Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Одним из важных факторов комплексообразования является транспорт. Влияние транспортного фактора на территориальную организацию промышленных комплексов осуществляется на основе приближения производства к тем центров и районов

, имеющих выгодное транспортное положение и характеризуются самыми низкими показателями затрат на перемещение промышленного сырья, материалов, готовой продукции. Высокие экономические результаты достигаются как за счет удачного пространственного сочетание центров производства продукции, сырьевых баз и потребителей, так и при благоприятных технико-экономических показателей работы самого транспорта.

Известно, что транспорт занимает важное место в структуре материально-производственных затрат на выпуск промышленной продукции. Так, в продукции добыче и обогащению угля транспортные расходы достигают 45%, нефти - более 65, цемента - 55%. Итак, транспорт, объединяя в единое производственное целое отдельные пространственно разобщены звена промышленности, тем самым непосредственно влияет на формирование стоимости продукции. Поэтому территориальная организация промышленности обязательно предполагает учет всех качественных изменений в транспортной системе страны и ее отдельных регионов. Вместе с этим следует обратить внимание на то, что территориальные сдвиги в размещении промышленности обязательно отражаются на работе транспорта.

В современных условиях научно-технического прогресса растут расстояния перевозки сырья, топлива, готовой продукции, что свидетельствует об усилении влияния транспортного фактора на размещение промышленности, формирование локальных и региональных промышленных образований и на эффективность территориальной организации промышленности. Итак, территориальная организация промышленного производства предполагает учет всей суммы затрат на производство и перемещение сырья и готовых изделий. Особенно актуальной и сложной эта проблема стоит для отраслей обрабатывающей промышленности.

В зависимости от соотношения между затратами на доставку исходных материалов и транспортными затратами на перевозку готовых изделий все отрасли обрабатывающей промышленности разделяют на три группы:

1) производства, в которых вес сырья и топлива значительно превышает вес готовой продукции. Они размещаются в местах залегания ресурсов или вблизи ресурсных баз. Так, в районах залегания сформировались металлургические комплексы, предприятия, производящие цемент, перерабатывают калийной и поваренной соли, первично обрабатывают древесину, производят животное масло и др..;

2) отрасли, в которых вес готовой продукции больше, чем вес исходного сырья и материалов. К ним относится ряд отраслей химической промышленности (производство серной кислоты, фосфатнотукових удобрений), хлебопекарная и кондитерская отрасли. Эти отрасли размещаются в центрах и районах потребления их продукции;

3) отрасли с одинаковым соотношением указанных структурных компонентов. В своем размещении они ориентируются на потребителя, трудовые ресурсы и частично на сырьевые базы. Сюда относится также большая группа отраслей машиностроения (кроме тяжелого), легкой и пищевой промышленности.

Влияние транспортного фактора на размещение промышленности и формирования промышленных комплексов определяется путем суммирования промышленных и транспортных расходов и установление доли последних в общих издержках. Если, например, доля транспортных расходов в суммарных промышленных и транспортных затратах на единицу продукции за определенный период (год) уменьшилось, то это свидетельствует о снижении влияния транспортного фактора.

С целью ликвидации национальных перевозок промышленной продукции осуществляется районирования производства и потребления важнейших ее видов. Районирование производства способствует рациональной территориальной организации промышленных комплексов, а районирования потребления определяет оптимальные зоны сбыта продукции.



Загрузка...
Яндекс.Метрика