Авиационная и ракетно-космическая промышленность размещается в крупных городах — центрах сосредоточения квалифицированных кадров.
Готовые изделия — самолеты, вертолеты, баллистические ракеты и другие — собираются из тысяч деталек, поставляемых предприятиями-смежниками. Особенно выделяется своей сложностью производство космических комплексов.
Но большинству направлений в космической технике наша страна идет «впереди планеты всей». Уникальные российские технологии обеспечивают длительные полеты человека в космосе. Наши конструкторы разработали лучшую в мире систему автоматической стыковки космических кораблей. Россия держит первенство и в создании крупных конструкций в открытом космосе, пленочных и надувных сооружений. Сейчас наша космическая промышленность участвует во многих международных проектах.
Космодром Байконур (в Казахстане) сейчас используется Россией на условиях аренды. Отсюда уходят в космос российские и зарубежные космонавты. В самой же России в настоящее время два космодрома. Один из них — Плесецк.
В конце 1950-х гг. среди лесов, озер и болот Плесецкого района Архангельской области были построены испытательный полигон ракетных войск стратегического назначения и его -столица- — город Мирный. С 1966 г. отсюда стали запускать космические аппараты С этого времени Плесецк становится самым -рабочим-космодромом мира, не имеющим равных по количеству запусков (более 1500). Но он остается и военным полигоном — именно здесь, например, получила «путевку в жизнь- новая российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) •Тополь-М», которая составила костяк стратегических ядерных сил нашей страны в начале XXI в. В Амурской области на базе бывшего гарнизона ракетной дивизии стратегического назначения недавно создан второй в России космодром Свободный. Первый спутник был запущен оттуда в марте 1997 г.
Управление практически всеми беспилотными космическими аппаратами ведется из подмосковного Краснознаменска (Голицыно-2), а пилотируемыми — из Центра управления полетами (ЦУІ1) в Королеве Московской области.
Научно-исследовательские и конструкторские организации отрасли сосредоточены в значительной степени в Московском регионе. Здесь проектируются почти все российские самолеты и вертолеты, разрабатываются межконтинентальные баллистические ракеты и ракеты-носители.
Мощный аэрокосмический комплекс сформировался в Поволжье. Среди многих его крупных центров особое место в отечественной космонавтике занимает Самара, где разрабатывают и изготавливают ракеты-носители, ракетные двигатели и спутники различного назначения, в том числе фоторазведчики. В Нижнем Новгороде авиастроительный завод «Сокол», выпускавший в годы войны истребители конструктора С. А. Лавочкина Лаa-5 и Ла-7. Именно на таких машинах одержал все свои победы (сбив 62 вражеских самолета) советский ас номер один трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Среди сегодняшней военной продукции завода самый мощный в мире истребитель-перехватчик МиГ-31.
В Арсеньеве (Приморский край) были изготовлены практически все боевые вертолеты Ми-24, воевавшие в Афганистане, а сейчас выпускается первый в мире боевой вертолет Ка-50, больше известный как «Черная акула«. Здесь же делают уникальную противокорабельную ракету «Москит», называемую на Западе «Санберн» (»Солнечный ожог»). Эта ракета, способная уничтожить авианосец, несется к цели на высоте всего 5 м со скоростью, в 2,5 раза превышающей скорость звука, автоматически выполняя противозенитные маневры, что делает «Москит» практически неуязвимым.
Бывший артиллерийский завод в Воткинске (в Удмуртии), основанный еще в XIX в., сейчас единственное в России предприятие по производству межконтинентальных баллистических ракет («Тополь-М»).