Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Северный экономический район Казахстана - примерСеверный экономический район Казахстана. В состав района входят Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области.

В середине 1990-х гг. Турганекая область была поделена между первыми двумя областями. По площади район стоит на третьем месте в стране (21,2% территории), но он дает максимальную долю валового внутреннего продукта Казахстана (более 1/3). Выделяется по выпуску сельскохозяйственной продукции. В нем проживает почти четверть населения страны.

Северный экономический район имеет значительный промышленный потенциал, связанный как с ресурсами, так и с выгодами экономико-географического положения. Он сосредоточивает более 90% разведанных запасов железной руды и бокситов Казахстана. Здесь добывают около 35% угля, более 30% циркония, 25% урана, 15% золота. Для района характерны горнодобывающие отрасли, цветная металлургия, химические производства, пищевая промышленность, в нем имеются предприятия машиностроения, крупные хозяйства выращивают зерновые культуры.

В сельскохозяйственном отношении Север — главная житница страны. С середины 1950-х гг. здесь сосредоточены основные посевные площади яровой пшеницы. Типичны огромные размеры полей. Но при этом из-за часто повторяющихся засух здесь невысокие урожаи. В восточных районах повышена доля подсолнечника в посевных площадях, повсеместно выращивают просо. Вместе с тем Север — важный животноводческий район с преобладанием мясо-молочного скотоводства, овцеводства, свиноводства и коневодства. Вблизи городов ярко выражен пригородный тип сельского хозяйства.

Всю территорию Северного экономического района можно подразделить на три более или менее самостоятельных промышленных подрайона, отличающихся по промышленной специализации.

Костанайская область выделяется добычей и первичной переработкой железных руд, а также асбеста и золота, на юге — бокситов и огнеупорных глин. В г. Костанай (известен как г. Николаевск с 1883 г.) имеется крупный комбинат химического волокна (единственный в стране). Представлены машиностроение, в основном ремонтные предприятия, пищевая и легкая промышленность. Перенос столицы Казахстана в Астану был обусловлен несколькими причинами. Первая группа причин связана с отсутствием перспектив развития у Алма-Аты (город удален от многих промышленных центров; его размеры превышают ранее предполагавшиеся параметры; город должен расти или вверх по склону, что резко удорожает строительство, в том числе коммуникаций, или спускаться вниз нн равнину, где коэффициент комфортности климата резко снижается; обострены транспортные проблемы; с каждым годом осложняется экологическая обстановка).

Астана же, напротив, находится почти в центре страны, вблизи от крупных промышленных регионов, на пересечении основных транспортных магистралей, имеет все перспективы для увеличения численности населения до 500 тыс. человек.

Также предполагалось, что перенос столицы позволит увеличить в населении центральных и северных регионов страны долю казахов. Власти считают, что изменение положения столицы в стране даст толчок для активного развития в прилегающих областях не только промышленности и сельского хозяйства, но и третичного сектора, особенно банковской деятельности. Правда, погодные условия этой части Казахстана находятся на грани комфортности.

Для привлечения в столицу капитала в 1997 г. была создана специальная экономическая зона * Астана». В ней все предприятия имеют право беспошлинного, необлагаемого налогом ввоза товаров и вывоза произведенной продукции. Дополнительные льготы предоставлены организациям, занимающимся строительством и эксплуатацией недвижимости.

Из других городов Севера стоит отметить одно из самых старых городских страны — г. Петропавловск (около 205 тыс. жителей). Он основан в 1752 г. как крепость Святого Петра на Ишимской укрепленной линии. В 1807 г. получил статус города. Петропавловск долгое время оставался основным пунктом торговли со всей Средней Азией. Его роль еще больше усилилась, когда в 1896 г. через него прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. Как и для большинства других городов этого региона, следующий всплеск развития был связан с освоением целины.

Кокшетау, областной центр Акмолинской области, является ярким примером повышения статуса населенного пункта в период освоения целинных и залежных земель. Известен как станица с 1824 г., но наиболее значительный рост численности его населения пришелся на 50—60-е гг. XX в, когда город стал одним из центров Целинного края. Сейчас численность населения в городе около 125 тыс. человек.


Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии