Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В концепциях Демокрита, Эмпедокла и других философов древности мы видим попытки объяснить происхождение живых организмов естественным путем. Демокрит считал, что все живые организмы появляются будто одновременно с

образований, загнивали на поверхности земли под воздействием тепла и влаги. В зависимости от преобладания в телах животных тех или иных стихий, они разделились на птиц, пресмыкающихся, рыб, млекопитающих. При этом все виды возникших живых тел были способны к размножению с самого начала. Такая же природа и человека - из воды и ила. Эмпедокл считал, что сначала земные стихии породили множество отдельных членов и органов тел: головы, руки, глаза и др.. Позже эти одночленные органы под влиянием божественных сил соединялись случайно, порождая различного вида животных. Пока, наконец, не появились совершенные тела, способны размножаться. Философы древности, которые соблюдают философско-религиозных взглядов, несомненно возникновения всех видов живых организмов, в том числе и человека, одновременно.

 

Теория происхождения видов Чарльза Дарвина в современной науке преобладает. Центральное ее понятия - эволюция, согласно которому природа течение огромных отрезков времени способствовала совершенствованию организации видов живых организмов. Впрочем Дарвин оставил Господу приоритет творения живой материи как таковой. Но советский ученый А.И. Опарин решился объяснить возникновение живой клетки средствами механистической науки, как результат эволюции углеродистых соединений. В 1950-е годы эксперименты показали, что при некоторых условиях из химических смесей могут быть получены органические вещества. Отмечу, что вся цепочка эволюции до появления живой клетки, способной размножаться, и сегодня наукой не воспроизведен.

 

Своеобразие ситуации с возникновением живой клетки из первичного химического бульона, о котором говорит Опарин и другие ученые, заключается в том, что во внимание принимают только случайные обстоятельства. Но в жизнедеятельности простейшей бактерии участвует примерно 2000 различных белков, состоящие примерно из 300 аминокислот. Вероятность образования белка с

 

и <-> «300 А

 

заданной последовательностью аминокислот в этом случае достигает 1:20. А если учесть, что в ячейке млекопитающего различных типов белков в 800 раз больше, то вероятность появления простейшей самовоспроизводящейся системы-

 

1 щ2000 тт

 

клетки чрезвычайно мала - 1:10. Это убедительно просчитали известный английский астроном Ф. Хойл и математик Ч. Викрамасингх.

 

Определенным образом распространено есть и концепция космического происхождения жизни на Земле. Считается, что в Космосе существуют споры жизни, которые при определенных условиях, попадая на поверхность готовой к зарождению жизни ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ И СУЩНОСТЬ

 

Человек - существо сложное, чем это кажется в повседневной воображении. Уже атомисты говорили о двух тела человека. Одно, физическое, состоящее из атомов телесных, а второе тело - душа, которая состоит из атомов качественно отличных от телесных. Душа для Демокрита - тело вогнеподибне, сложное сочетание умоосяжному телец, имеющих сферические формы и огненное свойство. Душа распространена по всему телу и составляет будто второе тело. Эту особенность атомизма подчеркивал Аристотель. Аэций отмечал, что в учении Демокрита душа состоит из двух частей: разумная часть размещена в груди, а неразумная рассеяна по всему телу. Другие мыслители в учении Демокрита подчеркивали идею, что душа не имеет частей, мышления тождественно с ощущением, что разум находится во всем теле, душа и разум - то же самое. Следуя идеям Демокрита и сторонников атомизма, предположим, что подобно тому, как атомы телесные могут способствовать увеличению телесности человека, так и атомы души могут способствовать увеличению душевных качеств человека. Естественно, что качество может быть и отрицательным.

 

Пифагор говорил уже о трех тела человека: тело физическое, душа, тонкая колесница души. В распространенных религиозно-оккультных представлениях речь идет о четырех тела человека, в разных учениях определяются по-разному. Руководствуясь такими представлениями, следует признать, что человек состоит из видимого, грубого тела и из нескольких тонких тел, которые можно культивировать только искусственно, сознательно, при наличии благоприятных внешних и внутренних условий.

 

Существует фундаментальное различие между поведением человека, который имеет только одно физическое тело, и человеком, который имеет четыре тела. В первом случае физическое тело управляет всем в человеке, а именно, в свою очередь, управляемое внешними воздействиями. Здесь желание или отвращение, "я хочу - я не хочу", "нравится - не нравится", зависят от случайных внешних толчков. Мышление здесь механическое, а свобода - это только проявление постоянства желаний или стремлений. Во втором случае, команды и контроль происходят от высшего тела. Здесь есть целостное, неделимое, постоянное Я, существует индивидуальность, которая господствует над физическим телом и его желаниями. Мысли такого человека повинуются ее Я. Воля такого человека свободен, потому что она не зависит от случая, ее нельзя изменить или направить силой внешнего воздействия.

 

Российский исследователь П.Д. Успенский соглашался с Гурджиевым, что обычный человек - это машина. Надо понять, что с человеком, такой какая она сегодня, все случается, а дела ее, мысли и убеждения - это результат внешних воздействий. Отсюда народные движения, войны и революции, смены правительств. Но людям кажется, что они действуют сознательно, а другие делают вещи неверно, хуже, чем сделали бы они. Люди не способны понять, что то, что произошло, не могло быть сделано иначе. Поэтому у людей есть множество планов: как прекратить войны, как усовершенствовать экономику и т.п. Но, к сожалению, все делается, как это делалось раньше, потому что люди в своей сущности неизменны, управляемые внешними случайными сочетаниями воздействий. Человек-машина, не имеет будущего, не может иметь жизни вечной. Если человек живет без внутренней борьбы, если она не противостоит влечениям и принуждения, то остается такой, как и сегодня. Для Гурджиева перевоплощения - это возможность рождения целостного "астрального тела", наработанного одним человеком, в физическом теле. Формирование второго, астрального тела рассматривается как процесс неуклонной борьбы с помехами в виде желаний, борьбы между "да" и "нет". После этого возникают условия, позволяющие посредством получения нового знания и новых сил придать телу новых качеств, которые способствуют формированию третьего тела. Когда оно сформировано, приобрело все качества и силы, больше ему знания, возникает проблема закрепления приобретенного; потому что оно может быть потеряно. Специальная работа над тремя телами, закрепления приобретенных свойств, приводят к формированию четвертого тела. Тогда человек выступает причиной самой себя. Она обладает такими свойствами, которые нам неизвестны, говорит Гурджиев. Одна из этих свойств - бессмертие. Впрочем, результативная работа по формированию неразвитых тел человека достигается только под руководством опытного и совершенного учителя.

 

Теософия в решении проблемы формирования невидимых тел человека исходит также из основной предпосылки - готовности ученика идти по пути познания высших миров. В своих работах Рудольф Штайнер писал, что оккультное учение основывается на развитии внутренней жизни человека, ощущении себя душевно духовной сущностью. Поэтому начало подвига преобразования себя на высшем плане, по его мнению, следует начинать с познания и совершенствования тела душевного, астрального. Путь этот имеет восемь степеней и известен давно, он последовательно разъяснен Буддой: правильное видение - взять в свои руки собственное развитие, правильная мысль - к каждому своего решения добавлять обдуманное обоснование и, наконец, до того момента, пока ученик научится правильного сосредоточения - внимательно с собой советоваться, производить и проверять свои жизненные принципы, взвешивать свои обязанности, размышлять о смысле жизни и о его цели и т.д.

 

После этого целесообразно приступать к превращению в высших началах тела эфирного, следующего после физической. Эфирное тело имеет примерно форму физического и занимает почти то же пространство. Это очень тонко организованное тело, части которого находятся в человеке в постоянном движении, сталкиваясь с многочисленными потоками, проходящими через него. Все эти потоки и движения независимы от воли и сознания человека, как и работа ее сердца или желудка. Для того, чтобы родить здорового свое высшее "я", нужно вести жизнь согласно природе и здоровыми законам разума и морали, действующие в физическом мире. Знание своего высшего "я" - это знание нашей связи с духовными сущностями высшего порядка. На этой степени человек учится познавать закон своей жизни, свою карму. Она обнаруживает огромность различия положения людей на разных ступенях человеческого совершенства.

 

Эмоциональную сторону человеческой сущности также исследует философская антропология. Безусловно, потребности человеческого тела в пище, питье, одежде, жилье, защите от насилия и брачном партнере являются главными и можно сказать, природными. В зависимости от степени удовлетворения этих потребностей у человека формируется соответствующее эмоциональное состояние. Рене Декарт рассматривает эмоциональную составляющую природы человека как страсти души. Страсти души - это душевное движение или волнение души, наиболее потрясающие ее. Например, мы видим некий образ животного, нас пугает. Если он ярко напоминает то, что когда-то вредило телу, то он вызывает в душе страсть страха, а вслед за ней - страсть смелости или страха и ужаса в зависимости от особенностей тела и от силы духа, а также в зависимости от того, удалось когда-то уберечь, защищаясь или спасаясь бегством от вредных вещей, к которым имеет отношение действующий образ. Значимый душевный порыв передается к исполнительным органам тела и оно соответствующим образом реагирует: защищаться или бежать.

 

Чувство или эмоции человека - это радость, печаль, страх, удивление, восторг, жалость, отчаяние, недовольство, радость, любовь, мужество, смелость, отвага и др.. Очень опасными последствиями чреваты негативные эмоции, означают всякого рода эмоции насилия или депрессии: жалость к самому себе, гнев, подозрительность, страх, досада, скука, недоверие, ревность и т.д.

 

Уже первые шаги в деле изучения чувственно-эмоционального, душевного в человеке, а также анализ их связи с телесным в человеке, дает толчок для самоизучения, самопознания. Для этого, естественно, надо знать устройство "машины человеческого тела", как указывал Декарт. Ведь люди разные. Одни воспринимают окружающую преимущественно с помощью разума, другие - эмоционально, чувствами, третьи - ощущениями. Возможны и комбинации: мыслями и чувствами, или мыслями и чувствами.

 

Человеческое существо, как видно из рассмотренного выше, существо сложное. До сих пор мы рассматривали человека как существо обезличенную, по сути дало лишь абстрактные оценки человека. А между тем, каждый человек представляет собой личность обособленную от других, лицо особое.

 

В применении к человеку слово "лицо" означает что-то существенное, постоянное и своеобразное. Безусловно, что у каждого человека есть "свое лицо", бытия в конкретных ситуациях. Но поскольку человек в различных ситуациях выступает "от-минной" от других и от себя самого в других ситуациях, то понятно, что человек как личность склонна скрывать свою истинную сущность за различными многочисленными минами, (сравни с русским: личина, лик, маска) . Можно сказать, что человеку свойственно маскироваться, скрывать себя соответствующей ситуации маской быть ненастоящим, несущественным, хотя в любой ситуации человек должен быть совершенным. Многообразие ликов = масок = мин, которое мы представляем в различных ситуациях, мы можем понять только в плане духовной жизни человека. Маски одевали в Древней Греции, чтобы нельзя было ошибиться в оттенках ролей, которые играли актеры.

 

Сегодня артисты могут и не надевать маски, могут даже минимально изменять свою внешность, могут ее и вовсе не менять, играя различные роли в различных фильмах. Мы уже приучены столетиями явного лицо-действа (лицо-мерия) к этому. И тем не менее, даже не будучи профессиональными актерами, мы также приучены примерить и носить разные лики в своей жизнедеятельности. Это - естественно. Но также естественно и то, что большую часть жизни мы проводим без маски, свободными от маскировки, в кругу близких нам людей. И они знают нас более-менее настоящими, предсказуемыми, конкретными. Почему? Да потому, что за масками-ликами все-таки существует некоторое наше многочисленное лицо, наше Я. В этом смысле все многочисленные временные маски - это маленькие «я», наперебой требуют представиться окружающим. Одно "я" - дерзкое, наглое, бесстыдное. Второе "я" - самая скромность, кротость. Третье "я" готово наобещать короба и т.д.

 

Каждый конкретный человек, как личность определяемая, имеет в себе существенно-необходимое начало. Внутренне каждый человек считает себя единой, целостной, прежде всего, из-за ощущения своего физического тела, которому принадлежит постоянное имя. Человек склонен считать себя личностью, не вполне понимая, что она имеет в виду. Человек часто склонен обманывать себя, представляя себя лучше или хуже, чем она есть.

 

Г.И. Гурджиев предлагает рассматривать личность как то, что для человека "чужое", пришедшее извне, чему она научилась в своей жизни. Это следы внешних воздействий, остались в памяти и в ощущениях, заученные слова и движения, которые понравились в поведении и реакциях других. Личность создается в значительной степени подражанием тому, что для человека чуждо. Ребенок еще не имеет личности, так и представляет собой то, чем на самом деле. ее настоящая существо выражает ее вкусы, то, что она любит, и то, чего она не любит. Личность начинает расти, когда начинается воспитание. В создании личности большую роль играет стремление скрыть от окружающих свое истинное существо.

 

Сущность человека - это то, что есть в человеке его собственным, это ее истинное, серьезное, настоящее. Сущность урожденная и ее нельзя потерять или сменить столь же легко, как личность. Сущность - это физическое и умственное базис человека: один по природе хороший моряк, другой имеет музыкальный слух, третий имеет способности к иностранным языкам, четвертом нравится физический труд. Соответственно, кто-то может быть искусным моряком, музыкантом, лингвистом и т.д., потому что такова его сущность.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии