Проблемы развития хозяйства Эстонии в значительной степени связываются с интегрированием ее в состав Европейского союза.
Существует концепция интеграции, согласно которой определены основные направления, призванные способствовать вхождению страны в Евросоюз.
К ним можно отнести следующие:
— разработка, урегулирование, унифицирование законов налогообложения, лицензирования, сертификации продукции, соответствующих законам ЕС;
— введение в действие международных стандартов и систем качества, стандартов охраны окружающей среды;
— снижение уровня инфляции;
— внесение дополнений в законодательство, регулирующее борьбу с отмыванием денег.
Общий уровень развития эстонской экономики слишком низок для Евросоюза. ВВП в расчете па одного жителя (по стандартам паритета покупательной способности) в странах ЕС составляет 22 500 евро, а в Эстонии — 8400 евро. Хотя это и выше среднего показателя стран — кандидатов в ЕС (7900 евро), возможность присоединения к нему может стать реальной лишь при условии значительного экономического роста. «Точками роста» могли бы стать несколько отраслей хозяйства, способных производить экспортные товары. К ним можно отнести высокотехнологичные отрасли — электронную и микроэлектронную промышленность. Предполагается динамичное развитие текстильной и пищевой промышленности. Пищевая промышленность могла бы заниматься переработкой сельскохозяйственного сырья из стран Евросоюза и выпуском продукции, предназначенной для экспорта на российский рынок.
В сельском хозяйстве важной подачей становится изыскание возможностей для выхода со своей экспортной продукцией на рынки ЕС, своеобразного «экспортного вторжения».
Вариант развития сельского хозяйства до 2005 г., разработанный в Эстонии, исходит из сохранения структуры сельскохозяйственного производства со специализацией на животноводстве. Предусматривается более мощное развитие производства молока при сокращении производства мяса, что связано с более высокой конкурентоспособностью экспорта молочных продуктов.
Ставится задача развития зернового хозяйства с целью полного самообеспечения страны зерном и отказа от импорта фуража. Решение этой задачи возможно лишь при проведении политики эффективной государственной поддержки, выделения кредитов, субсидий наиболее перспективным хуторским хозяйствам и товариществам.
Эстония имеет значительные лесные территории, которые могли бы быть использованы для культивирования и экспорта лесных ягод, сбора растительного сырья для производства биопрепаратов и медицинских препаратов.
Естественные ландшафты, флора, фауна Эстонии сохранились значительно лучше и по разнообразию видов богаче, чем в большинстве стран Евросоюза. Морские берега в основном сохранили свое естественное состояние. Это можно использовать для организации различного типа предприятий отдыха, туризма.
В перспективе Эстония смогла бы предложить новый тип обслуживания — посреднические, транспортные услуги в отношениях между Россией и Западной Европой. Она могла бы соперничать с сегодняшним лидером — Финляндией — за роль моста между странами ЕС и Россией.
Важной задачей на ближайшие годы остается расширение географии эстонского экспорта. Предполагается более широко использовать потенциальные возможности рынков государств Центральной Европы и Евросоюза.