Качество распыления топлива. За период задержки самовоспламенения успевают полностью випаритись капли диаметром 12 ... 15 мкм; капли большего диаметра испаряются частично. Вокруг них образуется оболочка из пары, в центре которой
остается жидкое ядро. Если диаметр капель равен 15 ... 50 мкм, то такие редкие ядра успевают в процессе сгорания полностью випаритись и окислиться. Но если диаметр капель превышает 50 ... 100 мкм, тогда в грубых каплях происходит термический крекинг с образованием твердого углерода. Поэтому в включению топливе не должно быть много капель, грубых по 50мкм. Капель диаметром 100 мкм не должно быть вообще, потому что они являются причиной сильного дымления дизеля.
Между тем слишком мелкое и однородное распыление топлива приводит к увеличению задержки самовоспламенения. Это объясняется тем, что мелкие капли успевают випаритись и диффундировать в воздух до того, как будет достигнута температура самовоспламенения. Когда такой участок будет прогрета до достаточной температуры, смесь оказывается слишком бедной и самовозгорания не происходит, дизель может даже остановиться. Поэтому факел распыленного топлива должен иметь оптимальную неравномерность по размерам капель, чтобы на любом режиме работы образовывались зоны с обогащенной смесью, способной к самовозгоранию. Существенное значение имеет дальнобойность факела. Если топливо достигает холодных стенок головки блока, то оно слишком поздно испаряется и вступает в реакцию горения; появляется сизый дым.
Если топливо попадает на горячие стенки камеры, расположенной в поршне, то это благоприятно влияет на процесс сгорания. Работа многих современных дизелей сопровождается попаданием частицы топлива на стенки камеры сгорания, расположенной в поршне.