Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В русской философии того времени это направление представлено широким кругом мыслителей, среди которых можно отметить П.Д. Юркевича, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булга-кова, Н.А. Лосского, С.Л. Франко, В.Ф. Эрна, В.В. Розанова, Б. Вышеславцев и др..

 

 

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - сын известного российского историка С.М.Соловьев. В юном возрасте он пережил увлечение идеями социализма и коммунизма. В Московском университете изучал естественные науки, позже учился в духовной академии.

 

Учитывая активную дискуссию об отношении России и Запада, Соловьев уверен, что выпячивание самобытного начала народности ведет к национализму. Крайний национализм губит народ, принявший его, делает этот народ врагом человечества, всегда сильнее отдельного народа. Соловьев считал, что только христианство, отменяя национализм, спасает народы.

 

Русская идея, отметил Соловьев, - это вопрос о смысле существования России во всемирной истории, но до сих пор Россия, как абсолютная национальное государство, отвергает единство Церкви и исключает религиозную свободу. Соловьев убежден, что христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть Сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести надлежащее место общественной свободы (действия Духа). Все силы, всю мощь нашей империи следует направить на окончательное осуществление социальной троицы: церковь, государство и общество. «Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы - вот в чем русская идея», - заключает Соловьев.

 

Он - религиозный философ, поскольку в центре его философии - идея Бога. Действительность Бога не может быть доказана чисто логически. Но человек нуждается в наличии безусловного начала для высших интересов ее для воли и нравственной деятельности. Разум в некоторой степени делает вероятным действительное существование Бога, считал Соловьев, но безусловная уверенность в таком существовании дается только верой. Более того, Соловьев утверждал, что это относится не к существованию только безусловного начала, но и к существованию любого предмета и всего внешнего мира вообще.

 

Гносеология Соловьева ясно определена: «Что за нас и независимо от нас что-нибудь существует, - этого знать мы не можем, поскольку все, что мы знаем (реально), то есть все, что мы испытываем, существует в нас, а не вне нас (как наши ощущения и наши мысли) то же, что не у нас, а в себе самом, то тем самым находится вне нашего опыта и, следовательно, нашего действительного знания и может таким образом, утверждаться лишь актом духа, выходит за пределы этой нашей действительности, и который называется верой ». Соловьев считал, что существование внешней действительности утверждается верой, а ее сущность - дается в опыте. В том, что действительность, мы верим, а то, что она такое - мы испытываем и знаем. «Если бы мы не верили в существование внешней действительности, то все, что мы испытываем и знаем, имело бы лишь субъективное значение, представляло бы лишь данные нашей внутренней психической жизни», - заявил Соловьев.

 

В существование Бога разум может только верить. А то, что есть Бог, мы испытываем и узнаем. Внутренние данные религиозного опыта познаются как действия на нас божественного начала, как его откровение в нас. Точное знание о божественных предметах достигается организацией религиозного опыта в целостную логическую систему. Поэтому, кроме религиозной веры и религиозного опыта требуется еще религиозное мышление, результат которой - философия религии. Она нужна для верующего, и для человека способного мыслить о предметах своей веры. Философия религии - это связная система и полный синтез религиозных истин о божественное начало.

 

Соловьев считает, что безусловный смысл божественного начала осуществляется в особой индивидуальной существу - Христе. Во всяком организме есть единство производящая (производящая) и единство сделана (произведенная) единство в себе и единство в явлении. В божественном организме Христа действующее соединяя начало есть Слово и Логос. Единство сделана в христианской теософии носит Софией. Как сущий, отличаясь от своей идеи, есть вместе с тем одно с ним, так же и Логос, отличаясь от Софии, внутренне соединен с ней. Соловьев утверждал, что София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства. Конечно, это не материя философов, - это материя, которую рассматривают в самом общем смысле.

 

Христианская теософия Соловьева предстает перед нами как познание Бога и его отношения к миру. То, что он назвал мистическим именем София, является созданная Богом единство, есть начало человечества, идеальная или нормальный человек. Христос тоже причастен человеческом началу, является человеком, вторым Адамом. София есть идеальное, совершенное человечество, вечно находится в целостной божественному существу или Христе.

 

София, как относительно пассивное начало, посвященное Богу, и которое получает от Него свою форму - вечная Женственность. Вечная Женственность есть живая духовная существо, которому принадлежит вся полнота сил и действий. Весь мировой процесс - процесс ее воплощения в большое разнообразие форм и степеней. София, будучи телом Христовым, есть церковь, невеста божественного логоса. Как женская индивидуальность она воплощается в образе святой девы Марии.

 

Соловьев разделяет идею мыслителей прошлого о том, что в человеке живут вечные силы мироздания. Человек как явление факт временный и преходящий. Человек как сущность - вечная и всеобъемлющая. Только признавая, что каждая действительная человек глубинной своей сути коренится в вечном божественном мире, разумно предположить две великие истины: человеческую свободу и человеческое бессмертие.

 

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) родился в Киеве, учился в Киевском университете. В юности интересовался марксистской философией, был арестован и отправлен в ссылку. Он был свидетелем революции, подвергся репрессиям от большевистской власти. В 1922 г. его выслали за границу.

 

Бердяев был настроен очень критически к состоянию, существующего в философии начала ХХ века. Философы прошлого дерзали быть, действовать руководствуясь своим пониманием мира. Нынешние философы основном заняты тем, что пишут о Мейстера Экхарта, о Я. Беме и других, но они не пишут о тех проблемах, о которых писали их предшественники. Древняя философия была религиозной. Философия, как всякое познание, когда была функцией жизни, а жизнь была органически религиозным, считал Бердяев. Поэтому на органическую связь с народной жизнью опиралась философия Гераклита и Пифагора. И мудрость божественного Платона связана, возможно, с посвящением в Елевзинськи мистерии. Бердяев уверен, что учителя церкви и средневековые мистики были людьми посвященными в тайны христианства, были привлечены к таинственному. Бердяев считал, что истинное решение проблем реальности, свободы, личности является испытанием для всякой философии. Современная философия отрицает все это, начиная с философского рационализма, в котором отразилась греховная раздробленность духа. Ни природа свободы, ни природа реальности, ни природа личности не могут быть постигнуты рационалистически. Они трансцендентные для всякого ума. Поэтому историю развития христианства Бердяев видит как историю обоснование истин откровения.

 

Бердяев утверждает, что христианские догматы - не интеллектуальные теории, а факты, видения, живой опыт. Догматы говорят о пережитом и увиденном - это факты мистического порядка. "Сумасшедшая мистика Церкви дерзали сказать, что Христос был совершенным человеком и совершенным Богом, что обе природы в Нем совершенно соединены, что воля человеческая была в Нем преобразована в волю Пославшего Его; рационалистические ереси всегда говорили, что Христос только Бог, а человеческая природа в нем была призрачная, или, что Христос только человеком, воля во Христе была только одна. не выносила еретическая сознание антиномичности ", - заключает он. Более того, философия не нужна для догматов религии, но догматы религии нужны для философии, кормят ее, и посвящают ее в последние тайны.

 

Для Бердяева отрицание разума мира сего - безумие в Боге, есть высший подвиг свободы, а не рабство и мракобесие. Надо отречься от малого разума, от логики. Малый разум есть ratio, а большой ум - Logos, он мистический. Малый разум функционирует как отсечена часть большой ум функционирует в цельном жизни духа, он постигает тождество субъекта и объекта. Большой ум, Логос - интуитивный, рационализм от него отказался напрочь. Поэтому его нет даже у Гегеля. Сама идея Логоса есть идея священной религиозной философии.

 

Веру и знания Бердяев рассматривает в их диалектическом единстве. Следует признать важный психологический факт, что знание не может заменить веру. Потому что О. Конт, Л. Фейербах, К. Маркс верили в свои предположения. Позитивистские верования широко распространены в науке. Но сегодня, считает Бердяев, от веры в единую, всеобъемлющую науку, постигает тайну мирового механизма, мало что остается, и методологический плюрализм все более торжествует в научно-философской мысли.

 

Требование "научной" веры, замены веры знанием по существу демонстрирует отказ от свободы, от свободного избрания, и унижает человека, убежден Бердяев. Но и вера не может заменить знание. Верой нельзя решать проблемы химии и физики, политической экономии и истории. Однако в дерзания веры, человек как бы бросается в пропасть, рискует или сломать себе голову, или приобрести все. Бердяев писал: "Человек, который поверил, есть человек свободно дерзнула, которая преодолела искушение гарантирующих доказательств". Будто подглядывания чужой карты в игре, боязнь риска, характерные для всех, кто подменяет веру знанием.

 

Само существование внешнего мира утверждается лишь верой, отметил Бердяев. Сами первоосновы науки нуждаются в обосновании философией. Однако аксиомы недоказуемы и это все признают. Аксиомы, или первоосновы науки - предмет веры. Правда, вера здесь, будто не произвольная, обязательно, но она, конечно, связывает. Все восходящее в знании не доказан, восходящее непосредственно дано, у него верится. Но странно: все недоказуемое и непосредственное оказывается тверже того, что можно доказать и вывести. Бердяев убежден, что утверждение научного знания истинны, но ложные его отрицание. Наука может решить вопрос о чуде, оно может возразить против веры в чудесное.

 

Проблему познания исследовали философы разных направлений, но и рационалисты и эмпирики видели в знании отражение действительности в том, кто познает, или адекватное отражение или отображение изменено, как в кривом зеркале. Субъект, познающий подчеркнул Бердяев, оказывался копировальной машиной. Но если знания есть пассивное отражение и копирования, то не понятно в чем теоретическая ценность знания. Только у субъекта, познающего, который живет в недрах самого бытия, утверждал Бердяев, может быть желание активно творить ценности в самом бытии, развивать бытие к совершенству. Другой соблазном отвлеченного субъекта, познающего есть желание признать себя творцом бытия, увидеть в действительности будто копирования самого себя. При этом творческая ценность знания оказывается иллюзорной, ни на что не направленной, ничего не рождает.

 

Свобода является основной внутренней признаком каждого существа, созданной по образу и подобию Божьему, считает Бердяев. Все достоинство человека основано на чувстве свободной ответственности, в сознании виновности в собственной судьбе. Религия Христа, по Бердяеву, зовет нас к борьбе за жизнь, в мировой победы над смертью, к завоеванию воскресения историей и творчеством. "Религиозный человек должен дорожить жизнью больше, чем нерелигиозный, и должна больше ненавидеть смерть". Человек отвечает за свою жизнь перед Богом и должна развивать полученные сверху подарки. Отрекаться от спасения во имя того, что другие гибнут, означает смерть ставить выше того, кто спасает себя, а это и есть идеология зла, уверяет нас Бердяев. Отсюда и идея религиозного долга, как участие в общем спасении мира и всего живущего, и неучастия в общей гибели, в том, что ведет к общей гибели.

 

Такие рассуждения и выводы были весьма актуальными, потому что тогда в Российской империи, которая испытывала революционных потрясений, рабы стали безгранично свободными, а свободные духом подвергшихся насилию, потому что Россия "упала в темное пропасть". Бердяев писал, что революция всегда в значительной степени маскарад, и если сорвать маски, то можно встретить старые, знакомые лица. Попробуйте проникнуть за поверхностные покровы революционной России внутрь. Там узнаете старую Россию, встретите знакомые лица гоголевского Хлестакова, Верховенского из "Бесов", лакея Смердякова из "Братьев Карамазовых", которые играют в ней немалую роль, подобравшись к самым вершинам власти. Уже Достоевский видел, что русская революция-это феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный. Все дело в бесах, в незчислимих бесах, которые давно уже мучают Россию. Бердяев пишет: «Много русских бесов, которые раскрывались русским писателям или владели ими - бес лжи и подмены, бес равенства, бес бесчестья, бес отрицания, бес непротивления и многие многие другие».

 

Достоевский знал, что поднимется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «Я всю Россию ненавижу». Бердяев в целом разделяет мнения Достоевского о том, что российский социализм претендует быть религией, верой противоположной христианской. Религия социализма принимает соблазн превращения камней в хлебы, искушенная верой в чудо социальной справедливости и равенства, искушенная ценностями этого мира. Религия социализма - это не религия свободных сынов Божиих, а есть религия рабов необходимости, детей праха.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии