Начиная с 1970-х гг. (когда резко выросли мировые цены на нефть, а затем и на газ)
экспорт топлива играет все большую роль в советской, а затем и в российской экономике. В СССР импорт строго контролировался (отечественные товары ограждались от конкуренции), а когда в 1990-е гг. почти все ограничения на внешнюю торговлю были сняты, в Россию, как вы уже знаете, хлынул поток импортных товаров, конкуренции с которыми не выдержали многие российские производители. Но откуда у России была валюта, чтобы оплачивать импорт? Конечно, она была получена прежде всего за счет экспорта нефти и газа. Именно благодаря вывозу топлива наша страна имеет возможность ввозить продовольствие, товары народного потребления, оборудование. Более того, эти отрасли — основные плательщики налогов в государственный бюджет. Значит, выплата пенсий, зарплаты учителям и врачам, содержание армии и многое другое тоже зависит от работы нефтяников и газовиков (и от цеп на нефть и газ на мировых рынках!).
Перспективы экспорта топлива связаны в основном с российским газом (поскольку добыча нефти, скорее всего, будет сокращаться). А разведанные запасы газа в России составляют более 7( мировых, и в ближайшее десятилетия его экспорт может возрасти. Подводя итоги характеристики топливной промышленности, важно обратить внимание на главные особенности ее развития в России:
— наличие значительных запасов топливных ресурсов при очень больших затратах на их добычу,
— концентрация запасов на востоке страны;
— изменение роли отдельных видов топлива и районов их добычи в хозяйстве России;
— особое экспортное значение газовой и нефтяной отраслей;
— необходимость решения сложных социально-экономических и экологических проблем, связанных с топливной промышленностью.