Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача. Демографическая политика

имеет давнюю историю и богатый опыт практической реализации: от основания древними греками колоний для расселения быстро приростаючого населения или установление привилегий трехдетным семьям римскими императорами до политики «одна семья - один ребенок» в современном Китае.

Возникновение античной государства с его законами, с общественным неравенством и экономикой, построенной на труде рабов с ее крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, упорядочивающие жизнь и сосуществования миллионов людей, государство прямо или косвенно регулировало и демографическую поведение индивидуумов и семей. Так, в одном из древнейших правовых актов - своде законов вавилонского царя Хаммурапи (около 1760 г. до н.э.) - 68 статей по 282 был посвящен семейному праву. Рост численности населения древних государств в благоприятные годы, когда войны и стихийные бедствия, эпидемии и неурожаи не сокращали население, вимушувало до контроля его роста путем стимулирования рассредоточение населения вплоть до принудительной эмиграции.

Уже в IV-V вв. до н.э. чувствовалось перенаселения в небольших древнегреческих городах-государствах, что повлекло вынужденную эмиграцию избытка населения и принимало форму периодического основания колоний. Греческую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья (а истоки ее уходят к VIII в. до н.э.) можно, пожалуй, считать первой формой целенаправленного регулирования численности и размещения населения. Переселения жителей из густонаселенных районов в малонаселенные земли для поддержки «оптимальной» пропорции между количеством земли, продовольствием и населением предлагалось в V в. до н.э. старокитайським философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.) и его последователями как эффективный государственный запад.

Проблема ограничения численности населения, опасность чрезмерного роста народонаселения, которая периодически возникала в государствах античного мира, нашла отражение в высказываниях и работах выдающихся греческих мыслителей того времени: Сократа (ок. 470399 до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Большое влияние на формирование взглядов на политику в области воспроизводства населения производили религиозные доктрины, что вполне заменяли как регуляторы поведения правовые нормы. Христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряло сдержанность. Религиозные доктрины Востока, что преобладали в Китае, Индии, Персии, в целом одобряли продолжения рода и деторождения, но в буддизме (и в меньшей степени в индуизме) обет безбрачия считалась высоким духовным идеалом.

Экономические условия, что в средние века изменились, способствовали появлению у крестьян стимулов к большой семьи - воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что облагалось налогами, как правило, только взрослое население. Отношение к численности населения, семьи определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, уносящие сотни тысяч жизней. В XVII ст. Франция одной из первых в Европе начинает проводить политику поощрения роста населения. Ее мотивы обусловливались и учением меркантилизма и демографической ситуацией. Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией (1618-1648 гг.), а также теряла население через значительную эмиграцию, вызванную религиозными преследованиями гугенотов.

До середины XVIII в. усилились экономические предпосылки популяціонізму, связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей желаемого роста населения. Они нашли свое отражение в трудах великих французских просветителей Же.-Же. Руссо (1712-1778 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), в трудах Гельвеция, Моо, Юма и других мыслителей.

Только Вольтер (1694-1778 гг.), видимо, критически относился к идеям о росте населения, соотнося проблему населения с проблемами благосостояния и духовного развития.

Много российских государственных деятелей и ученых XVII-XIX вв. поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила налог («тягло»). Отсюда возникала заинтересованность государства в ранних браках, поскольку увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись церковными догматами, которые формировали установки и поведение населения.

Наиболее целостное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России был представлен в трактате М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа» (1761 г.). Он предлагал принять меры, направленные на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне его, на сокращение детской смертности, на прекращении эмиграции. Меры были как культурно-образовательного характера, так и административно-правового (пересмотр церковных правил и обычаев).

При императрице Екатерине II (видимо, не без влияния трактата Ломоносова, как и не без влияния того, что осуществлялось во Франции, а ранее - в Риме) были отменены «венечные памяти» (по сути, пошлина за венчание), облегченный вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение начали предоставлять тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелел не венчать малолетних со взрослыми девицами. Указ 1784 г. Синода приказывал в проповедях склонять народ к благосклонного отношения к внебрачных детей. Были установлены дома для подкидышей и незаконнорожденных.

Почти все прогрессивные деятели России того времени (государствоведы, медики, философы и писатели) разделяли популяціоністські позиции (А.П. Волынский, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.). В то же время историк и публицист М.М. Щербатов считал быстрое увеличение крестьянского населения одним из факторов распространения .бідності в России.

На рубеже XVIII-XIX в. на смену популяціонізму пришла другая, противоположная доктрина, что доказывает необходимость сдерживания роста населения. Она получила название «мальтузіанство» по имени своего создателя Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 гг.). Экономической предпосылкой антипопуляціонізму был активно осуществляемый промышленный переворот. Он вел к появлению лишних рабочих рук и ртов, накопления через избыточное количество населения.

Мальтус, заимствуя идеи англичанина М. Хейла и итальянца Дж. Ортеса о росте населения в геометрической прогрессии и ряд других экономических идей и теорий, объяснял причины возникновения бедности и пауперизму перенаселенностью и безрассудным размножением рабочего класса, высказывались за предупреждение избытка населения, в частности распространение в народе норм христианского аскетизма, воздержание от вступления в брак и обуздания «инстинкта размножения».

В конце XIX в. вновь появляются предпосылки для возрождения популяціоністських идей. Экономическая и географическая экспансия, которая сопровождала борьбу за раздел мира на сферы влияния, повысила роль численности населения как фактора силы, возможности создания великой армии. Низкая рождаемость во многих странах Европы и снижение прироста населения способствовали тому, что демографические проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях парламентов.

Известный французский демограф Жак Бертильон. (1851-1922 гг.) объявил теорию Мальтуса «позорным», требовал законодательными методами влиять на увеличение рождаемости. Развитие взглядов на демографическую политику в XX в. произошел в Италии и Германии. Экспансия, борьба за жизненное пространство были стержнем геополитики итальянского и немецкого фашизма, которая принесла неисчислимые беды народам Европы, привела к потерям десятков миллионов людей, погибших во второй мировой войне.

Популяціоністська демагогия составляла важное звено идеологического арсенала фашизма. Итальянским дуче Муссолини была написана брошюра «как Численность сила», в которой он считал, что высокая рождаемость отличать фашистский народ от других европейских народов и указывать на его жизнеспособность, на его волю к продолжению жизнеспособности в веках.

Политика населения Гитлера, подобно политике Муссолини, диктовалась двумя соображениями: 1) большое население было необходимо для удовлетворения растущей потребности в «пушечном мясе»; 2) демографический компонент был важной составной частью «расовой теории».

Для демографической «образования» в Германии была огромным тиражом выпущена пропагандистская брошюра «Вымирающий народ». В миллионах экземпляров этой брошюры все ошибки списывались на эпоху либерализма и марксизма. Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость.

Фашизм на долгие годы скомпрометировал идеи демографической политики, которые и сейчас нередко связывают только с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с его агрессивностью, что требует миллионных армий для утверждения своих идеологий среди других территорий и народов.

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главных лекарств для лечения больных экономик и социально-политических систем.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии