Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Машиностроение и металлообработка охватывают несколько десятков специализированных отраслей, сходных по технологии и использованием сырья. Кроме того, в состав этого межотраслевого комплекса входит "малая металлургия"

- производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Комплексы отраслей машиностроения рассматриваются в пределах государства, экономических районов, подрайонов и даже отдельных городов. Это сложные межотраслевые образования, которые отличаются широким развитием связей на основе производственного кооперирования. Связи машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами - одно из важных условий функционирования хозяйственных комплексов экономических районов. Выпуская орудия труда для различных отраслей, машиностроения обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, реализует достижения научно-технического прогресса. Особенно важную роль вследствие этого играют станкостроение, производство вычислительной техники и электротехническая промышленность.

Машиностроительный комплекс Украины характеризуется сложной отраслевой структурой. Зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции все отрасли машиностроения разделяют на следующие основные группы: энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности и др.. Каждая группа объединяет несколько отраслей, подобных за использованием сырья и технологии производства.

Функционально любой машиностроительный комплекс можно разделить по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовкой занимаются специализированные предприятия и в значительной мере разрозненные цеха небольшой мощности при машиностроительных заводах. Поэтому очевидно, что в машиностроительных комплексах отдельных регионов следует повышать концентрацию и углублять специализацию заготовительных производств. Благодаря этому достигается пропорциональность развития отдельных технологических этапов единого производственного процесса. Недостаточный уровень концентрации выпуска специализированных изделий является причиной того, что многие машиностроительные предприятия вынуждены производить их с повышенными затратами труда и материальных средств. С учетом этого необходимо эффективно размещать предприятия машиностроения, рационально сочетать сборочные предприятия со специализированными заводами, выпускающими узлы и детали для использования в машиностроении.

Расположения предприятий машиностроения зависит от многих факторов. Так, ряд отраслей тяготеет к металлургическим базам в связи с высокой металлоемкостью их продукции, другие развиваются в районах высокой технической культуры с достаточной численностью квалифицированных кадров рабочих. Подавляющее большинство производств машиностроения сосредоточена в районах потребления готовой продукции. Они имеют значительные преимущества по сравнению с другими районами, ведь в машиностроении расхода сырья на 1 т готовой продукции составляют в среднем 1,3-1,5 т, а расходы на транспортировку любой машины намного больше, чем расходы на транспортировку металла используется для ее производства. Поэтому довольно часто возможны случаи, когда даже металлоемкие производства размещаются в районах потребления.

Оптимальные условия для развития машиностроительных комплексов формируются в тех районах, где источники сырья совпадают с местами потребления готовой продукции. При этом значительно сокращаются транспортные расходы на перевозку сырья (металла), машин и оборудования, устанавливаются прочные производственные связи между предприятиями машиностроения и черной металлурги. Отходы машиностроения широко используют металлургические предприятия, специализирующиеся на выпуске тех сортов металла и литья, необходимые машиностроительным заводам.

Размещение машиностроения и формирование машиностроительных комплексов зависят от развития специализации и кооперирования. Благодаря этим двум формам общественной организации производства выделяются определенные отрасли, достигается четкое разделение труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли и между различными отраслями. На основе различных форм специализации производства определяют следующие группы отраслей машиностроения:

1) предметной специализации (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение и др.);

2) подетальной специализации (производство подшипников, запасных частей для различных деталей);

3) технологической специализации (производство литья, кузнечно-прессовых аппаратов и др..)

4) производство ремонтных работ.

Функциональное назначение указанных групп отраслей корне отличается. Области предметной специализации развивают широкие связи по сбыту продукции в виде готовых изделий, поэтому предприятия этих отраслей имеют четко выраженную потребительскую ориентацию. Для отраслей технологической и подетальной специализаций характерные производственные связи, на основе которых можно достичь обслуживание потребностей одного крупного региона или нескольких регионов. Углубление подетальной и технологической специализацией производства ведет к изменениям в размещении машиностроительных предприятий и развития производственного кооперирования. Увеличивается количество предприятий-смежников, обеспечивающих работу главных заводов - интеграторов производства. Подетальная специализация широко развивается в автомобилестроении, тракторо-и комбайностроение, в приборостроении, радиоэлектронной промышленности и других отраслях. В результате подетальной специализации предприятий-смежников растет доля полуфабрикатов в себестоимости готовой продукции главных заводов. При этом для машиностроения характерны производственные связи по линии кооперации с многими отраслями промышленности, в частности с химическими производствами, предприятиями текстильной и лесной промышленности.


Следует заметить, что подетально и технологически специализированные предприятия-смежники часто располагаются в небольших городах и поселениях городского типа, чтобы рационально использовать трудовые ресурсы. Главные предприятия размещаются, как правило, в крупных промышленных центрах. Такой характер расположения, например, свойственный крупным промышленным агломерации - Киевской, Харьковской, Днепропетровско-Днепродзержинской, Донецко-Макеевский, Львовской, Одесской и др..

Особенностью территориальной организации машиностроения является формирование локальных машиностроительных комплексов на основе кооперирования производства. Локальные комплексы возникают там, где промышленные предприятия объединены общностью транспортно-географического положения, производственной инфраструктуры и взаимными производственно-экономическими и производственно-технологическими связями. Некоторые авторы (А.Т. Хрущев, И.Д. Шарыгин) ограничивают территорию локальных комплексов рамками отдельно взятого города (территориально-промышленного центра), другие (А.Л. Ременев, Л.М. Корякский, М.М. Паламарчук) считают, что это образование может формироваться в пределах нескольких территориально совместных промышленных центров и пунктов. При этом в обоих случаях обращается внимание на то, что главным признаком комплексов являются прочные связи между предприятиями машиностроения, способствует их взаимодействия.

Рассматривая машиностроительный комплекс как сложное межотраслевое образование, нужно придерживаться классификации всех отраслей по особенностям их размещения и степенью расчленения технологического процесса. Выделяют следующие группы объединенных отраслей: тяжелое машиностроение: общее машиностроение: среднее машиностроение, производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов: производство металлических изделий и заготовок ремонт машин и оборудования (рис. 4.3).

Группа тяжелого машиностроения охватывает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Предприятия тяжелого машиностроения имеют полный производственный цикл, предусматривающий заготовку, механическую обработку и сборку готовых изделий. Подавляющее. Их большинство размещается в металлургических базах или вблизи них, а в некоторых случаях ориентируется и на районы потребления.

Крупнейшим предприятием тяжелого машиностроения в Украине Новокраматорский завод (г. Краматорск Донецкой области), где выпускается оборудование для металлургических заводов и горнорудной промышленности, роторы для турбин, шагающие экскаваторы, прокатные станы, тяжелые металлорежущие станки. Второе крупное предприятие в Донбассе - Горловский машиностроительный завод, производит оборудование для угольных шахт и другие сложные машины для различных отраслей горной промышленности. Центрами тяжелого машиностроения являются Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Мариуполь и др.. Большинство заводов тяжелого машиностроения тяготеют к центрам производства металла и потребителей готовой продукции.

Среди крупнейших предприятий энергетического машиностроения отличается Харьковский турбинный завод, который является главным производителем турбин мощностью до 1 млн кВт. Мощное предприятие тяжелого машиностроения находится в металлургическом центре Приазовья - Мариуполе. Здесь производят оборудование для металлургической и угольной промышленности, строительной индустрии, автомобильной и дорожной промышленности. Производство металлургического оборудования, тяжелых прессов, металлоконструкций сосредоточено в городах Приднепровья - Днепропетровске, Кривом Роге и Марганце. Многие центры выпускают оборудование для химической и нефтехимической промышленности. В частности Сумское машиностроительное производственное объединение производит технологические линии для азотно-туковый промышленности, оборудование для компрессорных станций; производственное объединение "Большевик" (Киев) специализируется на производстве оборудования для переработки полимерных материалов; Дрогобычский долотный завод выпускает инструмент для бурения нефтяных и газовых скважин.

Стоит отметить, что 85% всей продукции тяжелого машиностроения выпускается в Донецком, Приднепровском и пол-технически-Восточном (Харьковском) промышленных районах. Причем более 60% ее производства приходится на Донбасс.

Группа общего машиностроения представлена предприятиями, занимающимися составлением металлических конструкций и изготовлением крупных по объемам заготовок. К ней относятся такие важные отрасли, как транспортное машиностроение (без автомобилестроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

Одной из ведущих отраслей является локомотивостроения. Главное предприятие - Луганский тепловозостроительный завод, выпускает магистральные тепловозы. С ним кооперируется Харьковский завод транспортного машиностроения. Ряд заводов осуществляет ремонт тепловозов, они размещены, как правило, в крупных железнодорожных узлах.

В тесной связи с Локомотивостроение развивается вагоностроения. Оно представлено заводами в Мариуполе (металлические вагоны-цистерны), Кременчуге (Крюковский завод большегрузных полувагонов), Днепродзержинске (вагоны для перевозки руды и угля), Стаханове (промышленные вагоны).


Судостроение специализируется на строительстве судов различного назначения - морских, океанических, речных и комбинированных типов: танкеров, сухогрузных, дизель-электроходов, рыболовных траулеров. Крупнейшими центрами морского судостроения в Украине Николаев, Херсон, Керчь - важные порты Причерноморского района. Центром речного судостроения является Киев. Судоремонтная промышленность развита в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе, а также в Измаиле, Килии, Вилково (на Дунае).

Группа среднего машиностроения охватывает отрасли с высоким уровнем развития специализации и кооперирования производства. На размещение предприятий этой группы решающее влияние оказывает фактор наличия квалифицированных трудовых ресурсов. К важнейших отраслей среднего машиностроения относятся автомобилестроение, тракторостроение и станкостроение.

После Великой Отечественной войны в Украине создано автомобильной промышленности. Выделяются специализированные автозаводы в Кременчуге (выпуск большегрузных автомобилей), Запорожье (завод малолитражных легковых автомобилей), Львове (автобусный завод и "Автопогрузчик"), Луцке (легковые автомобили с повышенной проходимостью), Луганске, Одессе, Симферополе (автосборка), Чернигове, Херсоне , Краснодоне (автозапчасти). В Киеве сосредоточено производство мотоциклов, во Львове - мопедов, в Харькове - велосипедов.

Тракторостроение охватывает предприятия, выпускающие различные типы тракторов и двигателей для них, самоходных шасси, запасных частей, агрегатов, узлов и деталей к тракторам. Начало развития этой отрасли приходится на 1923 г., когда впервые были выпущены колесные в Токмакском заводе "Красный прогресс" и гусеничные на Харьковском паровозостроительном заводе. После ввода в эксплуатацию в 1931 г. Харьковского тракторного завода началось массовое производство тракторов. В Харькове есть много других крупных заводов, деятельность которых связана с тракторостроения - "Серп и Молот", "Поршень", завод тракторных пусковых двигателей, они производят узлы и детали к тракторам и кооперируются с тракторным заводом. Кроме Харькова, крупные предприятия по производству деталей и запасных частей для тракторов расположены в Чугуеве, Кременчуге, Киеве, Белой Церкви, Виннице, Одессе.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии