Украина намерена разрабатывать долговременные крупные программы, направленные на выход из сложившегося экономического кризиса и на завоевание собственной ниши на мировом рынке.
Намечается делать на использование сосредоточенных в стране мощного высокотехнологичного наукоемкого производства и огромного научного потенциала, сохраняющих свое значение и в новых экономических условиях. Это прежде всего авиакосмическая промышленность, высокотехнологичные разработки в области радиоэлектроники и информатики, биотехнологий и новых материалов, сварочных технологий а телекоммуникаций, экспортных отраслей металлургии, судостроения, военного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения. Намечаются также перепрофилирование стратегических отраслей в соответствии с требованиями нового тысячелетия, реконструкция действующих предприятий, выработка более эффективной промышленной политики, направленной па повышение конкурентоспособности отечественного производства. В стране признают, что главное не рост объемов выпускаемой продукции, а резкое повышение ее качества.
Проводится реальная земельная реформа, предусматривающая три основных этапа:
1) разгосударствление и передачу земель сельскохозяйственного назначения в коллективную собственность сельхозпредприятий;
2) паевание земель, которые находятся в коллективной собственности, с выдачей сертификатов на право на земельный пай всем членам коллективного сельскохозяйственного предприятия (КСП);
3) реорганизацию КСП и создание на их базе новых экономически эффективных сельскохозяйственных структур на основе частной собственности на земельные и имущественные паи. Государство намечает оказывать мощную поддержку предприятиям, прежде всего тем, которые приступили к рыночному реформированию. К государственным приоритетам будет относиться также создание на Украине современной базы технического обеспечения сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение их экспортного потенциала, а также привлекательности для национальных и зарубежных инвесторов. Государство намерено укреплять инфраструктурные связи между сельхозпроизводителями и товарным рынком, расширяя сеть оптовых рынков и сельскохозяйственных бирж. Предполагают, что увеличение собственной добычи углеводородов в соответствии с данными программами, внедрение научно-технических разработок но энергосбережению и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов позволят сократить импорт нефти и газа соответственно до 15—20 млн т и 20—30 млрд м3. Однако реализация программ задерживается, я украинский нефтегазовый комплекс с крупными объемами неразведанных ресурсов углеводородов (около 5 млрд т), себестоимостью нефти н газа в несколько раз ниже мировых цен, наличием обустроенных нефтяных и газовых промыслов, буровых и геофизических предприятий, нефтеперерабатывающих заводов, фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, разветвленной сети нефте и газопроводов, высококвалифицированных производственных коллективов фактически не развивается.
Национальная акционерная компания «Нафтагаз Украины» подписала меморандум с французскими компаниями о пятилетнем сотрудничестве в сфере разведки запасов нефти и газа и организации учета энергоресурсов на Украине. Однако в ближайшей перспективе основным источником энергоресурсов останется его импорт. С точки зрения стабильности поставок на Украину природного газа и нефти для страны принципиальна проблема диверсификации источников и путей поставок.
За 1990-е гг. на Украине уменьшилось производство электроэнергии, ухудшились основные технико-экономические показатели работы электростанций и электрических сетей, уменьшилась надежность снабжения электроэнергией потребителей. Главная причина этого неудовлетворительное финансовое состояние энергопредприятий, долг которых за потребленную энергию не уменьшается. В отрасли продолжается процесс рыночных преобразований. Создается оптовый рынок электроэнергии. В 2000 г. началась новая эпоха в истории электроэнергетики Украины — приватизация некоторых областных энергоснабжающих компаний западными стратегическими инвесторами. С успехом приватизации связывают не только поступление в государственный бюджет средств от продажи этих компаний, но и выполнение условий различных программ финансирования международными финансовыми институтами.
Принятые в последнее время в рамках экономической реформы меры, направленные на укрепление финансовой дисциплины, увеличение денежной составляющей в расчетах между предприятиями, погашение взаимной задолженности, в совокупности с оживлением внешнего и внутреннего рынка металлопродукции способствуют развитию положительных тенденций в работе предприятий горно-металлургического комплекса (ГМК) Украины. Тем не менее остаются нерешенными многие сложнейшие проблемы организационного, структурного и финансового характера. Так, уровень использования производственных мощностей составляет по разной продукции от 30 до 70%. Важной проблемой остается повышение конкурентоспособности продукции путем уменьшения ее энерго- и материалоемкости, трудовых затрат на производство, совершенствования инфраструктуры, использования современных достижений науки. Решение ее намечено «Национальной программой развития ГМК Украины па период до 2010 г.