Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Россия и Китай в межцивилизационном диалоге - пример«В безграничном «океане» социокультурных явлений существуют крупные культурные системы, иначе называемые культурными суперсистемами или же цивилизациями, которые функционируют и как реальное единство.

Они не совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой. Обычно границы этой культурной сущности перекрывают географические границы национальных, политических или религиозных единиц»18. Это определение цивилизации уточняет и развивает теорию Н.Я. Данилевского о культурно-исто-рических типах как основе локальных цивилизаций.

Цивилизация, как большая суперсистема, определяет большую часть изменений, происходящих на поверхности социокультурного «океана». Каждая цивилизация базируется на определенной философской концепции или религиозной системе, которая реализуется на протяжении всей истории ее существования. Развитие цивилизации идет не линейно, а ритмически, волнообразно, циклично. Каждая цивилизация следует собственным курсом, проходя этапы генезиса, роста, расцвета, увядания, упадка и, возможно, возрождения. По Данилевскому, Гумилеву и Тойнби, век цивилизации насчитывает около двух тысяч лет. Исключение составляет китайская цивилизация - более 5 тыс. лет непрерывной истории. Рамки большинства цивилизаций не сводятся к культурным системам, а включают и социальные системы, ядром которых являются культурные смыслы, системы духовных, нравственных, религиозных и материальных ценностей, новых интересов. Цивилизации бывают открытые - экстравертные и закрытые - интро-вертные, или смешанные. Цивилизации делятся на несколько типов. Одни из них объединяются общим языком, этническим происхождением, общностью этнической базы, сосуществуют на большом пространстве нескольких государств. Другой тип цивилизации существует в рамках определенных государственных объединений, третий - базируется на общности религиозных ценностей, четвертый - основывается на социокультурной смеси общности языковых, государственных, экономических и материальных общностей. Исходя из этого деления, российская, русская цивилизация носит смешанный характер, относится к категории евразийских цивилизаций, базирующихся на принципах государственного объединения. Китайская цивилизация, как и индийская, также относится ко второму типу, то есть своеобразному государственному типу цивилизации.

В настоящее время действуют две модели глобализации.

Одна из них базируется на укреплении господства транснациональных компаний (ТНК) при доминирующей роли США во всех направлениях. Государственным культурно-политическим объединением этого типа организации выступает Европейский Союз (ЕС), военно-политической базой его является НАТО. Эта система глобализации взаимодействует с цивилизациями на основе иерархических принципов западноевропейской и американской цивилизаций, утверждении однополярности и унификации региональных метацивилизаций на основе вестернизации. Степень и глубина проникновения вестернизации, то есть степень утраты самобытности и размытости самоидентичности и замены коренной системы духовных ценностей заимствованными из западноевропейской и американской культур ценностями, являются критерием иерархизации цивилизаций в рамках этой системы глобализации. Первая модель взаимодействия глобализации и цивилизации неизбежно ведет к конфронтации, столкновению цивилизаций, теорию которой изложил проф. Хантингтон. Выдвижение западноевропейской и американской систем ценностей в качестве единой матрицы мировой культуры рассматривается идеологами вестернизации как конец истории, как «завершение» исторического прогресса человеческой культуры (Ф. Фукуяма). Тезис об общецивилизационном кризисе стал тривиальным и часто повторяемым постулатом. К сожалению, он частично фиксирует реальное положение дел. Единственным разумным выходом из складывающейся ситуации, единственным путем поиска ответов на вызовы, порождаемые нынешним цивилизационным кризисом, служит диалог цивилизаций. Альтернативой ему является только выдвинутая Хантингтоном концепция столкновения цивилизаций. Кстати говоря, столкновение фактически уже началось, и мы стоим перед угрозой опасного, если не сказать - катастрофического, расширения и углубления этого столкновения. Ситуация усугубляется тем, что некоторые участники столкновения заинтересованы в его обострении с тем, чтобы оправдать утверждение своего доминирования в мире и обосновать использование военных, насильственных методов ликвидации своих оппонентов, конкурентов. не согласных с их взглядами и с их системой ценностей, социумов и цивилизаций. Что произошло в Югославии, в Ираке, что происходит на Ближнем Востоке, в Палестине? Что означает объявление целых древнейших наций изгоями? Они подвергаются остракизму и их пытаются исключить из мирового сообщества.

Все возникшие 5-6 тысяч лет назад различные типы человеческих цивилизаций складывались под влиянием особенностей окружающей среды и особенностей своих отношений с другими народами и человеческими сообществами. Все цивилизации включают некие общие компоненты и общие нормы, которые обеспечивали бы осуществление желаний человеческого рода. Вместе с тем каждая цивилизация и каждый этнос вкладывают в свою культуру и свою цивилизацию особенности, которые оптимально позволяют адаптироваться к естественно-историческим условиям развития, местоположению и окружению того или иного социума. С зтоі'і точки зрения многообразие систем культурных ценностей является условием выживания, условием развития общечеловеческой цивилизации20. В специальной резолюции Генеральная Ассамблея ООН признала важность диалога между цивилизациями: «Диалог между цивилизациями - это процесс, идущий внутри цивилизаций и на их стыке, который основан на всеобщем участии и коллективном желании учиться, открывать для себя и изучать концепции, выявлять сферы общего понимания и основные ценности и сводить разные подходы в единое целое с помощью диалога».

Диалог - не только слова, но и дела, направленные на разрешение споров, на предотвращение конфликтов, а также, при условии взаимопонимания, на солидарные действия. Диалог не нужен тем странам и их лидерам, которые в своих намерениях всецело полагаются на силу.

Чтобы подчеркнуть наличие общности, единства коренных интересов существующих локальных цивилизаций, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выдвинул термин «глобальная цивилизация». Это, видимо, оправдано, если учитывается и не преуменьшается наличие серьезных различий между локальными цивилизациями.

Диалог цивилизаций относится к локальным цивилизациям, являясь одной из форм многообразных взаимодействий между ними на том или ином этапе их исторического развития. Диалог - это не что иное, как активная, мирная, конструктивная по своей направленности форма взаимодействия локальных цивилизаций. Ему противостоят такие деструктивные и негативные формы взаимодействия, как идейное противостояние, политическая конфронтация и их крайнее проявление - военное столкновение цивилизаций, которое может завершиться поражением одной из них, а с распространением оружия массового уничтожения - и самоуничтожением, по выражению Питирима Сорокина, «самокремацией человечества» в пламени ядерной войны. Диалог - безальтернативная форма для развития сотрудничества и его высшей формы - партнерства цивилизаций в решении общих глобальных проблем. Эти мысли, которые высказал Д.И. Менделеев, в 1905 г. после поражения России в войне с Японией и в начале революции 1905-1907 гг., звучат, как будто они произнесены не сто лет назад, а сегодня.

В свете вышеизложенного сотрудничество и взаимодействие с Китаем в области культуры и межцивилизационного диалога может оказаться полезным для более адекватной адаптации российской, русской цивилизации к вызовам и особенностям глобализации. К сожалению, именно российские «западники» выступают ярыми пропагандистами «китайской угрозы» и противниками сотрудничества с КНР.

Ныне стало более очевидным, что российская и китайская цивилизации сталкиваются со сходными вызовами со стороны глобализации по-американски, что перед ними стоят сходные задачи в преодолении и в ответе на эти вызовы. К числу этих вызовов относятся:

- создание всяких экономических препятствий и барьеров для экономического и торгового сотрудничества:

- двойные стандарты политических партнеров Запада;

- культурная и политическая экспансия;

- стремление навязать западную систему ценностей и западные стандарты демократии и прав человека;

- вестернизация и размывание национальной самобытности культуры и вытеснение ее западной поп-культурой.

Ответом на эти вызовы может быть только углубление стратегического партнерства и взаимодействие, взаимная учеба и со-развитие РФ и КНР.


Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии