Работающий асинхронный двигатель имеет частоту в цепи ротора, которая в несколько раз меньше частоты в цепи статора.
Поэтому при построении векторных диаграмм э. д. с и ток ротора невозможно изобразить векторами на одной диаграмме с напряжениями и токами статора.
Иногда в случае, если ротор не вращается, его частота равна частоте сети, которая питает статор. В этом случае можно построить векторную диаграмму, которая напоминает диаграмму нагруженного трансформатора. Ее строят для одной фазы двигателя, и в качестве исходного принимается вектор Фв магнитного потока вращающегося магнитного поля. По отношению к этому вектору векторы э. д. с. статора и ротора отстают на ? / 2.
В короткозамкнутом роторе электродвижущая сила создает ток. Вектор тока опережает вектор потока из-за влияния неподвижного ротора гистерезиса и вихревых токов на угол ?, который называется углом магнитного запаздывания. При построении вектора напряжения к вектору прибавляется вектор , который параллелен вектору . Вектор отстает от вектора jx1 на 90°. Вектор замыкает в диаграмме перечисленные векторы. Для построения векторной диаграммы работающего двигателя необходимо различить частоты цепи статора (f) и цепи ротора (f2 = fs).
Обычно строятся две отдельные диаграммы для цепи ротора и цепи статора. В обоих случаях начинают с вектора магнитного потока вращающегося поля. В диаграмме ротора положение вектора Е2 определяется тем, что он отстает от вектора потока Фв на ? / 2.
Для двигателя скольжение принимает значение s = 0,2 – 0,4, поэтому частота в цепи ротора мала, и значит, индуктивное сопротивление s?L2 также имеет небольшое значение. Это определяет то, что угол между и также мал. На диаграмме статора вектор отстает на 90° от вектора магнитного потока. Вектор намагничивающего тока опережает вектор Фв на угол ?. Направление вектора определяем из взаимного положения векторов и . Вектор отстает от на 90° + ?2, т. е. вектор опережает вектор магнитного потока на угол 180°: – 90° – ?2 = 90° – ?2. Вектор отстает от век- тора на 90°, значит, опережает вектор на угол ?2.
Отдельные диаграммы статора и ротора не позволяют анализировать влияние механической нагрузки двигателя на его электрические характеристики. Это достигается путем рассмотрения трансформатора, энергетические соотношения в котором похожи на соотношения асинхронного двигателя. Для этого необходимо привести цепь ротора к частоте статора. Сила тока в роторе выражается соотношением. В результате вращения ротора, кроме передачи энергии в обмотку ротора через взаимную индукцию, наблюдается переход электрической энергии в механическую. В результате приведения данные два преобразования были заменены простой трансформацией при неподвижном роторе. Однако обмотка ротора при этом условии эквивалентного трансформатора замкнута не накоротко, а на сопротивление R, которое соответствует механической нагрузке.
Мощность, которую поглощает эта нагрузка соответствует механической мощности, которую развивает ротор в одной фазе, т. е. работающий асинхронный двигатель можно заменить эквивалентным неподвижным, для которого цепь ротора замкнута на активное сопротивление. При этом общую векторную диаграмму двигателя статора и ротора можно построить в том же порядке, что и для трансформатора или двигателя при заторможенном роторе. Начинается построение с вектора Фв, после чего под углом 90° — э. д. с. ротора, приведенного к условиям трансформатора , как и э. д. с. статора.