При расчетах рабочих процессов асинхронных двигателей удобно использовать эквивалентную схему двигателя.
Она представляет собой несколько электрически соединенных активных и индуктивных сопротивлений и изменяющееся активное сопротивление, которое заменяет на эквивалентной схеме нагрузку вала двигателя.
Обоснование эквивалентной схемы обеспечивается с помощью преобразования основных уравнений двигателя. Если учесть, что эквивалентную схему включают в сеть вместо статора, все роторные величины нужно привести к числу витков, обмоточному коэффициенту, а также числу фаз статора. Асинхронный двигатель — трехфазное устройство, в котором фазы являются симметричными. Следовательно, при составлении эквивалентной схемы можно ограничиться одной фазой двигателя. Если рассмотреть два уравнения напряжения статора на основании законов Кирхгофа для схемы на рисунке, то в ней — обмотка статора, — обмотка ротора, Z12 — магнитная цепь машины, R? — механическая нагрузка.
В случае синхронного вращения двигателя, т. е. когда s = 0, по нему проходит ток холостого хода и определяется из опыта холостого хода. Когда происходит торможение двигателя, s = 1, поэтому R? = 0. Поэтому опыт торможения двигателя называют опытом короткого замыкания, который осуществляется при понижении напряжения на статоре асинхронного двигателя.