С самого начала своего формирования Русское государство было жестко централизованным.
Все важные решения, затрагивающие жизнь страны, принимались в столице. Следовательно, независимо от географического положения столицы, она была центром политической власти в стране. А с переездом в Москву митрополита — главы Русской православной церкви (1326 г.) — столица стала и главным религиозным центром России. Московские князья, а затем и русские цари стремились сделать Москву также и торгово-промышленным центром государства. Первые промышленные предприятия — мануфактуры (основанные еще на ручном труде) — образовывались вначале в столице, при поддержке правительства.
Таким образом, столица России всегда играла роль центра страны — политического, религиозного, культурного, торгового и промышленного. В конце XIX в. формируется очень важная для понимания роли Центра радиальная конфигурация железных дорог. Москва становится еще и крупнейшим транспортным центром страны, от нее во все стороны отходят 11 железнодорожных магистралей, соединяющих ее со всеми районами огромной империи. Позже это центральное транспортно-географическое положение было подкреплено и созданием единой глубоководной сети внутренних водных путей, а затем и радиальной сети автомагистралей и телекоммуникационной сети с центром в Москве. Распад Советского Союза в 1991 г. изменил географическое положение Центральной России.
Наша страна в целом стала более «северной» и «восточной», поскольку от нее отделились территории на западе и на юге. Соответственно, Москва оказалась более приближенной и к западной границе (до нее около 450 км), и к южной, проходящей теперь за Белгородом (примерно в 700 км). Центральная Россия стала непосредственно граничить с зарубежными странами: Латвией, Белоруссией, Украиной.
Рассматривая первый регион, важно выяснить, что такое экономико-географическое положение. Изучая природу, вы часто говорили о географическом положении различных объектов. Например, для климата важны широта места, положение по of ношению к океану, к направлениям переноса воздушных масс, к горным хребтам и т.д. Такое природно-географическое положение (положение на физической карте) очень медленно меняется во времени. Гораздо быстрее изменяется то, что создается людьми: города, транспортные линии, государственные границы и т. д. Положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим экономическое значение (другим странам, городам, транспортным путям, месторождениям полезных ископаемых и т.д.), называется экономико-географическим положением (ЭГП). Другими словами, это положение объекта на экономической карте. Аналогично ЭГП, политико-географическое положение (ПГП) — это положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам. имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т. д.
ЭГП и ПГП — категории исторические, меняющиеся в разные исторические периоды. Примером может служить Центральная Россия.
Географическое положение (физико-географическое, экономико-географическое. политико-географическое) — одно из основополагающих понятий географии. Оно оказывает непосредственное влияние на развитие территории. На примере Центральной России можно проследить, как изменение географического положения повлияло на изменение роли территории в хозяйственной жизни страны. Каждый район стремится улучшить свое географическое положение. Для Центральной России это возможно за счет усиления коммуникаций (линий транспорта и связи), а также улучшения и развития отношений со странами-соседями.