Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Развитые страны мира, особенно Европы, прошли классический путь интеграции в мировое хозяйство. Это лучше видно на примере развития мануфактурных производств, в начале промышленного развития концентрировались в однородных отраслевых центрах - городах (XIV-XV вв.).

Такие центры были слабо связаны между собой, но размещались, как правило, в прибрежных портовых городах, приспособленных к ввозу сырья и вывоза продукции.

Мануфактурный период развития Европы соответствуют начальные формы международной экономической интеграции, которые способствовали появлению промышленных районов. Первые такие районы формировались во Фландрии (западная часть современной Бельгии).

Благодаря экономическим связям с Фландрией в Англии тоже в XIV в. сформировались центры переработки овечьей шерсти.

Примером рационального развития промышленности в дофабричну эпоху был Лионский район Франции, специализирующийся на изготовлении шелка.

Первые горно-металлургические центры и районы возникли в Германии, Швеции, России, попытки организовать их в Украинских Карпатах, т.е. там, где были значительные запасы древесины, что служило сырьем для получения древесного угля - первого высокоэффективного топлива, способного поддерживать в металлургических печах температуру , при которой можно было плавить руду и ковать железо. Таким центром был Бирмингемский район металлообрабатывающей специализации в Англии, где производили мелкие металлические изделия - от гвоздей и замков к оружию, или швейцарский район часовой промышленности с центром в Женеве.

Успешное развитие мануфактур позволил осуществить первичное накопление капитала, приобрести опыт подготовки квалифицированных кадров для следующего этапа развития промышленного производства - фабричной машинной индустрии. Технической предпосылкой такого перехода было внедрение парового двигателя. В этот период открыто эру машиностроения - появились хлопкопрядильные машины, металлообрабатывающие станки и другие механизмы. В металлургии стали использовать кокс.

Появление хлопкопрядильных машин стимулировала развитие производства хлопчатобумажных тканей. Этому же способствовало ввоза дешевого сырья из колоний, что стало важным фактором удешевления производства высококачественной продукции, спрос на которую постоянно рос. Классическим примером промышленного района хлопчатобумажной специализации в Англии стал Ланкашир. Именно здесь была проложена первую железную дорогу, которая соединила порт ввоз хлопка Ливерпуль с основным центром его переработки Манчестером.

Ускоренными темпами развивалась в Англии машиностроительная промышленность. Этому способствовали территориальная близость угольных и железорудных месторождений, первичное накопление капитала, развитие торговли и, конечно, подчинение колоний экономическим целям метрополии.

В других странах Европы формирование районов машинной индустрии началось позже. Во Франции этот процесс длился с конца XVIII ст. до середины XIX в. В Германии развитие таких районов начался только в 40-е годы XIX в., Но этот процесс здесь проходил быстро и завершился через двадцать лет. Здесь сформировался мощный Рейнско-Вестфальский район тяжелой индустрии.

Важным этапом на пути индустриального развития человечества стал транспорт. Открытие двигателя внутреннего сгорания во второй половине XIX в., Формирование целостной транспортной системы в Европе усилили развитие промышленных центров, районов, государств. Уменьшилась зависимость промышленных предприятий от сырьевого фактора, который был до этого определяющим в размещении производства.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. промышленность развитых стран достигла такого уровня развития, что уже не могла обойтись без кооперации не только отдельных производств, но и целых отраслей.

Машинный этап производства завершился на рубеже 20-30-х годов. Ему на смену пришел этап более продуктивным поточно-конвейерным, а впоследствии и автоматизированным поточно-конвейерным способом производства, который наиболее полно проявился в конце 70-х и в 80-е годы XX в.

Вхождение стран, в систему мирового хозяйства было непростым. Большинство из них на протяжении веков подчинялись другим. Это не могло не повлиять на их хозяйственную деятельность. Ведь колонисты пытались навязать свою систему хозяйствования, что вело к изменению традиционного характера производства.

Лучше подготовлены к внедрению европейского стиля хозяйствования оказались страны Средиземноморья, многие областей муссонной Азии.

В доколониальную эпоху страны "третьего мира" прошли собственный историко-географический путь формирования хозяйственных структур, основанных на первичных отраслях производства. Выделяют четыре формы доколониального хозяйства: привласнювальну экономику, рухомепидсично-огневое земледелие; кочевое и полукочевое скотоводство, оседлое земледелие.

Привласнювальна экономика была характерна для доколониального периода, особенно во влажных тропических районах, где сохранилась до нашего времени (Амазония, бассейн Конго, некоторые острова Индонезийского архипелага). Здесь люди приспосабливались к природным ритмам жизни, используя для собственных нужд дары природы. Никаких хозяйственных структур еще не существовало.

Движимое подсечно-огневое земледелие было следующим этапом хозяйственной деятельности человека. Оно еще сохранилось в условиях влажных тропиков и наиболее характерное для Африки. Здесь с места на место перемещались не только люди, но и здания, есть целые поселения, что было вызвано чрезмерным истощением используемых земель. Поэтому, например, в Африке южнее экватора почти до XX в. возникали только небольшие поселения с торговыми функциями и не было больших городов.

Кочевое и полукочевое скотоводство развивалось в районах со сложными природными условиями, где можно было внедрить постоянное земледелие (пустыни, полупустыни, горные территории). Такой способ хозяйствования способствовал географическому разделению труда и товарообмена между различными территориями. Собственную продукцию кочевые и полукочевые народы поставляли на торговые рынки караванами верблюдов.

Оседлое земледелие развивалось преимущественно в долинах рек, затапливаемых в период паводков, и в районах муссонных дождей в Азии, т.е. там, где было достаточно влаги.

В период колониальной и полуколониальной зависимости территориально-хозяйственная структура стран "третьего мира", в первую очередь, зависела от того, какая из держав закрепилась на захваченных территориях. Англия, например, была колыбелью индустриального развития, что не могло не повлиять на экономическое развитие зависимых от нее колониальных стран мира. Зато более отсталые в то время Испания и Португалия, колонизировав страны Латинской Америки, не смогли обеспечить им высокий уровень развития.

Важным фактором дифференциации колониального мира стали изменения в этническом составе населения. Некоторые коренные народы (инки, ацтеки) почти полностью уничтожены, а на освободившиеся земли массово переселились европейцы. В других краях происходило смешение туземцев с пришлым населением, что особенно характерно для Латинской Америки. В некоторых регионах (Индия) колонизация почти не повлияло на изменение этнического состава местных народов.

Индустриальный наступление европейских стран требовал новых рынков сбыта и все больше сырья. Создание специализированных ареалов добывающей промышленности повлияло на формирование структуры хозяйства колониальных стран. Все это имело решающее влияние на колониальный экспорт, точнее, на вывоз товаров. Если раньше из колоний в Европу вывозили преимущественно драгоценные металлы, драгоценности, продовольствие, то с конца XIX в. массово транспортировать топливо, горнорудное сырье и т.д..

Расширение добычи полезных ископаемых стимулировало производство оборудования для отраслей тяжелой индустрии в самих колониях и завоз современной техники из метрополий. Однако немало территорий, которые не обладали уникальными природными ресурсами были удалены от транспортных магистралей, оставались отсталыми с архаическими формами хозяйствования.

Под влиянием метрополий и заинтересованных деловых кругов возникали новые формы хозяйственной деятельности, принципиально меняли состояние развития и размещения хозяйства в колониях. Так, в Латинской Америке преобладали крупные сельскохозяйственные предприятия помещичьего типа - латифундии, которые владели десятками тысяч гектаров земли. Их поместья были центром социального и общественного развития.

Ранчове скотоводство считалось специализированным вариантом латифундий. Оно развивалось в районах с засушливым климатом. Но узкая специализация и экстенсивное ведение хозяйства не способствовали повышению эффективности этих форм хозяйствования (Венесуэла, Кения, Замбия, Зимбабве).

Наиболее характерной формой хозяйствования в тропических районах стали плантационные хозяйства. Они не только меняли природные ландшафты, но и влияли на культуру земледелия: возникали хозяйства с большими площадями земель, с высоким уровнем товарной специализации и с использованием наемного труда. Такие плантации создавались иностранными инвесторами, а продукция была ориентирована на потребности мирового рынка.

Новый тип хозяйства - фермерские хозяйства создавались в колониях переселенцы из Европы. Такие хозяйства в наиболее чистом виде формировались в Африке. Они возникали на лучших землях и ориентировались на высокотоварное производство. Итак, новые формы хозяйствования, хотя и усложнили территориальную экономическую структуру, но не ликвидировали автохтонных (местных) многоукладных хозяйств доколониального периода.

Наиболее характерным признаком такой экономики стали значительные диспропорции в развитии территорий. Так, плантационные и фермерские хозяйства, занимая плодородные земли, осваивали территории вдоль транспортных артерий, прежде железных дорог. Используя наемный труд, они обезлюднювалы малопродуктивные местные хозяйства, т.е. распахивали мелких собственников.

В начале XX ст. расширялось ирригационное строительство, что позволило дополнительно привлечь в хозяйственный оборот земли прибрежных районов Чили, засушливой части Пенджабской равнины в Британской Индии. В результате значительно возросла плотность населения на обезлюднених до этого территориях. В Британской Индии, например, в середине 20-х годов прошлого века она уже достигла 120 осиб/км2.

Небольшие автохтонные города - поселения часто падали, и лишь в конце XIX в., Когда туда стали проникать новые хозяйственные отношения, они постепенно восстанавливались. Большинство городов в период колониальной и полуколониальной зависимости были административными и торгово-транспортными центрами. Промышленность здесь развивалась слабо, хотя многочисленным был сектор кустарей и ремесленников. Создание фабричной индустрии происходило медленно, но в начале XX ст. наблюдается рост числа городов и численности городского населения, особенно в районах переработки и выращивания хлопчатника, где организовывались крупные текстильные фабрики (Бомбей).

Оживление экономической деятельности в конце XIX-начале XX вв. способствует усилению движения за национальную независимость колониальных стран. Получили политическую независимость бывшие колонии в Азии и Африке. Особенно активизировался этот процесс после Второй мировой войны.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии