Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15—25% ВВП Эстонии.
С 1991 г. в стране проводят уникальную по либеральности внешнеторговую политику: в ней отсутствуют тарифные и иные торговые барьеры. Либерализация внешней торговли в значительной степени содействовала стабилизации и развитию экономики Эстонии.
Произошло наращивание объемов экспорта. Отсутствие импортных барьеров увеличило поток беспошлинных импортных товаров, что, с одной стороны, содействовало ускорению переструктурирования производства, но, с другой, привело к потере конкурентоспособности продукции многих эстонских предприятий.
Основные направления внешнеторговой деятельности Эстонии были утверждены парламентом страны. Они предусматривают: создание благоприятной среды для эстонских производителей путем заключения двух- и многосторонних соглашений; закрепление позиций Эстонии в международной торговле путем вступления в ВТО (Всемирную торговую организацию) и ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития); расширение круга торгово-экономических партнеров и улучшение структуры экспорта. Проводится политика диверсификации каналов экспорта, который направляется более чем в 140 стран.
Как свидетельствует таблица 13.3, внешнеторговый оборот Эстонии постоянно нарастал и в 1998 г. составил 113 млрд крон, в том числе экспорт — 45,6 млрд, импорт — 67,4 млрд крон.
Главные страны-импортеры — Финляндия (22,6%), Россия (11,1), ФРГ (10,8), Швеция (9,0%). Обозначилась тенденция роста товарооборота со Швецией и сокращения доли в нем России и Финляндии. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. внешнеторговый оборот России с Эстонией сократился более чем на 50%. В настоящее время на долю России приходится 13— 15% эстонского экспорта и 10—12% импорта. По объемам торгового оборота с Эстонией Россия занимает в регионе и третье место после Швеции и Финляндии. Падение объясняется стремлением Эстонии переориентировать торгово-экономические отношения с России на Запад, диверсифицировать структуру экспорта. Около 44% российского экспорта в Эстонию приходится на топливо: Россия сохраняет монополию на поставки гази. В российском импорте из Эстонии преобладают транспортные средства, компьютерная техника, продовольственные товары.
Происходит нарастание контактов Эстонии с отдельными регионами России Санкт-Петербургом, Ленинградской и Псковской областями (как между государственными структурами, так и между частными и общественными организациями).
Особое место в экономической политике Эстонии отводится субъектам Федерации, входящим в Ассоциацию экономического сотрудничества Большого Урала. Администрация Оренбургской области и АОО «Оренбургнефть» заключили соглашение о сотрудничестве в строительстве в Таллине нефтетерминала на 500 тыс. т. Таллин пытается с учетом обозначенной Оренбургом его роли «ворот в Азию» использовать Оренбургскую область при налаживании транснационального коридора связей между Европой и Азией через Эстонию, Россию, Казахстан в Китай и страны АТР.