Когда произносят словосочетание «Центрально-Черноземный район»
, у человека, знающего эти края, возникает масса географических образов и ассоциаций — бескрайние поля с характерными для более южных районов крупными селами, лесополосы, заповедники, сохраняющие уникальные природные ландшафты. Центр садоводства в Мичуринске, многочисленные промышленные предприятия, но главное — города района. Они размещены относительно равномерно, самые крупные занимают ключевое положение на магистралях, связывающих Москву с южными территориями, в результате чего возникла характерная решетчатая территориальная структура, отличная от радиально-кольцевой в Центральном районе. Ее создают три магистрали, связывающие Москву с Украиной и Северным Кавказом (через Курск — Белгород — Харьков. Каширу — Старый Оскол, Воронеж — Ростов), и дороги широтного направления (Курск — Воронеж, Орел — Волгоград).
Крупнейший город Черноземья — Воронеж. Как и многие другие города района, он был основан как крепость (1586 г.) на крутом (с уступом около 60 м) правом берегу- реки Воронеж, в 12 км от ее впадения в реку Дон. В 1696 г. Петр 1 выбрал Воронеж главным центром строительства первой в России Азовской флотилии. В городе были созданы литейный завод, канатная и суконная фабрики и многие другие производства. В годы Великой Отечественной войны линия фронта проходила через Воронеж, и он оказался почти полностью разрушен, из памятников архитектуры сохранились лишь единицы. К 1980-м гг. Воронеж стал крупным центром машиностроения (заводы авиационный, экскаваторный, механических прессов, кинескопов, телевизионный, предприятия ВПК).
Воронеж - родина И. Л. Бунина, Л. П. Платонова, А. В. Кольцова, П. С. Никитина. Здесь более десятка вузон, много научных и проектных институтов. Город перерос рамки областного центра; фактически он выполняет роль неформальной столицы Центрально-Черноземного района. Население Воронежа немногим меньше 1 млн человек.
Курск, возникший как укрепленное славянское поселение на границе со степью (где кочевали печенеги, а затем половцы), был довольно известным городом Киевской Руси. После монголо-татарского нашествия он был разорен, затем эта территория попала под власть Литовского княжества и лишь с XVI в. снова вошла в состав Русского государства. С 1792 г. Курск — центр губернии, с 1860-х гг. — узловая станция на железной дороге из Москвы на юг, хозяйственный центр территории.
Во всем мире Курск стал известен в 1943 г., когда на знаменитой Курской дуге Советская Армия сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск и обеспечила коренной перелом в ходе войны.
Сейчас город — центр машиностроения (счетные машины, электротехника), химической промышленности и др.
Лирический образ городу создали знаменитые на всю Россию яблоневые сады и курские соловьи.