Узбекистан относится к странам, имеющим традиционный тип воспроизводства населения, поэтому увеличение численности населения в нем происходит в основном благодаря естественному приросту.
Среди основных причин роста численности населения можно выявить исторические, традиционалистские. Поэтому, имея достаточно высокий уровень развития медицины и социальной сферы, достигнутый за советские годы и превышающий аналогичные показатели большинства стран мира с близкой демографической ситуацией, население Узбекистана постоянно растет.
По оценкам на 2000 г., в Узбекистане проживали 24,9 млн человек (третье место среди стран СНГ). В 1990-е гг. ежегодный прирост населения составлял в среднем 400 тыс. человек, или 1,5%. Надо заметить, что нестабильность переходного периода несколько уменьшила естественный прирост, но его уровень продолжает оставаться одним из самых высоких в СИГ (более 17%о). По прогнозам ученых, при сохранении таких темпов естественного прироста население страны к 2020 г. увеличится до 40 млн человек.
Традиционный тип воспроизводства определяет значительную долю в населении лиц молодых возрастов (более 60% его моложе 25 лет). Средний возраст жителей 23,9 года. Как и для всех стран региона, характерно преобладание женского населения.
Средняя плотность населения в стране самая высокая в Средней Азии (55,6 человека на 1 км2), но его размещение крайне неравномерно. Большая часть жителей сосредоточена в районах с ярко выраженной земледельческой направленностью хозяйства (Ферганская долина, Ташкентская и Самаркандская области), где плотность населения повышается до максимальных значений в бывшем СССР — 450—480 человек на 1 км2. В то же время пустынные территории Бухарской, Навоийской областей, Каракал пакета на вообще не имеют постоянного населения, так как их используют только для сезонного выпаса овец. Доля узбеков в общей численности населения страны ПОСТОЯННО растет, в основном благодаря более высокому естественному приросту. В 1979 г., по данным переписи, их было (>8,7%, в 1989 — 71,4? сейчас — более 75%. Из других крупных этнических групп можно выделить русских (7,4%), таджиков (4,7), казахов (4,1), татар (2,4), каракалпаков (2,1%).
Большинство верующих — мусульмане-сунниты. Русские, проживающие, как правило, в городах, православные. В Ташкенте располагается епископская кафедра (региональное управление) Московского патриархата по Узбекистану и всей Средней Азии.
Независимое развитие страны определило возвращение к духовно-религиозным истокам основного населения. Принято считать, что территория современного Узбекистана является родиной просвещенного ислама. Восстановление исламских культурных ценностей есть неотъемлемый атрибут самоопределения, осознания культурно-исторического единства узбекского народа.
Сейчас в стране прилагают все усилия для возрождения ислама «с узбекским лицом», реконструируют старые мечети, возводят новые. Существуют льготы на издание книг религиозного содержания. Ежегодно отправляется несколько самолетов с паломниками в Саудовскую Аравию. В Ташкенте открыт первый в Центральной Азии Исламский университет, готовящий специалистов для системы исламского просвещения. Многое делается для изучения наследия крупных исламских ученых прошлых веков — Аль-Бухари и Ат-'Гермизи, Бахауддина Накшбанда и Хаджи Ахмада Яссави.
Узбекская культура трудно отделима от тех известнейших деятелей культуры, науки, просвещения, которые проживали в этом регионе в разные периоды истории. Хотя многие произведения средневековья написаны на персидском языке, но влияние территории велико. Нельзя не сказать о трудах Аль-Фараби, Авиценны (Абу-али-Ибн-Сины), Улугбека, Омара Хайяма, Алишера Навои. В советские времена Узбекистан прославили Хамза Хакимзаде Ниязи, Камиль Яшен, Хамид