Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Психологию можно рассматривать как науку об изучении человеком самого себя, поскольку сложная природа человека требует соответствующего отношения к ее изучению. Возможно, человека надо изучать так же, как мы привыкли изучать

сложную машину, отмечал П.Д.Успенський. Для этого нужно знать части этой машины, ее главные функции, правильной работы и причины работы неправильной и т.д. Уже предыдущий систематический подход к пониманию сущности человеческой психики показывает, что она функционирует как минимум на пяти уровнях:

 

1) Мышление, или интеллект.

 

2) Чувство, или эмоции.

 

3) Инстинктивное функция, или внутренняя работа организма.

 

4) Двигательная функция, или внешняя работа организма, движение в пространстве и т.д.

 

5) Пол, или разнообразные проявления мужского и женского начал в человеке.

 

Умственная или интеллектуальная функция включает в себя все мыслительные процессы, осознание впечатлений, образование представлений и понятий, рассуждение, сравнение, утверждение или отрицание чего-либо, образования слов, речь, воображение, мечты и т.д.

 

Чувство, или эмоции суть вторая функция человеческой психики, связанная с чувствами радости, страха, удивления, сумму и т. д. Примечательно, что в обыденном мышлении и соответствующих ему словесных формах мы склонны путать мысли и чувства. Происходит это вследствие неумения разграничивать интеллектуальное и эмоциональное в психике.

 

Инстинктивное деятельность в человеке очень многопланова и включает в себя, по мнению Успенского, четыре класса явлений. Во-первых, это вся внутренняя работа организма, его физиология, дыхание, кровообращение, работа всех внутренних органов, построение новых клеток и отторжение омертвевших, работа желез внутренней секреции. Во-вторых, это работа пяти органов чувств, а также и ощущение тяжести, температуры, сухости или влажности; есть ощущение, что не вызывают ни удовольствия, ни неудовольствия. В-третьих, это все телесные эмоции и физические ощущения, что приятные или неприятные. Такие чувства боли, неприятного запаха или вкуса, или, напротив, чувство приятного вкуса и запаха и т. д. В-четвертых, это все рефлексы типа смеха, зевота, любого рода физическая память вкус, запах, боль, что есть на самом деле только внутренним рефлексом.

 

Двигательная функция включает в себя все внешние движения: ходьба, письмо, речь, принятия пищи и память о них. Сюда же относятся и движения, обычно называемые "инстинктивными", например подхват падающего предмета, не связано с участием мышления. Сюда же можно отнести и "некоторые странные двигательные функции": сновидения, воображение, мечтательность, разговоры с самим собой и вообще всякую болтовню ради болтовни и т.п.

 

Различие между инстинктивной и двигательной функции видят в том, что все первые являются врожденными, и им не нужно учиться, а всем двигательным функциям необходимо учиться. Если все эти функции мы поймем, научимся их в своей жизнедеятельности различать, это станет серьезной основой для изучения самого себя. И тогда станет понятнее старый афоризм: «Познай самого себя».



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии