, что есть общий вопрос для них всех. Недоразумения в сообществе ученых возникает от того, что у них нет общего дела, но именно таким могло бы стать объединенное усилия ученых, направленное на регуляцию и управление силами слепой природы. Методологическим принципом организации науки, по мнению Федорова, должен стать принцип тождества разума практического и ума теоретического. Ум практический следует рассматривать как правящий, как регуляцию, т.е. превращение слепого движения природы в разумный. Непризнание этого, по мнению Федорова, в среду людей вносит беспорядок, поражая их голодом, язвами и смертью.

 

Гуманисту Федорову, который ищет правды, трудно воспринимать существующий в обществе небратского состояние, под которым он понимает все юридико-экономические отношения, сословность и международный раздор. Причиной неспориднености есть "цивилизация", которая заменили братство и "государственность", которая заменила "отцовство" ("отчественность"). Философ сказал: «Отцовство - это не патриотизм, который вместо любви к родителям сделал их предметом своей гордости, то есть заменил любовь, или добродетель, гордостью, пороком, а любовь к родителям любовью к самим себе, себялюбием». Важно заменить гордость подвигами родителей тужиння по их смерти. Когда землю мы станем рассматривать как кладбище, а природу как силу смертоносное, то и вопрос политический заменится физическим. Землю же следует рассматривать в космическом масштабе, как небесное тело, родственное всем другим небесным телам, и звездам в том числе. И когда естественным станет воскресение, тогда возможной станет и регуляция всех миров всеми воскресшими поколениями.

 

«Что ценнее - золото, которое является источником взаимного истребления, или прах родителей как цель сочетание сыновей. Что нужно поставить пред-или решение вопроса о богатстве и бедности (вопрос социальное) или же решение вопроса о жизни и смерти (вопрос естественное) », - вот проблемы, которые стоят в центре философствования Федорова. Он считал, что вопрос о богатстве и бедности - вопрос несовершеннолетних. Оно неразрешимое и не может устранить вопрос о смерти. Смерть лишает богатство любой его ценности. Отсюда иногда возникает интерес к аскетизму.

 

Отстаивая представление об ограниченности нашего земного бытия в нынешнем виде, Федоров пишет, что ученый специальность имеет временное значение. Злоупотреблением для него стремление к знанию как цели, замена дела мировоззрением, т.е. культ идей (идеолатрия). Критически настроен Федоров и к религии в форме платонизма, потому что такая религия исходит из понятия возрождения без участия в нем человека. Ученые, занятые совершенствованием процесса производства вещей, которые возбуждают разграничения и вражду между людьми, приближают нас к смерти. Федоров призывает заняться исследованиями причин смерти ради воскресения: «Воскресение является замена похоти рождения сознательным воспроизведением». XIX в. для Федорова - это век восстановления суеверий, отрицание филантропии и гуманизма. Усвоив дарвинизм, нынешний век признало борьбу законной делом и со слепого орудия природы стало сознательным ее орудием, органом. Нужна единая живая, или деловая религия, которая ставит в центр вопрос о жизни и смерти, вопрос о воскресении, вопрос о том, «почему умерших не оживают, сущие в гробах НЕ воскресают». Решение этого вопроса видит Федоров вполне натурал-статистически. Человечество должно воскресить всех своих предков, вернуть им их тела. Разложение тела и рассеивания его частиц не может быть препятствием к этому, потому что части тела не могут выйти за пределы нашего пространства.

 

Сбор рассеянных частиц является вопрос космотелургичнои (космоземного) науки и искусства, то есть дело мужское. Составление собранных частиц есть вопросы физиологическое, гистологическое, а вопрос сшивания тканей человеческого тела является делом женской. Труд уборки - большой труд, замечает Федоров. Но следует понимать, что вся вещество, которая окружает нас, является прах предков. Даже в мелких частицах является их следы. Каким бы образом ни измельчалась доля, в долях, возникших от измельчения, есть следы разломов, замечает Федоров. И он надеется: «Представим же себе, что мир вдруг ли вдруг осветился, сделался известным во всех своих мелких частицах - не будет тогда для нас ясно, какие частицы были в короткой дружбе друг с другом, в любом доме или организме они гостили вместе или какого целого они составляли часть принадлежность ». Если это случится, а наука должна помочь в этом, то задача воскресенье близко к своему разрешению.

 

Логику воскресенье Федоров видит так: первый возрожденный будет возрожден немедленно после смерти, едва успев умереть. Затем научатся воскрешать тех, кто едва подвергся тлению, потом тех, кто больше разложился, и так далее. Наконец, достигнув все большего опыта воскресенье, род человеческий дойдет до воскресения первого умершего.

 

Один из недостатков Данте рая Федоров видит в том, что человечество переносится на небо со всей его моральной ограниченностью. Созерцатели могут из отведенного им места в высшем из планетных небес только созерцать. Однако только созерцание, которое перейдет в дело, могло бы создать настоящий рай и мнимые крылья превратить в телесные. Он писал: «Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда она сама будет воспроизводить себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что только тогда она будет способна жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях у всех поколений - от самых древних, до самых новейших, во всех мирах, как самых отдаленных, так и ближайших, управляемых всеми возрожденными поколениями, во всех мирах, что во всей целостности будут предметом художественной дела всех поколений в их совокупности, как единого художника ».

 

Гуманист Федоров считает господствующий в обществе разделение труда на умственный и физический большим несчастьем, несравненно больше, чем распад на богатых и бедных. Социологическая идея, обещает устранения распадение на богатых и бедных, по мнению Федорова, не сможет обеспечить главного - участия всех в знании. Он уверен, что человечество делает много бессмысленной работы. Многовековые запасы земли истощаются ради производства игрушек и безделушек. Конечно, это деяние людей несовершеннолетних, если даже их иногда и называют профессорами, адвокатами и т.п. Человечество должно стремиться к регуляции естественного процесса, или слепой силы природы. Регуляция природы - это не барство и не произвол, неэксплуатация ее. Собственно, от того, как от эксплуатации, можно будет избавиться, когда между людьми не будет вражды, когда исчезнет своелюбство.

 

По логике Федорова, воля к рождению является похоть, она порождает богатство и приводит весь род человеческий к деморализации. Воля к воскрешению, напротив, приводит к морализации всех миров вселенной. Миры, ныне движимые равнодушными силами, будут управляемы братским чувством всех воскресших поколений. Более того, эти миры будут управляемы и умом воскресших поколений, а потому они будут управляемые рациональным образом.

 

Причину социализма Федоров видит в индустризми, порождающий богатство и бедность. Решение противоречия между ними и есть социализм, или общество всеобщего обогащения.

 

Учение М.Ф. Федорова представители религиозно-идеалистической философии восприняли очень критически, определив основное противоречие учения-отношение тела и духа. С.М. Булгаков подчеркнул, что с "Философии общего дела" неясно понимание жизни и смерти, а потому и вносится этим двусмысленность во все учения Федорова. Возможны две версии: человеческое тело-лишь машина, а смерть - это ее разрушение и порчу, или же в человеческом теле живет дух, это тело оживляющий и расторжение их союза (смерть) противоестественное. Материализм не предполагающий возможности воспроизведения, возвращение к жизни той же живого существа. Тождество личности воскресшей с личностью, которая раньше жила, устанавливается только посредством бессмертного человеческого духа. А вообще, мысль о воскресении возможна только при вере в бессмертие, отметил Булгаков. Тогда идея Федорова о воссоздании тел родителей трудами сыновей, предполагает естественность возвращение души в тело, которое ей ранее принадлежало.

 

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) - последователь учения Федорова, считал себя материалистом и панпсихистом, признающий чувствительность всей Вселенной. В работе "Монизм Вселенной" он писал, что чувствительность - это свойство неотделима от материи, а поэтому любая материя при определенных условиях может перейти в органическое состояние; можно утверждать, что неорганическая материя потенциально живая.

 

Каждый атом имеет потенциальную способность жить при любых сложных обстоятельствах. Мыслит мозг, но чувствуют атомы, его составляющих. Разрушены мозг - исчезло и напряженное чувство атомов, заменившись ощущением небытия, близким к нулю, заключает Циолковский.

 

Циолковский считал, что процесс восстановления и создания в природе сильнее процесс умирания, поскольку число организмов на Земле непрерывно растет. Он предсказал: «Население Земли может увеличиться, при сохранении большого благосостояния, в тысячу раз. Если бы не ограниченность солнечной энергии приходится на долю Земли, то вся она могла бы превратиться в живое. Вся планета до самых недр могла бы тогда ожить ».

 

Методологические идеи, которыми руководствовался Циолковский, достаточно отчетливо им сформулированы. Он считал, что мозг и душа смертны и поэтому в конце концов распадаются на атомы, которые бессмертны. Из атомов и их частей вновь возникает материя, которая дает жизнь, по закону прогресса, более совершенное. Здесь Циолковский сделал интересное замечание: "Редко астрономы наблюдают угасание солнц, значительно чаще возникают новые солнца". Хотя и гаснут солнца, но на место их появляются новые. То же имеет место, если взглянуть на жизнь спиральных туманностей или чумацких путей. Они живут значительно дольше солнечных систем. Еще дольше живут группы чумацких путей - эфирные острова (1036). Итак, признавая единое материальное начало мира, Циолковский придерживался монизма Вселенной.

 

Утопические идеи ожидания царства разума на Земле волновали его: "Можно вскоре ожидать наступления разумного и умеренного общественного устройства на Земле ... Наступит объединение, прекратятся вследствие этого войны, потому что не с кем будет воевать". Все это повлечет быстрое улучшение быта людей, а значит и "усиленное размножение". Население увеличится в 1000 раз и станет человек "истинным хозяином Земли", предсказывал Циолковский. Тогда человек станет менять состав атмосферы, превращать сушу и широко эксплуатировать океаны. "Климат будет изменяться по желанию или необходимости".

 

Технократический оптимизм Циолковского безграничен: «Техника будущего даст возможность преодолеть земное притяжение и путешествовать по всей Солнечной системе. Посетят и изучат все ее планеты. Несовершенные миры ликвидируют и заменят собственным населением. Окружат Солнце искусственными жилищами, заимствуя материал от астероидов, планет и их спутников. Это даст возможность существовать населению в 2 миллиарда раз более многочисленному, чем население Земли. Отчасти она будет отдавать небесным колониям свой избыток людей, отчасти переселенные кадры сами будут размножаться. Это размножение будет очень быстрым, так как огромная часть яичек (яйцеклеток) и сперматозоидов пойдет в дело ».

 

Заселив Солнечную систему, человек пойдет дальше в просторы Млечного Пути, надеется Циолковский. Ведь Земля, как среда жизни, крайне редкое явление в безграничном Вселенной: «Поэтому мученическая жизнь Земли редкость, что оно возникло самозарождением, а не заселением». Но в космосе царит заселения, как процесс более выгодный, утверждает Циолковский. Отсюда и значимость роли Земли, поскольку земной усовершенствованном потока жизни назначен пополнить уменьшения видов космоса, которые регрессируют. Так, через признание, даже убеждение в истинности определенных мировоззренческих принципов, мира появился гений, который положил начало космической эре в жизни земного человечества.

 

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) - основатель учения о ноосфере, с 1918 года был первым ректором созданного им Украинской академии наук. Философская культура Вернадского, его эрудиция и колоссальная работоспособность сделали его одним из выдающихся мыслителей конца XIX-первой пол. XX в.

 

Происхождение жизни для Вернадского - это прежде всего проблема мировоззренческая, онтологическая. Человек, по его мнению, неразрывно связана с живым веществом планеты, со всеми живыми существами, которые жили до нее и одновременно с ней. Вернадский сознательно ввел в научный оборот понятие "живое вещество", то есть совокупность живых организмов. Ведь понятие "жизнь" всегда выходит далеко за пределы понятия "живое вещество" в области философии, религии, художественного творчества и фольклора. Вернадский: 1) убежден в истинности идеи о вечности жизни, 2) отрицает начало жизни во времени, 3) утверждает принципиальное различие, существующее между косной (мертвой) и живой материями.

 

Идея самозарождения, т.е. генезиса живого организма за счет косной материи без посредничества другого живого организма, многим ученым-современникам Вернадского казалась обоснованной. Они глубоко верили тогда и верят сегодня в прямой синтез организма из его материальных элементов, возможность зарождения организмов в земной коре, в спонтанность видоизменений косного вещества. Вернадский мудро отметил, что "эти взгляды укоренены не в научных фактах, но в особенностях религии и философии". Конечно, замечает он, нельзя считать эти взгляды научно опровергнутым, но ничто и не указывает на то, что они принципиально отличны от исканий типа квадратуры круга, perpetuum mobile или философского камня. Пока следует признать, что нигде в земной коре не найдено следов самозарождения жизни, потому следы жизни находятся во всех самых древних геологических отложениях.

 

Появление человека, по мнению Вернадского, - акт величайшей важности, единичный протяжении геологической истории. Ведь ни одна научная теория не смогла до сих пор дать целостную обоснованную картину палеонтологической эволюции организованных существ, последним из которых возник человек. В то же время, появление в биосфере разума, сознания, направляющей воли, как основных проявлений человеческой сущности, не могут быть случайными, отмечает он.

 

Постоянно погруженный в гущу жизни, человек порой забывает, что она, как и все человечество неразрывно связаны с биосферой - с определенной частью планеты Земля. Геологически человечество связано с материально-энергетической структурой планеты. Впрочем, человечество, если рассматривать его с биологической точки зрения, как живую массу, по сравнению с массой живого вещества природы и в масштабе геологических явлений, - явление незначительное. Но у человека есть разум, замечает Вернадский, и это все меняет: "Руководствуясь им, человек употребляет все вещество, окружающее его, - косного и живу - не только на построение своего тела, но также и на нужды своего общественной жизни. И это применения является уже большой геологической силой ". С помощью ума человек оказывает на механизм земной коры такое влияние, которого раньше не было. Деятельность человека с каждым веком становится все более мощной и все более организованной.

 

Ноосфера - отличительное понятие системы социально-биологической построения Вернадского. Ноосфера - новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Человек может и должен перестраивать своим трудом и своим мнением пространство своей жизни, перестраивать коренным образом, по сравнению с предыдущей. Ноосфера - это сфера разума, которая возникла под влиянием власти живого человеческого организма над биосферой. Единство человека, его сознательной деятельности, ее более высокая независимость от окружающей среды, чем других живых существ, позволили ей возглавить эволюцию. Вернадский отмечает, что длительное время стремление человеческого сообщества к проявлению власти над природой проявлялось случайно, пока не было осознано идеологически.

 

Несмотря на то, что были взаимные истребления людей, время каннибализм и охота друг за другом, человечество в целом приблизилось к пониманию идей, принципиально значимые для будущего. Единство человеческого рода, большая разница от всего живого, стремление овладеть окружающей природой, - вот сущность тех движущих сил, на протяжении десятков тысяч лет создавали историю человечества.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии