При преждевременном зажигании рабочая смесь воспламеняется от нагретых участков камеры сгорания к появлению электрического разряда между электродами свечи. Такое зажигания называют жаровым. Источниками жарового зажигания
могут быть нагреты до температуры выше 950 ... 1000 К центральные электроды и изоляторы свечей, тарелки выпускных клапанов, большие раскаленные (тлеющие) частицы нагара. Жаров зажигания происходит в процессе сжатия, давление резко повышается и может достигнуть максимального значения до завершения такта сжатия. Вследствие этого затрачивается дополнительная работа на сжатие газов уже жирели, а на индикаторной диаграмме образуется петля, полезная площадь диаграммы уменьшается (рис. 4.24). Вследствие повышения максимального давления и температуры и увеличение времени контакта газов со стенками цилиндров резко увеличивается теплоотдача в стенки. Поэтому Жаров зажигания усиливается и начинает возникать все раньше и раньше, и может привести к оплавления и прогорания поршня.
Преждевременное зажигания является опасным видом нарушения сгорания, на которое не всегда можно в свое время обратить внимание. Внешне оно выражается в падении мощности; перегреве двигателя в виде глухих стуков, которые трудно диагностируются, потому что они мало отличаются от общего шума двигателя. К тому же оно обычно возникает в каком-то одном из цилиндров двигателя и мощность двигателя изменяется очень мало. Поэтому необходимо строго соблюдать соответствие «жарового числа» свечей особенностям двигателя. Свечи должны быть стойкими против перегрева и в то же время не должны быть слишком «холодными»-при работе на холостом ходу температура электродов свечей не должна быть ниже 670 К. Нужно периодически очищать камеру сгорания от нагара и следить за правильным регулированием зазоров в механизме газораспределения.