Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Площадь - 450 тыс. км2.

Население - 8,9 млн. человек.

Столица - Стокгольм (693 тыс. жителей).



Крупные города - Гетеборг (437 тыс. человек), Мальме (237), вписали (152), Норрчепинг (120 тыс. человек).

Состав населения достаточно однороден. Шведов проживает 91%, финнов - 3%, среди других народов больше норвежцев, турок и поляков, народов бывшей Югославии и др.. В стране насчитывается около миллиона рабочих - иммигрантов или их потомков. Более 85% населения сосредоточено в средней и южной частях Швеции.

Государственный язык - шведский. Религия - лютеранская. Денежная единица - крона.

Страна разделена на 24 лены (провинции). Стокгольм имеет право отдельного лены и считается 25-й административно-территориальной единицей страны.

Швеция - конституционная монархия. Главой государства является король. Законодательная власть принадлежит королю и парламенту (Риксдагом). Правительство (государственный совет) назначает король из числа руководителей партий, получивших большинство голосов на выборах в Риксдагом.

Наиболее влиятельными партиями страны является Социал-демократическая, основанная в 1889 г.; Умеренная коалиционная партия (1904), Народная партия - либералы (1895), Партия центра, основанная в 1910 г., Христианско-демократическая общественная партия и др..

Швеция расположена в восточной и южной частях Скандинавского полуострова. Примерно пятая часть ее территории находится за Полярным кругом. Страна простирается с северо-востока на юго-запад более чем на 1500 км. Протяженность с запада на восток невелика: на севере около 300 км., В средней части - 400-450 км., А в районе полуострова Сконе - всего 90-120 км.

На востоке Швеции омывают воды Ботнического залива, на юго-востоке и юге - Балтийского моря, на западе - пролив Эресунн (Зунд), Каттегат и Скагеррак. Швеции принадлежат острова Готланд и Эланд. Протяженность береговой линии вместе с бухтами и заливами - более 7600 км. На суше Швеция граничит на севере и западе с Норвегией и на северо-востоке - с Финляндией. Швеция - страна невысоких гор и холмистых равнин. На северо-западе расположены горы с высочайшей вершиной Швеции - горой Кебнекайсе (2111 г.). На востоке находится Норландське плато, занимающее почти половину территории страны. Плато пересекают полноводные реки, впадающие в Ботнический залив. Русла год проходят линиями тектонических разломов, образуя длинные узкие озера и высокие водопады. Холмистые территории между реками покрыты лесами (тайге). Норландське плато - главный район шведского лесного хозяйства и размещения гидроэнергетических ресурсов.

К югу от Норландського плато расположена Середньошведська низменность, наиболее загосподарована часть страны.

Крайний юг страны занимает полуостров Сконе - главный сельскохозяйственный район Швеции.

Особенности формирования территории и общая характеристика хозяйства. Первые племенные союзы на территории Швеции известны еще с начала нашего летоисчисления. Это были йоты и шведы, которые объединяли северогерманские племена и жили на юго-востоке Скандинавского полуострова. По утверждению историков, йоты и шведы были предками современных шведов.

В VI-VII вв. в средней части Швеции возникло первое государственное образование - Свеарике, что означает "государство свеев". От него и произошло современное название страны Сверье, есть Швеция.

Централизованная шведский государство возникло в X в. с ядром на равнинных территориях, которые простирались вдоль западного побережья Балтийского моря и Ботнического залива. В XIII-XIV вв. Швеция вела завоевательные войны и сумела значительно увеличить территорию государства.

Открытие и освоение богатых месторождений железных руд и других полезных ископаемых постепенно превращало страну в одну из крупнейших экспортеров металла в Европе. Однако полученные доходы часто вкладывались в милитаризацию, в частности в создании регулярной армии, морского флота.

Со второй половины XVI в. Швеция вновь втягивается в непрерывные войны. К концу XVII в. она превратилась в одну из крупнейших европейских государств, завладев почти всем Балтийским побережьем.

Однако во время Северной войны (1700-1721) Швеция лишилась многих территорий, а вместе с ними приоритеты великой державы в Европе.

На протяжении второй половины XIX - нач. XX в. экономика Швеции претерпела существенных изменений. На базе лесопильной промышленности начали развиваться целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая отрасли. Использование в производстве химических способов варки целлюлозы способствовало развитию целлюлозно-бумажной промышленности. Значительные изменения претерпела также металлургическая промышленность, особенно благодаря использованию томасовского способа получения стали.

В территориальном отношении все шире загосподаровувалися северные районы, где расширялись вырубки леса, строились новые сталеварные заводы. Наибольшие изменения претерпела лена Норботен, куда поступали инвенстиции, дешевая рабочая сила из южных районов страны. Прокладывались дороги, в частности от Кируны и Елливаре в норвежский порт Нарвик и шведского Лулео.

На рубеже XIX и XX вв. в Швеции начали развиваться машиностроение, металлообработка, химическая, совершенствовалась текстильная отрасль обрабатывающей промышленности.

По уровню экономического развития Швеция относится к высокоразвитых стран мира. В 1998 г. ВНП страны составил 228 млрд. долларов. По производству ВНП на одного жителя (25580 долларов) Швеция занимает десятое место в мире. Среди стран Северной Европы - третье, после Норвегии и Дании.

Анализ темпов роста ВНП за последние десятилетия показал, что в период между 1980 и 1990 годах он ежегодно возрастал в среднем на 2,0%. В начале 90-х ВНП уменьшился на 5%, а количество безработных превысило 8%. Только с середины девяностых годов наблюдается оживление экономики. Уровень безработицы в 1999 г. уменьшился до 5,6%.

Экономика Швеции на современном этапе имеет экспортную направленность. Две пятых ВВП ориентированы на потребности мирового рынка. Вхождение Швеции с 1995 г. в Европейский союз способствовало расширению партнерства в международной торговле.

Большинство шведских компаний являются транснациональными. В зарубежных филиалах сосредоточена половина занятых, 60% производства и три четверти оборота шведских фирм.

Структура производства ВВП и занятость населения соответствует общим тенденциям, которые сложились в других высокоразвитых странах. В частности, занятость трудоспособного населения является самой низкой в первичном секторе экономики (сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство). В обрабатывающей промышленности в середине 90-х годов трудоустроено пятая часть трудоресурсного потенциала страны, а в сфере услуг - свыше три пятых (63,5%), в конце 90-х последний показатель составлял 69%.

Промышленность считается одной из важнейших отраслей национальной экономики, ее доля в ВНП страны составляет 29%. Несмотря на высокий удельный вес традиционных отраслей, которым для Швеции является горнодобывающая и деревообрабатывающая, основными отраслями промышленности в современных условиях выступают - машиностроение, в частности автомобилестроение, радиоэлектроника, электротехника.

Топливно-энергетическая промышленность Швеции не обеспечена собственными минерально-сырьевыми ресурсами, в частности нефтью, углем. Страна ежегодно импортирует 17-20 млн. т. нефти. Зато она обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами, которые существенно повлияли как на развитие, так и размещение энергетической и других отраслей промышленности. В северной части Швеции сосредоточено до 80% всех потенциальных гидроресурсов страны. Гидроэлектростанции страны производят значительное количество экологически чистой электроэнергии - 42%.

Потребности в электроэнергии, особенно Южной Швеции, обеспечивали атомные электростанции. В конце 80-х годов они производили более 50% электроэнергии (тепловые - лишь 3%). На рубеже тысячелетий в стране функционировали .12 атомных реакторов мощностью 10 000 МВт.

Чернобыльская катастрофа сильно повлияла на государственную политику Швеции по дальнейшему использованию и развитию атомной энергетики. На референдум 1990 г. шведы высказались за постепенный вывод из эксплуатации атомных электростанций в стране. Первый реактор закрыли летом 1998 г., второй остановили в 2001 г. Решение о постепенном демонтаже других реакторов принято в 2002 г.

В 1997 г. Швеция произвела 143 млрд. кВт / час. электроэнергии. В расчете на одного жителя - 15687 кВт / час.

В экономике страны значительное место занимает горнодобывающая промышленность, в которой доминирует добыча железных руд, осуществляемой в горах Кируновара и Елливара в Северной Швеции. Горно-добывающие предприятия этого района дают четыре пятых всего объема железных руд, добываемых в Швеции. Другие предприятия находятся в районе Бергслагене - в Средней Швеции. Ежегодная добыча железных руд в 1990-х годах превысил 20 млн. т., около 2% их общемировой добычи. Подавляющее большинство железных руд экспортируют.

Высококачественные руды (с содержанием 63-65% железа) вывозятся по железной дороге в шведского порта Лулео или к норвежскому незамерзающего порта Нарвик, а дальше морскими путями транспортируются в Германии, Великобритании, Бельгии и других стран.

Швеция обладает значительными запасами руд цветных металлов, особенно выделяются северные земли. По добыче медных руд (82 тыс. т.) и цинковых руд (170 тыс. т.). Швеция занимает второе место в Европе, а по добыче свинцовых (106 тыс. т.) - первое. Разрабатываются также залежи уранового сырья.

Металлургическая промышленность специализируется на выпуске качественных сталей. Ежегодное ее производство во второй половине 1990-х годов составляло около 5 млн. т. Большинство предприятий черной металлургии размещены не в районе основного сосредоточения железных руд (Северной Швеции), а в средней части - в районе Бергслагене.

В черной металлургии Швеции преобладают малые и средние предприятия, которые расположены в городах Домнарвет, Оксельосунд, Сандвикен, Фагерста, Бурленге, Карлскуга. Крупнейшим металлургическим предприятием является государственный комбинат, находящийся в Лулео. В целом в металлургической промышленности доминируют государственные компании.

Значительно меньший размах имеет цветная металлургия. Прокат цветных металлов из шведских руд осуществляется на заводах в Вестерос и Финспонг. Алюминиевый завод в Сундсваль использует импортный глинозем.

Машиностроение в Швеции является самой отраслью обрабатывающей промышленности. Более две пятых промышленных предприятий страны приходится на долю машиностроение и металлообработку. По числу занятых и по стоимости производимой продукции, эта отрасль занимает ведущее место в промышленности. Машиностроение обеспечивает почти 50% доходов государства.

В общем машиностроении преобладает энергосиловое оборудование (паровое, гидротурбины и газовое), оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, авиационные и автомобильные двигатели, подшипники, офисное оборудование, сельскохозяйственные машины.

В транспортном машиностроении выделяются автомобилестроение и судостроение. Крупнейшие судостроительные предприятия Швеции расположены на западном побережье в районе Гетеборг-Уддевалла и в районе Мальме-Ландскруна.

Автомобильная промышленность, выпускающая более 260 тыс. автомобилей (в т. ч. 250 тыс. легковых, более половины своей продукции экспортирует. Доминирует концерн "Вольво". Его предприятия располагаются в Гетеборге, Кальмаре, Шевде, Умео, Тролльхеттан, Нордгентигу.

Электротехническая и электронная промышленность занимает ведущее место в экономике Швеции как по числу занятых, так и по стоимости производимой продукции. Возрастает значение радиоэлектронной промышленности. Основными центрами считаются Стокгольм, Вестерос, Гетеборг, Линчепинг, Лудвика.

Швеция - известный в мире производитель оружия. Например, артиллерийские системы производятся в Карлскуга, а танки - в Ландскруна.

Химическая промышленность, в частности нефтехимия, развивается в Стенунгсунди, что находится на западном побережье, а также в Гетеборге, Мальме, Стокгольме, Вестеросе.

Производство лекарств и биохимия активно меняют свою ресурсную базу, уделяя вблизи основных научно-технических центров страны и районов концентрации высококвалифицированной рабочей силы (Средняя и Южная Швеция).

Такие популярные когда-то отрасли, как текстильная и обувная, в конце XX века. потеряли свою престижность. Они обанкротились под давлением дешевого импорта.

Развитию лесопромышленности Швеции способствует наличие значительных лесных ресурсов. Более половины территории страны покрыто лесами (севернее 66-й параллели размещены хвойные леса, а на юг - хвойно-широколиственные). Основные центры деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности сосредоточены в северной Швеции. Швеция занимает ведущее место в мире по производству пиломатериалов, газетной и оберточной бумаги, картона (9,9 млн. т., 1998 г.). По производству целлюлозы, например, - третье место в мире. Она также крупный производитель мебели, деревянных домиков, оконных и дверных блоков и т. д.

Предприятия целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности расположены преимущественно на побережье Ботнического залива. Ведущими центрами деревообработки является Сундсвалль, Умео, Евле, Скупшер и др..

Сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства Швеции, его структура и специализация очень зависят от природных условий, значительно ухудшаются в северном направлении простирания страны. Вегетационный сезон в Швеции длится от 240 дней на юге до 140 дней на севере.

В Королевстве Швеция обрабатывается менее 7% территории. Большинство пахотных земель занимают территорию Юга, в частности лена Сконе, находящийся на юго-западной части Швеции. Ее еще называют житницей Швеции. Здесь выращивают пшеницу, ячмень, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, главные овощные культуры. Предел культивирование пшеницы проходит севернее города Евле. Центральная часть Южной Швеции и вся Север имеют небольшие площади обрабатываемых земель. Они там тянутся вдоль речных долин или занимают отдельные Царинка среди лесных массивов. Здесь главными сельскохозяйственными культурами являются картофель и сено. В целом, земледелие Швеции как отрасли сельского хозяйства подчинено интересам животноводства. Поэтому большая часть пахотных земель используется для посевов кормовых культур.

Животноводство считается важной отраслью хозяйства Швеции. Доля животноводства составляет три четверти стоимости продукции сельского хозяйства страны. В животноводстве преобладает мясо - молочное направление. Поголовье крупного рогатого скота достигает 1,8 млн. голов, свиней - 2,3 млн. голов. По производству молочной продукции (около 140 млн. т.) Швеция входит в десятку наиболее развитых европейских стран.

Мясо - молочное животноводство развивается повсеместно, тогда как свиноводство и птицеводство - преимущественно на крайнем юге Швеции.

На Севере и в Центре страны находятся мелкие хозяйства, а крупные высокотоварные на крайнем юге и в речном-приозерных долинах Средней Швеции. В целом сельское хозяйство страны ориентировано на внутренний рынок, хотя отдельными продуктами, при производстве 553 тыс. т. мяса, почти 140 тыс. т. твердых сыров и 60 тыс. т. масла, Швеция выходит на международный рынок сельскохозяйственной продукции.

Рыболовство составляет небольшой сектор шведской экономики. Через международные соглашения Швеция потеряла некоторые традиционные рыбацкие районы в Северном море. Ведущим центром рыболовства является Гетеборг. Шведские рыбаки вылавливают сельдь, треску, камбалу, скумбрию, лосось, а также креветки и крабы.

Транспорт. Транспортная система Швеции обусловлена не столько особенностями хозяйственных связей, как характером рельефа, наличием значительного количества водных артерий, высокой залесением территории, суровостью климата. Указанные препятствия чаще всего проявляются в северной части страны, особенно когда речь идет о развитии наземных видов транспорта. В южной части Швеции природные условия более благоприятны для развития железнодорожного и автомобильного, внутреннего водного и морского видов транспорта.

Важную роль в грузовых перевозках продолжает играть железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог 9800 км. (1998). По их плотности Швеция не выделяется среди европейских стран, однако по количеству километров на тысячу жителей она опережает развитые страны. Подавляющее большинство железнодорожного полотна электрифицирована (74,8%). По уровню электрификации железных дорог Швеция опережает Германию, Францию, Великобританию и даже Италию. Подавляющее большинство железных дорог принадлежит государству.

Сеть железных дорог размещена неравномерно. Больше всего их в южной части - свыше двух третей. Остальные железных дорог приходится на Северную Швецию. Высокой грузонапряженностью выделяется железная Лулео-Елливаре-Кируна-Нарвик, которой перевозят в основном железную руду на экспорт.

Важной особенностью железнодорожного транспорта является наличие железнодорожно-паромных переправ, соединяющих Швецию с Данией, Германией, Финляндией.

Первое место по перевозкам грузов, так и пассажиров принадлежит автомобильному транспорту (соответственно 82 и 85%). Автопарк страны насчитывает 3,7 млн. легковых и 600 тыс. грузовых автомобилей. Развитие грузового автомобильного транспорта связан с ростом грузоперевозок на небольшие расстояния (до 100 км.). Более дальние перевозки осуществляются железнодорожным, а часто внутренним водным транспортом или даже морским. Автомобильными дорогами лучше обеспечены Средняя и Южная Швеция. Современные автобаны, проложенные между Стокгольмом, Гетеборгом и Мальме и далее по побережью Ботнического залива, направляются в северные районы страны.

В стране хорошо развит общественный автобусный транспорт. Основой местной транспортной системы столицы Швеции - Стокгольма есть единственное в стране метро.

Основные внутренние водные пути проложены в Средней Швеции, соединяющие восточное и западное побережья страны. Они проходят озерами Веттерн, Венерн, Ельмарен, Меларен, которые связаны между собой реками и каналами, образуя так называемую Гьотську водную систему.

Реки Северной Швеции не имеют развитой системы внутренних водных путей. Полноводные реки Норланд сих пор используются для лесосплава.

Морской транспорт доминировал в Швеции много веков. В современных условиях его значение тоже немалое. Ведь большинство отраслей экономики страны связаны с внешним рынком, международной торговлей. На морской транспорт приходится 15% внутреннего грузооборота и более 90% внешней торговли. Им осуществляется перевозка железных руд, продукции деревообрабатывающей промышленности, бумаги, картона, некоторых видов оборудования, а также осуществляется ввоз сырой нефти, каменного угля, некоторых видов машин.

Шведский морской флот характеризуется значительной грузоподъемностью - 2,7 млн. бр. - Реестр. т., хотя за последние 30 лет он сократился почти вдвое.

Воздушный транспорт очень важен для Швеции вид транспорта, ведь в условиях севера он часто бывает незаменимым. В стране насчитывается 48 аэропортов. Внешние воздушные перевозки осуществляет Скандинавская авиакомпания "САС" (в корпорации с Данией, Норвегией). Это одна из крупнейших авиакомпаний Европы.

Сфера услуг. В экономике Швеции важную роль играет сфера услуг. В так называемом третичном секторе занято 68% трудоспособного населения страны. В создании ВНП сфера услуг составляет 69% (на конец 1997 г.).

Среди широкого спектра отраслей, входящих в сферу услуг (торговля, кредитно-финансовая система, культурные учреждения, бытовое обслуживание населения), остановимся на характеристике образования, здравоохранения и туризма.

Образование. Система образования Швеции является государственной, открытой для всех граждан и бесплатной.

Обязательным для детей является девятилетнее обучение, "начинается с 6-летнего возраста (1991). Средняя школа делится на три ступени: начальную, среднюю и высшую. За обязательны программами дети учатся шесть лет. Первая иностранный язык (английский) преподается с третьего класса. В следующих классах могут изучаться и другие иностранные языки. С седьмого класса предлагается выборочное освоение предметов, то есть по желанию учащихся. Около 90% шведских учеников продолжают обучение в высшей средней школе (гимназии), основной задачей которой является подготовка к высшей школе. Двухгодичное обучение в гимназии дает профессионально-техническую подготовку. Успешная сдача выпускных экзаменов в гимназии является "пропуском" на гуманитарные и естественные факультеты университетов страны. В Швеции сейчас насчитывается 13 крупных университетов. Старейший из них находится в Уппсала, основанный в 1477 г., позднее был основан университет в Лунде (1668). Известны также университеты Стокгольма (1877), Гетеборг (1891).

Здравоохранение. Уровень здравоохранения в Швеции отвечает самым высоким мировым стандартам. Страна разделена на шесть лечебно-оздоровительных районов, в которых функционируют как минимум один медицинский центр с лечебным комплексом, учебными заведениями разного уровня подготовки, научно-исследовательской базой и т.п.. Населению предоставляется также бесплатная скорая медицинская помощь. В стране широко развито государственное медицинское страхование, которое обеспечивает выплату компенсаций при травмах и заболеваниях. Указанные и другие мероприятия влияют на уменьшение смертности и увеличение продолжительности жизни шведов, которое в конце 90-х годов приблизилось к 80-х лет (мужчины 77, а женщины 82 года).

Туризм. Швеция относится к странам, которые имеют глубокие традиции, связанные с развитием туризма. Первые туристические клубы были созданы в стране в конце XIX ст. Самым популярным среди населения является горнолыжный туризм.

В теплый период года високоатрактивнимы считаются зеркально чистые озера, имеет своих горячих сторонников также заполярное лето.

В стране есть надежная база для размещения туристов - 500 тыс. койко-мест, в том числе 25% мест - это помещение гостиничного типа. Ежегодно Швецию посещает от 750 тыс. до 1 млн. туристов. Прибыль от их обслуживания достигает почти 3 млрд. дол. Частыми гостями являются норвежцы (30%), немцы (20%), финны (8-10%), датчане (около 8%).

Внешние экономические связи. Швеция принадлежит к странам, для которых внешняя торговля имеет чрезвычайно важное значение. На внешний рынок идет до двух пятых промышленной продукции страны. Поступления от экспорта обеспечивают треть ВВП. Экспорт страны в конце 90-х годов приблизился к 85 млрд. долларов, а импорт стабилизировался на показателе 65-70 млрд. долларов. Положительный торговый баланс 1990-х годов свидетельствует о стабилизации экономического развития национально-хозяйственного комплекса Швеции.

Значительные изменения произошли в товарной структуре внешней торговли Швеции. Они связаны с изменением спроса на мировом рынке, что привело к изменению структуры экспорта. Акцент в экспорте торговли сырьем и полуфабрикатами в виде целлюлозы, стали, дерева сместился в готовых товаров, прежде продукции машиностроения (легковые автомобили, оборудование для телекоммуникации, гидроэлектростанций и т.д.). Основными торговыми партнерами Швеции стабильно выступают Германия, Великобритания, США, Норвегия, Финляндия и Дания, на которые приходится более 50% шведского экспорта.

В результате изменений в промышленном производстве произошли сдвиги в структуре импорта Швеции. Если в 1980-х годов важнейшей статьей импорта была нефть - 25% общей стоимости импорта, то уже в 90-х годах этот показатель снизился до 5%. Теперь почти половину стоимости импорта составляет продукция машиностроения: транспортные средства, компьютерное оборудование и другое оборудование. Среди пищевых продуктов преобладают кофе, чай, фрукты, рыба. Другой статьей импорта является продукция химической и текстильной промышленности.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии