Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сознание, таким как она представляется нашей беспристрастной мысли, есть определенная форма деятельности, которая существует с участием знания и ради достижения знания. Способом существования сознания является знание, которые

возможны на нескольких уровнях: чувственном знания и абстрактное или логическое мышление. Чувственное знание в форме ощущений, восприятий и представлений позволяет человеку соотносить себя, свое Я с внешними сторонами и взаимосвязью предметов. Это значит, что чувственные образы вещей осмысливаются нами по мнимых понятий. Эти понятия, по мнению одних философов, суть продукт общественной жизни, чувственно-предметной деятельности человека. По мнению других - врожденные, или сверхъестественные. Для первых чувственный опыт человека выступает базисом формирования мышления. Для вторых, напротив, мышление - основа чувственного познания.

 

В связи с этим, своеобразие мышления заключается в том, что оно позволяет человеку осознать мир посредством понятий, суждений, умозаключений и теорий, воспроизводя существенное и значимое в вещах и явлениях. В мышлении мы переходим границы видимого мира. С помощью мышления мы соотносим показания органов чувств со всеми имеющимися у нас знаниями, как индивидуально присущими каждому, так и интегральными, усвоенными индивидом.

 

Абстрагируясь от подробностей внешнего существования и деятельности, человек создает обобщающие образы. Понятие атома для Демокрита изначально существовало как понятия неделимого материального начала. Но приняв его как, он начал конкретизировать первооснову с точки зрения формы, веса, размеров. Приняв идею стоимости, К. Маркс начал ее конкретизировать через призму различных видов профессионального труда, в итоге пришел к понятию абстрактного труда как затрат физической и нервной силы вообще.

 

Мышление характеризуется целеполаганием, направленностью на постижение истинного, достоверного знания посредством постановки практических или теоретических задач. Умственная деятельность ориентирована на понимание сущности вещей и явлений, на построение систематического образа объекта. Мышление является логически организованный процесс познания, который проходит по определенным законам и способствует адаптации человека к меняющемуся миру. Отсюда и спонтанно свойственна мышлению способность сосредоточиваться на одном предмете, на решении возникшей задачи. Философы обращают внимание на желательность определения содержания мышления внутренними сознательными побудительными мотивами. В то же время они вынуждены признавать неуправляемость, автономность мыслей, перетекание их с одного предмета на другой.

 

Мышление можно классифицировать зависимости от его направленности на тот или иной аспект реального мира. Так, мышление существует как повседневное, практическое, научное, теоретическое и художественное. Практическое мышление ориентировано на решение повседневных конкретных задач, а теоретическое связано с формулировкой общих принципов и закономерностей объективного мира. Мышление также и образное, так как связано с формированием образов, обобщением всех в вещах и явлениях одного порядка, принадлежащих одному виду или сообществу, множестве.

 

Язык является орудием мышления и сознания, средством формирования понятий, суждений, а также средством общения между людьми. Материалистически мыслящие ученые считают, что потребность сказать что-то друг другу, создала соответствующий орган и периферическое средство - речевой механизм. Физиологический механизм образования речи - условнорефлекторный: продуцируемые в определенных ситуациях звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук с выражения эмоций, свойственного животным, в человеческом языке превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. Кроме того, общение животных ситуативное, связано с имеющейся ситуацией, а человеческая речь оторвалась от ситуативного, вследствие существования сознания. Сознание способно контролировать эмоциональную сторону натуры человека, поэтому содержание речи косвенно воспроизводит окружающую реальность. Речь также несет в себе и момент символичности, что требует определенной степени развития сознания в среде себе подобных, усвоение неоднозначного содержания слов.

 

Язык представляет собой систему содержательных форм. С помощью языка осуществляется перевод индивидуального содержания мыслей человека в коллективное. С помощью языка осуществляется познание мира и объективируется самосознание индивида. К тому же язык является средством функционирования информации, осуществляемым в виде различных знаковых систем. В этом качестве язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Язык представляется нам прежде всего в словесной, вербальной форме, что мы считаем самым универсальным средством общения среди всякого рода знаковых систем. Поэтому-то человеческое сознание и мышление тесно связаны с эмоциями, могут функционировать в виде музыкальных звуков, рисунков и красочных образов, скульптурных форм, математических символов, формул, чертежей и специфических знаковых систем в различных областях человеческого познания и деятельности. В то же время универсальный язык слов является средством перевода содержания одних знаковых систем в содержание других. И если даже порой профессионалы в своем общении друг с другом широко используют привычные им невербальные знаковые системы, то это происходит только потому, что когда-то они изучили через привычные словесные определения содержание и значение знаков и комбинаций знаков их специфической профессиональной речи. Мышление, безусловно, осуществляется в форме языка. Но мышление есть только частью сознания, хотя и важной. Сознание и мышление также связаны друг с другом посредством языка, поскольку переход от восприятий и представлений к понятиям возможен только в процессе передачи их содержания в словесной форме. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее понимает саму себя, свое состояние и понимание ее состояния другими людьми. Впрочем, всегда в истории человечества существовали и образные языка непосредственно переводят язык чувств в язык образов, не всегда вербализованной, но очевидно эмоционально окрашенных. Для определенной части людей, в специфические цвета окрашена поверхность, является стимулом для возникновения соответствующих эмоций, заставляет быстрее биться сердце. Для кого-то таков красный цвет, для кого-то звездно-полосатый как образ мироощущения.

 

Будучи восходящей знаковой системой, естественная вербальный язык необходимо дополняется множеством неязыковых знаков. Это: 1) знаки-копии (фотографии, отпечатки следов допотопных животных и растений и т.п.) 2) знаки-сигналы (проблески маяка, звонок в учебном заведении, фабричный гудок, аплодисменты и т.п.) 3) знаки-символы (серп и молот, ромб с книгой внутри и т.п.) 4) знаки-общения как вся совокупность природных и искусственных языков. К знакам искусственных систем относятся коды азбуки Морзе, различные логики, компьютерные программы, знаки математических формул, сигналы-правила уличного движения. Построение и функционирование знаковых систем исследует наука семиотика.

 

Искусственный интеллект. В ХХ в., Когда потребность в вычислительной технике стало очевидным, возникло злободневный задачи практической кибернетики - создать системы, которые превзошли существующие вычислительные машины на основе имитации процессов человеческого мышления. Так были созданы машины, способные решать логические, математические, шахматные задачи, переводить тексты с одного языка на другой, улучшать организацию производства и автоматизировать проектирование новых машин. Метафор, связанных с вычислительными машинами, использовано было много: "электронный мозг", "интеллектуальная машина", "мыслящий устройство".

 

Ученые, занялись разработкой вычислительной техники и компьютеров, и были движимы идеей научить машину мыслить, центральным понятием своей деятельности выбрали понятие "искусственный интеллект". С философско-мировоззренческих позиций в деле организации исследований искусственного интеллекта, или искусственного разума, можно выделить две основные цели и соответствующие им направления поисков. Одну из них можно назвать информационной или эвристической. Цель ее заключается в создании программ для вычислительных машин, способствующих автоматизации таких видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными. Здесь важны поиски аналогий с человеческим мышлением и познанием, здесь важен конечный результат, его совпадение с тем, что получает человек при решении той же задачи.

 

Вторую цель можно назвать бионической, поскольку сторонники ее, меньше представлены в области искусственного интеллекта, достижения значительных успехов в области моделирования интеллектуальной деятельности человека видят в воспроизведении техническими средствами самого субстрата, на котором разворачиваются психические процессы осознания окружающего мира. Эти ученые больше заняты исследованиями физиологических и биохимических процессов, происходящих в мозгу человека. Они рассчитывают построить достаточно совершенные сети искусственных нейронов и другие аналогичные конструкции, имитирующие бы процессы, происходящие в нервной системе человека, и связанные с ее умственной деятельностью.

 

Существует еще и третье направление, которое можно назвать эволюционным. Сторонники его считают, что интеллектуальные программы нужно выращивать как мы выращиваем наших детей. Когда они станут по-настоящему интеллектуальными, они приобретут способности самообучаться.

 

За прошедшие четверть века наука и техника компьютеризации внесли существенные коррективы в наши представления о природе и сущности мыслительных процессов, которые происходят в сознании. Сознательная деятельность человека многопланова. Ограничивать ее только выше умственной функцией, то есть интеллектуальной составляющей сознания, неправомерно. Об этом свидетельствует и опыт современного этапа развития компьютерной техники.

 

Взаимоотношения Ното sapiens с миром вычислительных машин в начале 1990-х годов состояли напряженно. Именно стремлением приспособить компьютер к контакту с самой обычной человеком, по сути с дилетантом в вычислительной технике, которая обладает лишь азами компьютерной грамотности, отличались задуманы в Японии компьютеры нового поколения. Осмыслив грандиозность и актуальность проекта, в него включились многие фирмы на правах соучастников, а другие как конкуренты. Желание заработать на создании маленьких персональных недорогих домашних компьютеров, с последующим их массовым распространением, привело группу молодых энтузиастов параллельно и к решению проблемы создания простых систем управления и пользования персональными компьютерами. Появилось соответствующее программное обеспечение, "помогает" пользователю, обладающего минимальными познаниями в области математики, языка, истории и других областей знания.

 

Сейчас компьютер имеет «интеллектуальное лицо». Компьютеры пятого поколения отличаются наличием "интеллектуального интерфейса", т.е. системы, призванной обеспечить общение пользователя-дилетанта с компьютером, скрытым этим интерфейсом от сознания пользователя. Работая с такой машиной человек уверен, что машина правильно поймет указания, введенные в нее в виде знакового текста или текста, сообщенного машине голосом через микрофон.

 

Современный этап развития компьютерной техники достаточно определенно свидетельствует о том, что знание материальное. Одной из характеристик материальности является то, что количество материи всегда ограничено. Располагая определенное количество знания, человечество уже не в состоянии дать каждому привычный ранее объем знаний. Получается, его надо сконцентрировать в некоторой казны, роль которой выполняет компьютерная информационная сеть. Поэтому только небольшое количество людей, способна накапливать в больших количествах знания и эффективно использовать его для решения задач индивидуального развития. И именно они задают направленность развития научно-технической среды. Другие миллиарды людей, в силу особенностей своей психики, своих интеллектуальных и волевых качеств могут получить только небольшое количество знания. И сколько бы людей не получало это небольшое количество знания, в их жизни и в их понимании вещей ничего не изменится, разве только жизнь становиться все труднее, а добыча минимально необходимых для поддержания жизни средств становится все проблематичнее.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии