Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Техника - это система искусственных органов деятельности общества. В технике опредмечено большое количество навыков, умений и знаний о закономерностях природы. Само понятие означает умение, мастерство, виртуозность.

Техника составляет важную часть производительных сил общества, иллюстрируя уровень, достигнутый человечеством в освоении природы. Современная техника различается в зависимости от области ее применения: промышленная, научно-исследовательская, транспортная и коммуникационная, военная, медицинская, управленческая и т.д.

 

Техника составляет материальный базис каждой особой общественной организации и тесно связана с научным знанием. Поэтому естественным представляется усложнение техники в историческом плане. Сначала между человеком и природой существовала только одна техническая звено - орудия производства (инструменты). С появлением машин человек уже непосредственно не управляет орудием труда, а водит машину, то есть между человеком и предметом труда уже стоят две технических звена. Третья техническая звено возникает с введением простой автоматики, например, машины с программным управлением. Здесь программу работы машине задает человек. Но и на этом технические усовершенствования не закончены и возникают все новые звенья.

 

Во многом техника - это продукт свободного творчества и творческой фантазии изобретателя или ученого, и технику как явление нельзя сводить к политико-экономических отношений в обществе. Существуют собственные движущие силы развития техники, собственные противоречия и закономерности.

 

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. С одной стороны, технические средства - это вещество природы, а с другой стороны - продолжение природных работающих органов человека. Еще вчера, будучи предметом труда, сегодня технические средства сами становятся орудием преобразования предмета труда. Поэтому собственная внутренняя логика развития техники вполне обусловлена промежуточным положением техники, ее взаимоотношениями с человеком и природой. В наличии дуализм: "человек-техника", "техника - природа".

 

Взаимодействие человека и техники в процессе труда основывается на принципе целевой единства. И органы труда человека, и технические средства являются орудиями преобразования природы в соответствии с потребностями общества. Были времена, когда вместо ножа использовали зубы, вместо молотка - кулак, вместо щипцов - пальцы. Были времена, когда раба называли "одушевлении инструментом". Второй принцип, раскрывающий суть взаимодействия человека и техники - принцип дополнения или компенсации. Социальная функция техники проявляется и в том, что таким образом человек компенсирует несовершенство своих работающих органов.

 

Системное использование техники требовало и системного характера научного знания. Тем самым научная работа стала профессиональным занятием определенной группы людей, стала необходимой частью производительного труда. Бурно развивалась математика, механика, физика. Наука становится своеобразным производством знания. Ученые начинают получать плату за свой труд, возникают академии и научные общества: Италия (1600), Англия (1660). Франция (1668), Германия (1700), Россия (1724). 5 января 1665 в Париже стало выходить первое в мире научное периодическое издание "Газета ученых". Еще раньше в Англии вводится система промышленных патентов.

 

Середина XIX в. - Это время первой промышленной революции. В 1844 году появился телеграф, в 1846 году - ротационный типографский станок, в 1867 году - пишущая машинка и динамит, в 1876 году - двигатель внутреннего сгорания и телефон. Изменения в производственно-технической и бытовой сферах, которые произошли в ХХ веке, еще более впечатляют, начиная с первого аэроплана в 1903 году и вплоть до развертывания мировой паутины Internet a.

 

Научно-техническая революция (НТР) - это вторая промышленная революция, совпала со второй научной революцией, и она как явление связана в середине ХХ в. с автоматизацией производства, достижениями науки в области теории автоматического управления процессами и механизмами, системами телекоммуникации, развитием вычислительной техники, микроэлектроники, биотехнологии. Широко использовали промышленные работы, новые биохимические технологии, атомную энергетику. Ценность научного знания чрезвычайно возросла.

 

НТР стимулировала принципиальную перестройку производительных сил общества, повышение уровня технической грамотности работников, изменение всего образа жизни человека. Ускорился ритм жизни людей, изменились формы общения, человечество столкнулось с глобальными проблемами.

 

В последние годы ХХ века. невиданными ранее темпами распространилась передача и обработка информации с помощью компьютеров. Мы живем в эпоху информационных технологий, и компьютеры становятся "электронными досье", которые в различных ведомствах сохраняют массивы информации о различных сторонах жизни и деятельности государств, министерств и ведомств, партий и общественных организаций, наконец, отдельных граждан. Все это вполне соответствует идеалам технократической диктатуры, которую так живописал Джордж Оруэлл, наступление которой предусматривали уже в наше время многие идеологов индустриального и постиндустриального общества. Internet, в котором видели средство общения, позволяет уже почти избегать личного общения, заменяя его электронным, то есть обрекая человека на еще большую одиночество. Поскольку доступ к нему все-таки ограничен, то это может усилить только господствующие институты и преступные кланы. Поэтому проблемы безопасности хранения и использования информации возникают острее.

 

М. Хайдеггер утверждал, что вполне технизированные мир не страшен. Ужасно то, что человек не подготовлен к этому, что она не способна сознательно встретить изменения. Силы техники неизмеримо превосходят силы человека, и от нее зависит, будет она перед этими силами растерянной, или в ней проснется мышление способно к осознанию истинного положения вещей. Для Хайдеггера мир техники объективный и противостоит человеку как могучая сила. Человек может с ним справиться, если она найдет новую почву для укоренения, если у нее будет родина. Родина делает человека свободным и независимым. Недопустимо попасть в рабство к технике, к окружающим нас устройств и машин. Мы можем использовать эти устройства так как это нужно, но мы не должны привязываться к ним, оставить их в покое, как такое, что не имеет отношения к нашей сущности.

 

Говоря "да" технике, мы вместе с тем скажем ей "нет", то есть мы упустим технические устройства в нашу жизнь, но оставим их снаружи, т.е. оставим как вещи, не абсолютные, которые зависят от чего-то высшего. Такое отношение к технике Хайдеггер предлагает называть старым словом - "отстраненность от вещей". Если человек откажется своей глубокой сущности, отвергнись того, что он есть существо, которое мыслит, она потеряет себя. Дело в том, чтобы спасти эту сущность человека, поддерживать тягу к размышлению. Задача эта сложная. Хайдеггер заявляет, что отстраненность от вещей и открытость для тайны не придут сами собой. их родит только непрерывное и решительно мышления. На этой почве могут появиться и новые образцы творчества, значимые на века.

 

Для второй половины ХХ в. характерно появление значительного опыта общественного развития, во многом уточнил обобщения мыслителей предшествующего времени. 1950-60 гг - это эпоха тотальной индустриализации. Именно в настоящее время научно-техническая революция выступила движущей силой перехода человечества в качественно новое состояние. Тогда же появляются понятия: индустрия потребления, индустрия развлечений и досуга и др..

 

Технологический детерминизм становится доминирующим в технократическом мировосприятии поскольку представление об обществе опираются на эволюционно-технологические идеи. Предпочтение в толковании общественных явлений начинают отдавать естественнонаучной знанию. Историю общества в этот период делят на два периода - традиционное и индустриальное. Традиционное - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и традиционным способом социокультурной регуляции (примитивное подавление свободы личности). Индустриальное общество основано на машинном производстве, развитой системе коммуникаций и социальной мобильности, здесь разумно сочетаются свобода и интересы индивида с общими социокультурными нормами и ценностями.

 

Объективные изменения, которые произошли в западном обществе в 1950-60-е годы, вызвали волну научно-теоретических обобщений, различного рода историко-социологических концепций. Возникла теория "конвергенции"-сближение разноплановых обществ главным образом в направлении "общества потребления".

 

Изменения в индустриальном обществе отодвинули на задний план привычные для бывшего общества идеологические ценности: партийность, субъективность, национализм, преимущества по религиозным и другим мотивам. Поскольку на первый план оказались технико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и культуры, то произошло ослабление давления идеологии в индустриальном обществе, то есть "деидеологизация".

 

Еще одна существенная черта отличает новое общество - массовое участие людей в различных сферах жизнедеятельности. "Массовое общество" - это общество, в котором преобладает массовое производство, массовая культура, массовое потребление, массовая коммуникация, где господствует общественная мысль.

 

Вполне закономерно, что в 1970-е гг бурно развиваются общественно-футурологические концепции и модели развития человечества. Научный плюрализм дал миру разные версии будущего общества: "посткапиталистическое" Р. Дарендорфа, "постиндустриальное" Д. Белла, "постцивилизационный" К.Болдуинга, "новое индустриальное" Дж.Гэлбрейта, "индустриальное в фазе зрелости" Р. Арона, "продвинутое индустриальное "Г. Маркузе," сверхиндустриальной "А. Тоффлера," технотронной "З. Бжезинского и другие. Авторы концепций руководствовались общей методологической установкой - необходима реиндустриализация, т.е. необходима такая индустриализация, при которой наука и техника станут гуманистическими и не будут разрушать природного в человеке и в природе. И более того, наука и техника в новых условиях будут способствовать утверждению общечеловеческих ценностей и выживанию человечества.

 

Своеобразие "постиндустриального" заключается в движении к технотронного, сверхиндустриальной общества, в котором значительная часть энергии общества направляется на сферу потребления, услуг и коммуникации, то есть на непромысловую сферу. Постиндустриальное общество является информационным и приходит на смену производственно-трудовом. Информация становится решающим фактором организации общественной жизни. Субъективный фактор, который способствует преобразованию общества, теоретики постиндустриализма видели в уверенности и готовности организаций и отдельных индивидов участвовать в деле преобразования общества. Оптимисты постиндустриальной переустройства мира считали, что информационно-компьютерная революция сделает мир "глобальной деревней", позволяя сочетать преимущества городского комфорта с пользой сельской природы. О.Тоффлер пишет о "электронный дом" - коттедж с земельным участком, который оснащен электронной техникой, производственно-бытовой автоматикой, доступ к коммуникационным сетям, одомашниванием труда, поскольку многие виды производственной деятельности можно выполнять с помощью информационных систем дома. Отсюда и радикальные изменения в производстве, организации досуга и внепроизводственных формах общения людей.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии