Машиностроительный комплекс. По сравнению с металлургическим, продолжающим активно функционировать и развиваться, несмотря на многочисленные проблемы, машиностроительный комплекс Украины находится в настоящее время в глубоком кризисе. В 1991 г. в отраслевой структуре промышленности Украины на машиностроение и металлообработку приходилось 26,4%, а в 2000 г. — только 13.2%.
В отраслевой структуре самого машиностроения по стоимости продукции наиболее крупная доля приходилась на сельскохозяйственное машиностроение — 18,4% (1990 г.). Затем (в порядке убывания) шли автомобильная промышленность, электротехническая, тяжелое и транспортное машиностроение, приборостроение и производство средств автоматизации и управления, станкостроение и инструментальная промышленность, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, для животноводства и кормопроизводства, энергетическое и т. д. На начало 90-х гг. на Украине насчитывалось более 1260 предприятий машиностроения, имевших самостоятельный баланс, не считая малых предприятий и кооперативов.
Центрами сельскохозяйственного машиностроения всесоюзного значения в лесостепной свеклосахарной зоне Украины были Днепропетровск и Тернополь (свеклоуборочные комбайны), а в ее степной зоне — Херсон (кукурузоуборочные комбайны). До 1996 г. основным поставщиком зерноуборочных комбайнов на Украину выступал российский «Ростсельмаш», но и 1996 г. Украина переключилась на закупку западной зарубежной техники под гарантии украинского правительства по кредитным линиям США и Германки. Однако вскоре выяснилось, что эффективность использования дорогостоящей импортной техники в местных условиях недостаточно высока (производители западных компаний гарантируют эффективную работу при урожайности не менее 27—30 ц/га). В результате после неудачных попыток организовать несколько СП с зарубежными партнерами на некоторых украинских предприятиях правительство Украины решило развернуть выпуск собственной уборочной техники.
В настоящее время в Херсоне работает АО «Херсонские комбайны» (комбайн «Славутич»), h Александрии (Кировоградская обл.) налажено производство комбайнов «Лап», в Харькове на государственном предприятии *Завод им. Малышева » была налажена сборка из комплектующих частей польских комбайнов «Бизон». Затем здесь было развернуто производство уже польско-украинского комбайна «Обрий». Сегодня «Обрий» на 75% изготавливают из отечественных комплектующих узлов и деталей. Еще один отечественный комбайн («Степь») производит АО «ИнтерКонтакт*. С 2000 г. на *Южмаше* (Днепропетровск) приступили к совместной с «Ростсельмашем» сборке «Донов» и «Нив», которые вдвое дешевле украинских. Оба предприятия из-за недостатка финансирования работают не на полную мощность. В 1997 г. продукцию для нужд аграрного сектора стало производить ОАО оАК АДВИС» на базе бывшего машиностроительного предприятия в г. Хмельницкий. Это высокопроизводительные самоходные кормоуборочные комбайны «Марал 125 — Поділля».
В 90-е гг. в Харькове — старом центре производства тракторов, а также в Ивано-Франковске было налажено производство малогабаритных тракторов для фермерских хозяйств. Разнообразную сельскохозяйственную технику производят и во многих других городах: тракторные сеялки — в Кировограде, плуги — в Одессе, жатки — в Бердянске, химсельхозмашины — во Львове, оборудование для животноводства и кормопроизводства — в Нежине, Бердянске, Белой Церкви, Ковеле (Волынская обл.); сельскохозяйственное машиностроение есть также в Ровненской области и т. д.
Производством транспортных средств известны холдинговая компания «Лугансктепловоз*, выпускающая локомотивы; Днепропетровский электровозостроительный за под (создается новое производство с участием немецкой компании «Сименс») и Крюковский вагоностроительный завод («КВСЗ») в Полтавской области, основной поставщик грузовых вагонов и запасных частей к ним; здесь предполагается создать отсутствующее пока на Украине пассажирское вагоностроение (проект «Пассажирский вагон» за счет французской кредитной линии). Во времена СССР крупным центром локо-мотивостроения был также Харьков (тепловозы), производства железнодорожных цистерн — Мариуполь, а Днепродзержинск, Кадиевка и Кременчуг выделялись производством грузовых вагонов.
Постепенно возрождается автомобилестроение. В Кременчуге (ПО «АвтоКрАЗ») по-прежнему производят грузовые автомобили, однако производство тяжелых «КрАЗов» сократилось до 1,5- 2 тыс. машин в год по сравнению с 30 тыс. автомобилей, которые завод производил в конце 80-х годов. Грузовики производят также в Ворисполе (ОАО *УкрВолгатехсервис*), Чернигове (ОАО «Черниговавтодеталь» Симферополе (АО КрымавтоГАЗ)». В 90-е гг. в Кременчуге стали выпускать но-ный дизельный легковой малотоннажный автомобиль для фермеров и микроавтобусы совместно с итальянской фирмой «volvo». В Киеве (производство налажено в 90-е гг.) производят троллейбусы, мотоциклы. Запорожье остается традиционным центром по выпуску легковых автомобилей. Автобусы и мопеды производят во Львове (в 90-е гг. здесь пошли по пути диверсификации производства, планируя выпуск машин многих типоразмеров), Часовом Яре (Донецкая обл.), Днепродзержинске. В Харькове и Чернигове выпускают велосипеды. Немалый объем производства судостроительных предприятий составляет судоремонт (Одесса, Илытчевск, Килия, Измаил, Мариуполь, Кременчуг).
Центрами авиастроения в советские времена были Киев, Харьков, Днепропетровск.
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и производства бытовой техники размещены во Львове и Львовской области (телевизоры, малогабаритные стиральные машины, радиотехника, охранные приспособления к автомобилям, антенные усилители к телевизорам, радиотелефоны, фонари-прожекторы и т. д.), а также в Киеве, Симферополе, Днепропетровске и Закарпатье (телевизоры, электробытовые приборы).