Время, прошедшее после подписания Россией и Китаем (16 июля 2001 г.)
Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве показало, что он отвечает долговременным интересам укрепления безопасности и создания благоприятных внешних условий для развития каждой из сторон и поддержания стабильности не только в Азиатском регионе, но и в мире в целом.
В последние годы между РФ и КНР сложилась эффективно действующая многослойная система регулярных контактов на высшем уровне и постоянно действующих встреч в рамках глав правительств и министров, на которых решаются актуальные проблемы развития двустороннего сотрудничества.
Визит президента В.В. Путина в Китай в октябре 2004 г. стал этапным событием в деле закрепления российско-китайских отношений на базе Договора и углубления стратегического взаимодействия двух стран. В ходе визита был окончательно решен пограничный вопрос, завершены переговоры о вступлении РФ в ВТО, утвержден план практических действий на 2005-2008 гг. по реализации Договора, намечены пути расширения инвестиционного сотрудничества, развития долгосрочного взаимодействия в области энергетики, банковской сфере, образовании. Стороны договорились вести совместную борьбу с контрабандой наркотиков и других товаров, незаконным оборотом оружия, нелегальной миграцией, преступлениями в сфере экономики, выразили готовность наращивать взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Визит подтвердил, что дальнейшее последовательное углубление сотрудничества между Россией и Китаем может стать одним из существенных факторов экономического соразвития восточных регионов России и западных и северо-восточных регионов Китая. Одновременно это сотрудничество играет важную роль в оздоровлении международной ситуации, нейтрализации мирового гегемонизма и политики силы.
Вместе с тем изменения внутри КНР и подвижки на мировой арене побуждают российскую сторону не предаваться самоуспокоенности по поводу позитивного развития ситуации в двусторонних отношениях. Стоит задача - неустанно бороться за Китай и китайский рынок. Речь идет о необходимости радикальных мер и серьезных шагов не просто по активизации стратегического партнерства двух государств, но прежде всего о наполнении его полномасштабным не только международно-политическим, но экономическим и гуманитарно-культурным содержанием. Существуют три возможных варианта сравнительного экономического развития РФ и КНР.
Вариант А. Параллельный экономический рост Китая и России явился бы оптимальным сценарием с точки зрения российско-китайского сотрудничества и укрепления позиций Российской Федерации в мире. Реализация такой перспективы требует немалых усилий со стороны как России, так и Китая, благоприятной международной обстановки и мировой экономической конъюнктуры. Здесь следует особо подчеркнуть необходимость проявления российским руководством и российской общественностью политической воли к широкому привлечению рабочей силы и инвестиций из КНР для освоения Сибири и Дальнего Востока, включая разработку полезных ископаемых и развитие инфраструктуры, в том числе на условиях концессии. Здесь требуется преодоление всякого рода наслоений прошлого и предубеждений.
Вариант Б. Быстрый экономический рост и качественные сдвиги в народном хозяйстве Китая не сопровождаются структурными сдвигами и адекватным ростом экономического потенциала России. В этом случае стратегическое партнерство России с Китаем будет мало-помалу заменяться доминированием последнего и попытками рассматривать РФ исключительно как сырьевую базу и рынок для КНР.
Вариант В. Как Китай, так и Россия оказываются не в состоянии обеспечить высокие темпы экономического роста в течение достаточно длительного исторического срока. В этом случае существующий мировой экономический и политический порядок с господством США и Запада получил бы дальнейшее укрепление и развитие, а Россия оказалась бы перед угрозой массового наплыва китайских беженцев. Особого внимания требует решение проблемы поставок сырья в Китай. В России нередко звучат предостережения против превращения страны в сырьевой придаток КНР. а в КНР в свою очередь регулярно ставят вопрос о пробуксовке ряда крупномасштабных проектов в сфере энергетического сотрудничества. Подобные тенденции чреваты негативными последствиями для российской стороны. Во-первых, взаимодействие с РФ в энергетической сфере относится к числу приоритетов современной экономической политики КНР. Во-вторых, Китай постепенно превращается в экономического гиганта Восточной Азии, и поэтому перспективы вхождения России в экономические и политические структуры региона вскоре, возможно, в значительной степени будут зависеть от Пекина. В-третьих, наряду с северными проектами КНР активно ищет альтернативные каналы получения нефти и газа (в том числе из Центральной Азии). В этой ситуации отказ России от крупномасштабных поставок нефти Китаю мог бы лишь углубить существующие противоречия между двумя странами и поставить в целом под вопрос стратегическое партнерство между РФ и КНР. Соглашение об увеличении поставок российской нефти Китаю по железной дороге, несомненно, правильное решение, однако его можно расценивать лишь как промежуточное и временное.
Перспективы наращивания объемов и диверсификации форм торгово-экономического сотрудничества между РФ и КНР имеют вполне реальную материальную основу. Базой их реализации служат:
- стабильно высокая заинтересованность Китая в ряде ведущих товаров российского экспорта, особенно в нефти, газе, лесе, некоторых цветных металлах, а также в сбыте китайской продукции на российском рынке;
- заинтересованность россиян с невысокими доходами в поставках товаров ширпотреба из КНР, которые играют важную социальную роль, особенно в восточных российских районах;
- объективная потребность России в активном использовании «китайского фактора» для подъема азиатской части страны и для ее полноценной интеграции в регион Северо-Восточной Азии и АТР в целом.
Можно сказать, что в настоящее время РФ находится на критическом рубеже: либо мы проявляем политическую волю и идем на широкое сотрудничество с Китаем в освоении Сибири и Дальнего Востока (параллельно с участием в подъеме западных и северо-восточных регионов КНР), либо, поддавшись предрассудкам и мифам о «китайской угрозе», упустим этот шанс и объективно сохраним геополитическую уязвимость азиатской части страны со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Подчеркнем в этой связи, что проблема «китайских мигрантов» ныне искусственно политизирована, а реальное количество китайцев в РФ невелико - порядка 200-300 тысяч. Важно ставить привлечение рабочих из Китая (в котором Россия объективно нуждается) на прочную правовую основу, воспитывать российское население в духе межэтнической толерантности. Китай в настоящее время не только окончательно утвердился в роли сильной региональной державы, имеющей шанс претендовать на лидерство в АТР, но и все основательней выдвигается и уже порой явно выступает как новая мощная глобальная сила. Именно этим определяется его приоритетная роль для реализации национальных интересов России. Этот аспект значения двусторонних российско-китайских дружеских связей высоко оценивал, как это убедительно показано выше, еще сто лет назад Д.И. Менделеев.
Глобальный уровень международной политики, где интересы России и Китая совпадают в наибольшей степени, предоставляет им широкое поле для сотрудничества. КНР сравнительно новый игрок на таком уровне и нуждается в накоплении опыта и поддержке, которую наиболее эффективно способна оказать ему именно Россия. Кроме того, две страны объединяют стратегические ориентиры построения многополярного мира и нового международного порядка, развития многообразия цивилизации и поддержания конструктивного диалога между ними.