В июне 1991 г. Верховный Совет Эстонии принял закон об основах реформы собственности» основными принципами которого стали:
— компенсация отчужденного законным путем имущества; приватизация государственного и муниципальной) имущества;
— муниципализация государственного имущества.
Нормативные акты о национализации имущества, действовавшие с 1940 г., были объявлены незаконными. Были также приняты законы о реформе сельского хозяйства, о приватизации, в частности закон о приватизации жилья.
Особенностью приватизационной политики Эстонии было использование комбинированных методов приватизации: контрольный пакет акций продавали заранее оговоренному инвестору, а оставшиеся акции открыто продавали всем желающим. «Малая приватизация» касалась малых и средних предприятий, главным образом ресторанов, предприятий рыночной торговли. «Большая приватизация» относилась к продаже крупных предприятий. Методами приватизации были прямая продажа, аукцион или тендер. К середине 1995 г. было приватизировано 400 из 600 крупных предприятий Эстонии. Уже в 1995 г. доля частного сектора в ВВП составила 65% .
В настоящее время неприватизированными остались в основном предприятия-монополисты: Балтийская и Эстонская электростанции, концерн «Эстонсланец», государственное предприятие «Эстонская железная дорога».
По степени приватизации и либерализации экономики Эстония может рассматриваться как одна из наиболее успешных среди стран Центральной и Восточной Европы. На западной классификации, Эстония занимает 18 место в мире по степени экономической свободы, а по степени инвестиционной привлекательности занимает в Центрально-Восточной Европе второе место после Венгрии.
Эстония имеет наиболее ощутимые успехи в развитии экономики по сравнению с другими странами Балтии и государствами СНГ, она раньше других стран вышла из экономического кризиса. МВФ в качестве условия предоставления кредитов выдвинул требование, чтобы бюджетный дефицит в стране не превышал 4%. Уже с 1995 г. показатель бюджетного дефицита в Эстонии ниже этой величины. В 1998 г. впервые доходы превысили расходы на 54 млн крон. Согласно среднесрочной программе развития экономики, бюджетный дефицит должен был сократиться к 2003 г. до 0,4%. В составе СССР Эстония выделялась как высокоразвитая индустриально-аграрная республика, специализировавшаяся на точном, электротехническом машиностроении, химической, легкой и пищевой промышленности, продуктивном сельскохозяйственном производстве. Проводимые с 1991 г. реформы существенно изменили структуру ее хозяйства, изменили акцепты в развитии некоторых ее отраслей. В структуре производимого валового внутреннего продукта на долю промышленности и энергетики приходится 19,4%, сельского хозяйства (вместе с охотничьим хозяйством) — 4,4, строительства — 4,8, транспорта — 10,4, торговли — 15,7, финансового посредничества 15,8%.