В России изначально создавались очень крупные машиностроительные заводы, с которыми тесно связана история развития народного хозяйства страны.
Эти заводы были и продолжают оставаться нашей национальной гордостью. Приведем только два примера. В середине XIX в. недалеко от слияния двух главных судоходных рек Центральной России Волги и Оки — была основана Нижегородская машинная фабрика (современный завод «Красное Сормово»), начавшая выпуск пароходов, а затем — паровозов, вагонов, металлоконструкций для мостов, дизельных двигателей, артиллерийских орудий и снарядов и многого другого. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал легендарные танки Т-34 (лучший танк времен Второй мировой войны), а в послевоенные годы — первые суда на подводных крыльях и на воздушной подушке и даже атомные подводные лодки.
Другой знаменитый завод — Путилове кий (ныне Кировский) в Санкт-Петербурге. В 1868 г. русский инженер и предприниматель Николай Иванович Путилов купил казенный чугунолитейный завод и организовал на нем производство рельсов, а затем выпуск паровозов, вагонов, судов и артиллерийских орудий.
В советский период завод осваивал производство новых сложных изделий (турбин, кранов, тракторов, танков и т. д.), многие из которых затем начинали выпускать и другие заводы. В этом проявилась очень важная роль подобных заводов — «флагманов» всей отечественной промышленности: они первыми в стране осваивают выпуск новой продукции, приспосабливают ее для российских условий, а затем передают для массового производства на другие заводы. А ведь процесс «распространения нововведений (инноваций)» — главное, чем определяется развитие хозяйства любой страны.