Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

 сотрудничества России и Китая - примерВ XXI век Китай и Россия вступили как две великие державы -стратегические партнеры, во многом решающие сходные задачи развития и оказывающиеся в условиях глобализации перед сходными вызовами и угрозами.



Рост геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из ключевых компонентов долгосрочного политического глобального и регионального прогнозирования. Следуя курсу на мирное развитие и возвышение, Китай шаг за шагом превращается в один из крупнейших факторов мирового развития и роста экономического потенциала планеты. В мире появляются разнообразные сценарии, самые крайние из них либо рассматривают дальнейшее усиление КНР как рост «китайской угрозы», либо же предрекают неминуемый крах Китая в недалеком будущем. Прогнозы относительно будущего России западных советологов, перековавшихся в русистов, также не отличаются особым оптимизмом и доброжелательством.

Чтобы верно оценить и учесть значение китайского фактора для России в его долгосрочной динамике, необходимо дать ответ, по меньшей мере, на две основные группы вопросов. Первая из них касается движущих сил и условий дальнейшего прогресса КНР, а также сил и обстоятельств, ей противостоящих или сдерживающих ее развитие. Вторая группа вопросов связана с воздействием успешной или, напротив, неуспешной реализацией Китаем поставленных им перед собой целей и задач на судьбы других стран, на глобальную ситуацию. Прежде всего важно уяснить значение КНР для будущего России, для решения ею своих национальных задач, определения своего достойного места в мире, для выявления потенциала сотрудничества, соразвития двух держав, а также возможных, а порой неизбежных препятствий и противоречий, которые необходимо преодолевать. Методология прогнозирования, разработанная учеными Института экономических стратегий РАН под руководством члена-корреспондента РАН, профессора Б.Н. Кузыка, дает возможность создать и использовать достаточно солидную базу для поиска ответов на поставленные вопросы путем комплексного анализа девяти базисных факторов, определяющих внутреннюю и международную стабильность развития Китая. Эти же девять компонентов позволяют с высокой степенью достоверности определить комплексную мощь не только Китая, но и любого другого государства16. Здесь представлены в кратком виде некоторые результаты этого анализа.
1. Управление. Решающую роль для успешного продвижения КНР по пути всесторонней модернизации и наращивания экономического потенциала играет сильная государственная и партийная власть. Авторитет этой власти опирается на ее поддержку абсолютным большинством общества и населения страны. Сохранение этого важнейшего фактора является, на наш взгляд, важнейшим условием дальнейшего «мирного возвышения» Китая.

Китайский опыт убедительно демонстрирует тот факт, что сильная власть, которая учитывает вызовы времени и обладает высокой степенью адаптивности, способна поддерживать социально-экономическую стабильность в стране, ставить и решать задачи, отвечающие насущным и перспективным интересам общества.

2. Территория. С точки зрения обеспечения территориальной целостности Китая важнейшим направлением деятельности в первой половине XXI века остается задача воссоединения Тайваня с КНР. Достаточно острым остается и вопрос размежевания Китая с рядом соседних стран в акваториях Восточно-Китайского (Япония и Корея) и Южно-Китайского морей (Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Бруней и Индонезия), в особенности в связи с прогнозом о наличии там значительных залежей нефти и газа.

На этом фоне, чреватом возникновением региональных и даже глобальных конфликтов, успешное завершение российско-китайских переговоров о прохождении границы стало исключительно важным фактором, способствующим не только дальнейшему позитивному развитию двустороннего стратегического партнерства, но и укреплению безопасности и стабильности в регионе Северо-Восточной Азии. В этом же направлении действует и договорное закрепление территориального размежевания КНР со странами Центральной Азии - бывшими республиками Советского Союза.
3. Природные ресурсы. Рассматривая перспективное развитие Китая, необходимо учитывать то обстоятельство, что заданные объемы и темпы экономического роста КНР по совокупным данным разведанных и освоенных источников природных ресурсов на настоящее время не обеспечены в необходимой мере собственными природными ресурсами, исключая каменный уголь, олово, вольфрам и редкие металлы. Особенно остро ощущается недостаток пахотных и лесных угодий, которые быстро сокращаются под натиском урбанизации. Растет также дефицит пресной воды в северных районах страны. Дефицит некоторых видов сырья и энергии усугубляется ресурсозатратной моделью экономического роста. Сохранение высоких темпов роста неизбежно ведет к усилению зависимости КНР от импорта сырья и энергии.

Поэтому Китай рассчитывает на то, что возрастающие поставки нефти из других регионов, включая Россию и Центральную Азию, помогут ему диверсифицировать импорт нефти и тем самым укрепить свою безопасность. Этим же целям, как представляется, может служить и налаживание кооперации между КНР, Россией и Индией в энергетической области. Такое сотрудничество может стать одним из краеугольных камней их стратегического партнерства. Именно на это было обращено внимание в Совместной декларации, подписанной лидерами двух стран по итогам визита президента В.В.Путина в Китай в марте 2006 г.

Следует также учитывать влияние высоких темпов экономического роста Китая на состояние окружающей среды. К сожалению, идет процесс загрязнения окружающей среды, который все больше выходит за национальные границы КНР. приобретая региональные и планетарные масштабы, что требует скоординированных усилий по их преодолению.

Стремление Китая обеспечить свою стратегию долговременного развития надежными внешними источниками сырья и энергии, в том числе в рамках двусторонней и многосторонней кооперации, может служить одной из важных опор как долговременного двустороннего российско-китайского экономического и иного сотрудничества, так и их более широкого взаимодействия в Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире.

4. Население. Руководство и общественность Китая особое внимание уделяют тому, чтобы избежать демографического кризиса, при котором увеличение численности населения резко затруднило бы обеспечение его продовольствием, жильем, топливом и рабочими местами. Поэтому численность населения КНР приходится жестко контролировать. С начала 1970-х годов Китаю удалось поставить под контроль чрезмерный рост численности населения и предотвратить рождение не менее 300 млн младенцев. В условиях сравнительно еще отсталой экономики за относительно короткие сроки произошел исторический переход к новому типу воспроизводства населения - с умеренной рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения.
Хотя на региональном уровне влияние России за последние годы несколько укрепилось, но этого явно недостаточно для того, чтобы она могла выступать в качестве важного регионального фактора, в то время как Китай и другие наши соседи демонстрируют завидные темпы роста своей мощи и влияния в АТР.

Сохраняющаяся слабость экономического и военного присутствия РФ в Восточной и Северо-Восточной Азии связана, в частности, с плачевным положением российского Дальнего Востока, которое пока не компенсируется искусством дипломатии, но порою еще более усугубляется заявлениями доморощенных «европеистов» о некой обремененности России Сибирью и Дальним Востоком. Это ведет к тому, что американские, японские, южнокорейские и даже некоторые, как отмечалось выше, китайские аналитики и в геополитическом и, естественно, геоэкономическом плане все чаще рассматривают как приоритетные конфигурации Китай - США - Япония, Китай - США - Япония - Корея, а порой и многоугольники с участием единой Европы, забывая или игнорируя реальную глобальную и региональную роль России.

Парадоксально, но на глобальном уровне у России и Китая из-за наличия треугольника пересекающихся интересов РФ -США - КНР и появления новых острейших международных проблем и угроз наблюдается больше точек соприкосновения и сфер реального сотрудничества, чем в области двустороннего взаимодействия на региональном уровне.

С учетом вышеизложенного «девятифакторного» анализа гипотетически можно предположить несколько основных возможных сценариев развития российско-китайских отношений в ближайшей и среднесрочной перспективе, вплоть до 2050 г.


Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии