Двигатели, которые применяются или могут найти применение на автомобильном транспорте, можно классифицировать по ряду признаков.
1. По способу преобразования теплоты и энергии в механическую работу: двигатели внутреннего сгорания (ДВС)-
поршневые, роторно-поршневые, газотурбинные; двигатели внешнего сгорания-двигатели Стирлинга; паровые двигатели, электрические двигатели; инерционные двигатели.
2. По способу осуществления рабочего цикла: четырехтактные и двухтактные ДВС, как с наддувом, так и без него.
3. По виду топлива используемый: легкого (бензин, лигроин, керосин, бензол, спирт) тяжелого (дизельное топливо, соляровое масло, газойль, мазут) газового (природный газ, нефтяные газы-пропан и бутан, доменный газ, генераторный газ и др..) смешанного (бензогазови смеси, смеси жидкого и газового топлива - в газодизель).
4. По способу смесеобразования: двигатели с внешним смесеобразованием (карбюраторные, газовые и с впрыском легкого топлива во впускной коллектор) с внутренним смесеобразованием (дизели, двигатели с впрыском легкого топлива в цилиндр) со смешанным смесеобразованием (газодизель).
5. По способу зажигания рабочей смеси: двигатели с искровым зажиганием (карбюраторные, газовые, с впрыском легкого топлива); с самовоспламенением от сжатия (дизели) с воспламенением газового топлива от зажигательного дозы жидкого топлива (газодизель).
6. По способу регулирования мощности: двигатели с качественным (дизели и газодизель), количественным (карбюраторные и газовые) и смешанным регулированием.
7. От особенностей расположения цилиндров: рядные (с вертикальных, горизонтальных, наклонных и оппозитным размещением), V-образные.
8. По способу охлаждения: двигатели с жидкостным и воздушным охлаждением.
Классификация 2-8 относится только к поршневых ДВС.
На современных отечественных автомобилях преимущественно применяются четырехтактные поршневые ДВС с наддувом и без него, работающих на легком, тяжелом и газовом топливе, с внешним и внутренним смесеобразованием, с искровым зажиганием смеси и самовоспламенением ЕЕ от сжатия, с количественным и качественным регулированием мощности, а также рядные и У-образные с жидкостным и воздушным охлаждением. Ограничено применяются электрические двигатели, работающие от аккумуляторных батарей. Наиболее перспективными автомобильными ДВС на период до 2000 года считаются газовые двигатели с впрыском легкого топлива и комбинированные дизели с газотурбинным наддувом. В ближайшей перспективе возможно применение также газотурбинных двигателей, в более отдаленной - двигателей с внешним подводом теплоты (двигателей Стирлинга).