Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

География потребителей, как правило, всегда существенно влияет на выбор места строительства индустриальных и связанных с ними объектов.

Для исследования вопроса размещения промышленности и формирования промышленных комплексов потребление нужно делить на производственное и индивидуальное. Для производственного потребления назначаются предметы труда и средства производства, а для индивидуального - предметы личного потребления.

Действие фактора производственного потребления связана с географией потребителей - различных промышленных предприятий, объектов строительства, сельского хозяйства, транспорта и др.. Фактор индивидуального потребления зависит от численности населения и его личных потребностей в предметах потребления. Дополнительные потребности индивидуального потребления часто вызывают необходимость сооружения новых или увеличение мощности действующих предприятий, производящих предметы потребления.

В географии промышленности отличия в структуре производства, уровнях развития отраслей и их специализации. На отдельных производствах, концентрирующие в себе значительный выпуск конечной продукции, используя для ее изготовления большие массы предметов труда в виде сырья и полуфабрикатов, занята относительно небольшая часть трудоспособных. В районах развития таких производств сосредоточена также меньшая численность населения - потенциальных потребителей товаров народного потребления. Так, районы добычи топлива, руд черных и цветных металлов, химического сырья, заготовок лесосырья, развития тяжелого машиностроения, как правило, характеризуются высокой фондоемкостью и уровнем производственного потребления. Для эффективного развития их промышленных комплексов нужны средства производства, в частности орудия труда - машины, оборудование, средства механизации и автоматизации производственных процессов. Именно это обстоятельство обусловливает необходимость создания технологических циклов производства в пределах отдельных промышленных центров с целью сокращения транспортных расходов на перевозку продукции и достижения высокой народнохозяйственной эффективности. Несмотря на высокий уровень производственного потребления в этих районах, они "притягивают" к себе значительно меньшую часть населения, чем те центры, где хорошо развиты обрабатывающая промышленность или курортно-рекреационные функции. В результате последние районы всегда выступают основными потребителями товаров широкого потребления и продукции индивидуального спроса. В частности, резко возрастает спрос на товары народного потребления в сезон отдыха работников в районах для оздоровления населения.

Территориальная организация промышленных комплексов, ориентируясь на получение максимальных результатов при наименьших затрат, не может не учитывать потребности максимального пространственного сближения районов производства и потребления с целью устранения чрезмерно дальних и встречных перевозок.

Следует отметить, что благодаря изменениям в технологии, организации производства и в транспортировке различных грузов влияние потребительского фактора на структуру промышленных комплексов может резко меняться. Так, производство азотно-туковых удобрений на основе переработки природного газа приблизилось к тем районам потребления, через которые проложены газопроводы, а крупные нефтехимические комплексы возникли вдоль прохождения нефтепроводов и на их ответвлениях далеко от мест добычи нефти.

Фактор потребления играет решающую роль в производстве малотранспортабельной продукции, предназначенной для широкого спроса (производство хлебобулочных, кондитерских, молочных и других изделий). Время есть много производств, тяготеющие к районам потребления трудовых ресурсов, используя при этом сырье, ввозимое из далеких районов (текстильная промышленность). Итак, фактор потребления имеет существенное значение в процессе обоснования производственных связей и вариантов размещения промышленных комплексов.



Загрузка...
Яндекс.Метрика