1. В перспективе можно ожидать усиление подвижности международной ситуации в регионе
, тенденции к многосторонности в международных отношениях, развития интеграционных процессов, что будет означать новые вызовы и вместе с тем открывать возможности для свободы маневра, проявления инициативного подхода.
2. Принимая во внимание новые реалии в международной обстановке в регионе, целесообразно рассмотреть возможность разработки концепции внешнего курса России в качестве евроазиатской державы, оптимизации российского участия в интеграционных процессах в регионе, которая предусматривала бы комплексный, всесторонний подход, координацию действий всех российских участников, взаимосвязь внешних и внутренних факторов.
3. В связи с новыми явлениями в интеграционных процессах в АТР представляется своевременным обновить Концепцию участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), одобренную президентом РФ в 2001 г.
4. ИДВ РАН в прогностическом материале о развитии Сибири и Дальнего Востока в 1994 г. выдвигал целый ряд практических рекомендаций по вопросам координирующей роли правительства в развитии новых районов и миграционной политике, сформулированных с учетом опыта Японии, Австралии, Канады, Израиля, Аргентины и Китая. Эти предложения, на наш взгляд, сохраняют свою актуальность. Среди этих рекомендаций высказывается мысль о необходимости дополнить вертикаль власти специальным правительственным высокоавторитетным органом, министерством по развитию Сибири и Дальнего Востока, которое бы возглавлялось авторитетным государственным деятелем на уровне первого заместителя премьера.
Необходимость в едином общегосударственном координационном центре по делам Сибири и Дальнего Востока представляется очевидной. Наличие подобного правительственного института в координации с деятельностью полномочных представителей и губернаторов стимулирует решение многих ныне трудно решаемых проблем развития Сибири и Дальнего Востока.
5. Представляется также важным восстановление самостоятельно действующей структуры на государственном уровне, координирующей участие российских организаций в деятельности АТЭС, АСЕАН. 6. Полезно предпринять шаги по завершению разработки нашей позиции в отношении формата сотрудничества с АСЕАН+3. Одним из наиболее реалистичных вариантов может быть следование прецеденту АСЕАНовских «постминистерских встреч», когда участники группировки после окончания своей конференции ведут консультации по отдельности с представителями заинтересованных стран региона.
7. В целях конкретизации путей вхождения России в интеграционное пространство Восточной Азии целесообразна углубленная проработка выдвинутых российскими и зарубежными специалистами конкретных проектов и предложений - создание Резервного фонда нефтяных ресурсов, Банка развития стран Северо-Восточной Азии.
8. Учитывая стратегическую важность укрепления позиции России в ЦАР и взаимодействия со странами-участниками ШОС, полагали бы целесообразным рекомендовать учредить в рамках РАН специальный исследовательский Центр по изучению проблем ШОС. Такие центры созданы в Китае и Казахстане. ИДВ РАН имеет контакты с этими центрами и сформировал проблемную группу по данной тематике, которая при необходимой кадровой и финансовой поддержке может превратиться в Центр научного сопровождения российской политики в ШОС.
9. Важное значение в практическом продвижении азиатской политики России в экономической сфере в АТР и привлечении внимания российского и зарубежного бизнеса к вопросам освоения и развития Сибири и Дальнего Востока имеет Байкальский экономический форум. Целесообразно придать ему не узко местническое иркутско-областное, а подлинно общерегиональное звучание как общего Сибирского и Дальневосточного форума. Это требует особого внимания к нему как со стороны Совета Федерации, так и Федерального Собрания в целом, включая Государственную Думу, а также правительства и администрации президента, всех сибирских и дальневосточных полпредов и губернаторов. В подготовке этого форума необходима помощь МИДа, посольств и торговых представительств России в странах Азии, особенно в соседних.