Психологию можно рассматривать как науку об изучении человеком самого себя, поскольку сложная природа человека требует соответствующего отношения к ее изучению. Возможно, человека надо изучать так же, как мы привыкли изучать
сложную машину, отмечал П.Д.Успенський. Для этого нужно знать части этой машины, ее главные функции, правильной работы и причины работы неправильной и т.д. Уже предыдущий систематический подход к пониманию сущности человеческой психики показывает, что она функционирует как минимум на пяти уровнях:
1) Мышление, или интеллект.
2) Чувство, или эмоции.
3) Инстинктивное функция, или внутренняя работа организма.
4) Двигательная функция, или внешняя работа организма, движение в пространстве и т.д.
5) Пол, или разнообразные проявления мужского и женского начал в человеке.
Умственная или интеллектуальная функция включает в себя все мыслительные процессы, осознание впечатлений, образование представлений и понятий, рассуждение, сравнение, утверждение или отрицание чего-либо, образования слов, речь, воображение, мечты и т.д.
Чувство, или эмоции суть вторая функция человеческой психики, связанная с чувствами радости, страха, удивления, сумму и т. д. Примечательно, что в обыденном мышлении и соответствующих ему словесных формах мы склонны путать мысли и чувства. Происходит это вследствие неумения разграничивать интеллектуальное и эмоциональное в психике.
Инстинктивное деятельность в человеке очень многопланова и включает в себя, по мнению Успенского, четыре класса явлений. Во-первых, это вся внутренняя работа организма, его физиология, дыхание, кровообращение, работа всех внутренних органов, построение новых клеток и отторжение омертвевших, работа желез внутренней секреции. Во-вторых, это работа пяти органов чувств, а также и ощущение тяжести, температуры, сухости или влажности; есть ощущение, что не вызывают ни удовольствия, ни неудовольствия. В-третьих, это все телесные эмоции и физические ощущения, что приятные или неприятные. Такие чувства боли, неприятного запаха или вкуса, или, напротив, чувство приятного вкуса и запаха и т. д. В-четвертых, это все рефлексы типа смеха, зевота, любого рода физическая память вкус, запах, боль, что есть на самом деле только внутренним рефлексом.
Двигательная функция включает в себя все внешние движения: ходьба, письмо, речь, принятия пищи и память о них. Сюда же относятся и движения, обычно называемые "инстинктивными", например подхват падающего предмета, не связано с участием мышления. Сюда же можно отнести и "некоторые странные двигательные функции": сновидения, воображение, мечтательность, разговоры с самим собой и вообще всякую болтовню ради болтовни и т.п.
Различие между инстинктивной и двигательной функции видят в том, что все первые являются врожденными, и им не нужно учиться, а всем двигательным функциям необходимо учиться. Если все эти функции мы поймем, научимся их в своей жизнедеятельности различать, это станет серьезной основой для изучения самого себя. И тогда станет понятнее старый афоризм: «Познай самого себя».