Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Машиностроение - главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности.

Это обусловлено тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями труда (машинами, оборудованием, приборами и др.)., А население - предметами потребления, в том числе длительного пользования.

Машиностроение также является наиболее комплексной и структурно дифференцированной отраслью промышленности: вместе с металлообработкой она охватывает почти 200 различных подотраслей и производств.

В эпоху НТР мировое машиностроение в целом стало более наукоемким. В передовых странах мира на него приходится более 2/3 всех расходов на научные разработки в промышленном производстве. Общей тенденцией стал также переход от универсальных до более узкоспециализированных (модульных) предприятий. Относительно изменений в структуре машиностроения, то они были обусловлены прежде всего тем, что новейшие отрасли начали развиваться быстрее, новые - более медленными темпами, а старые - еще более замедленно. Конкретизировать эту тенденцию можно на примерах авиаракетной-космической промышленности, станкостроения и судостроения.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКИ) - типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе авиационной промышленности, которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, различных космических аппаратов, двигателей, приборов и др.. Эта отрасль относится к наиболее наукоемких, занимая лидирующие позиции (вместе с электроникой) в расходах на научные разработки. Вместе с тем она отличается повышенной трудоемкостью, поэтому на ее предприятиях очень большая доля инженерно-технического персонала и работников высшей квалификации. Характерной чертой АРКП есть и ее высокая капиталоемкость. Еще одна, не самая важная ее особенность заключается в тесных связях с военно-промышленным комплексом. Этот комплекс полностью или частично принадлежат ее крупнейшие концерны и корпорации "Макдоннел-Дуглас", "Локхид Мартин", "Боинг", "Нортроп", "Юнайтед текнолоджиз" в США, "Аероспасиаль", "Бритиш эйрспейс", "Даймлер- Бенц "в Западной Европе.

Все это определяет как производственные, так и территориальные аспекты развития АРКП. К первым из них относится, например, незначительный объем "искусственной" продукции: сейчас в мире производится около 1000 авиалайнеров и 600-1000 вертолетов в год; ко вторым - концентрация предприятий отрасли в отношении незначительном количестве наиболее развитых стран.

Самолеты и вертолеты выпускают примерно 20 стран. Лидирующие позиции среди них занимают США, Россия и Франция, после них - другие развитые страны, хотя в последнее время авиастроение появилось и в некоторых развивающихся странах (Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан). Производство ракетной техники и космических аппаратов территориально еще более ограничено (США, Россия, Франция, Великобритания).

Общее мировое производство продукции авиаракетной-космической промышленности в 1988 г. оценивалось в 75 млрд дол. США, в 1993 г. - в 100 млрд, а в 1998 г. - в 150 млрд долл.. (Из этой суммы на Северную Америку и Западную Европу приходится по 50 млрд).

Станкостроение предусматривает производство металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, к нему же относится и выпуск промышленных роботов. Это ведущая отрасль общего машиностроения, по уровню развития которой прежде можно судить об уровне индустриализации страны. Темпы ее роста в 90-х годах XX в. были умеренными. В середине этого десятилетия общее мировое производство станков оценивалось в 30 млрд дол. США, а их экспорт - в 17 млрд. Несмотря на значительное распространение станкостроения в процессе индустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки, ныне не менее 4/5 его мощностей приходится на страны Западной Европы, Северной Америки, Японию, Китай. Среди крупных географических регионов мира лидируют Западная Европа (40%), затем - страны АТР (35%) и Северная Америка (15%). Это существенно отражается и на составе первой десятки стран по уровню развития станкостроения, в которую входят пять европейских, четыре азиатские страны и США (табл. 6.3).

Из табл. 6.3 видно, что крупнейшие в мире экспортеры станков - Япония, Германия, Италия, Швейцария, США. В крупнейших импортеров принадлежат США, Китай, Германия, а в целом по уровню потребления готовой продукции этой отрасли лидируют США, Китай, Германия, Республика Корея.

Производство промышленных роботов - новая подотрасль в составе станкостроения - растет довольно высокими темпами (10-15% в год). Наибольший спрос на продукцию роботостроения имеют автомобильная и электронная промышленности, а первое место по их производством было и остается за Японией. Судостроение - типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине XX в. сильно зависел от экономической конъюнктуры и переживал периоды как относительного подъема, так и резкого падения объемов производства.

В судостроительной промышленности мира пик производства пришелся на 60-е и первую половину 70-х годов XX в. Наибольшие объемы производства наблюдались в 1975 г., когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн бр.-рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. - 3,5 млн, в 1960 г. - 8 млн, в 1970 г. - 22 млн.) Но затем эта отрасль вступила в полосу кризиса, обусловленного прежде мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. Уже в 1980 г. суммарная водоизмещение спущенных на воду морских судов составила 14 млн бр.-рег. т, то есть всего за пять лет оно сократилось в 2,5 раза. В 1990 г. оно осталось на уровне 15 млн бр.-рег. т и только потом начало постепенно расти, снова поднявшись до 20 млн бр.-рег. т. Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мирового судостроения.

До Второй мировой войны главным ареалом развития этой отрасли была Западная Европа, в которой особенно выделялась Великобритания, имевшая мировое первенство в этой области с начала XIX в. Перед Второй мировой войной она только спускала на воду половину всего мирового тоннажа морских судов. Значительные мощности судостроения имеют и другие страны Западной Европы. В 1950 г.

в состав первой десятки судостроительных стран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония, Швеция, Нидерланды, ФРГ, Франция, Дания, Италия, Бельгия. Но сейчас из этих стран в первой десятке остались только Япония (с 1956 г. она заняла первое место), Германия, Дания, Италия, Нидерланды, тогда как Франция оказалась на 12-м месте, Норвегия - на 13-м, а Великобритания - на 14-м месте. В 2000 г. на первую позицию в области вышла Республика Корея, которая еще в конце 1960-х годов вообще не производила морских судов.

Географическое распространение мирового машиностроения во многом определяется соотношением между экономически развитыми и развивающимися. Поскольку эта отрасль является одним из главных индикаторов научно-технического прогресса, преимущество первых стран над другими в ней особенно ощутима. Среди экономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства, доля которого в структуре обрабатывающей промышленности составляет 35-38%, а в экспорте - 50% и более. Непосредственно за этой группой следуют страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с менее полной структурой машиностроения и меньшей долей в структуре обрабатывающей промышленности (25-33%). В отдельную группу выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых значительное развитие получили отдельные отрасли машиностроения, ориентированные прежде всего на экспорт. В других государствах машиностроения менее развито, а импорт преобладает над экспортом.

Несмотря на отставание развивающихся стран в последнее время и в их машиностроении заметный определенный прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого количества стран - Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран Азии. Все они имеют достаточно квалифицированную и одновременно дешевую рабочую силу. Вместе с тем нужно учитывать и то, что у многих из них машиностроения значительной степени находится под контролем иностранного капитала и капитала ТНК и работает на рынки развитых стран. В большинстве развивающихся стран, машиностроение представлено сборными и ремонтными предприятиями, филиалами крупных заводов, которые сотрудничают с центром на уровне предметной или подетальной специализации. Однако, по некоторым оценкам, доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования также постепенно растет.

В результате целесообразно выделить три главные машиностроительные регионы мира:

1) регион Северной Америки, в состав которого входят США, Канада и Мексика, которая интегрируется с ними в рамках НАФТА. Он дает более ЗО% всей мировой продукции машиностроения; отличается особенно широкой номенклатурой производства и высоким качеством продукции, экспортной ориентированностью, но одновременно и значительной зависимостью от импорта. Благодаря Соединенным Штатам для этого региона характерна слишком большая доля в мировом производстве таких отраслей, как АРКП, электроника, автомобилестроение;

2) регион Западной Европы. По объемам производства он примерно равен Северной Америке и фактически делит с ней первое-второе места. Бесспорным лидером в Европе является Германия, затем - Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станко-, автомобилестроения и др.. Доля машиностроительной продукции в экспорте самая значительная в Германии. Но по экспорту машин и оборудования в расчете на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария;

3) регион, охватывающий страны Восточной и Юго Восточной Азии. На него приходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония, что по темпам роста этой отрасли опередила и США, и Западную Европу. Еще в середине 1950-х годов по стоимости машиностроительной продукции Япония находилась на уровне Италии, но к середине 1960-х годов достигла уровня ФРГ и Великобритании, а в середине 1970-х годов намного его превзошла. На сегодня по общему объему машиностроения эта страна уступает место лишь США примерно вдвое, но по отдельным его видам опережает и США. Доля машиностроения в экспорте Японии крупнейшая в мире (2/3). Кроме Японии, в состав региона правомерно включить такие новые индустриальные страны, как Республика Корея, Сингапур, а также Китай.

Заметим, что четвертый машиностроительный регион мира образуют Россия и страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстают по уровню развития наукоемких отраслей.

Считают, что автомобилестроение, которое возникло в конце XIX в., Относится к новых отраслей промышленности. Но среди этой группы отраслей оно продолжает играть особую роль. По масштабам влияния на мировое хозяйство в течение всего XX в. автомобилестроения уступает только нефтяной промышленности.

Автомобильная промышленность - главное транспортного машиностроения. Более того, во многих развитых странах она обеспечивает от 5 до 10% всего производства ВНП. Но значение ее выходит за пределы транспортной подотрасли. Неудивительно, что в течение XX в. мировое производство автомобилей постоянно росло. Перед Второй мировой войной в мире выпускалось около 4 млн автомобилей в год, в 1950 г. их производство превысило 10 млн, в начале 60-х выпускали уже 20 млн, в 1970 г. - 30, в 1980 г - 40, в середине 90-х годов - 50 млн, затем - еще больше. Из этого количества почти 4/5 приходится на легковые автомобили, остальное - на грузовые и автобусы.


Основной тенденцией географических сдвигов в мировой автомобильной промышленности в течение XX в. было ее распространение на значительное количество стран и регионов. Еще в 1950 г. в этой области почти полностью господствовали США (83% мирового производства), а 14% приходилось на Западную Европу, но потом начался переход от моноцентричной территориальной модели к полицентрической. В 1970 г. доля Западной Европы в мировом производстве легковых автомобилей увеличилось до 46%, а Северной Америки - уменьшилась до 32%, началось также формирование третьего мирового центра автомобилестроения в Японии (13%). В 1980-е годы становления и укрепления этих трех ведущих центров в основном завершилось: в 1990 г. Западная Европа производила около 40% всех легковых автомобилей, Япония - почти 30% и Северная Америка - 20%, тогда как на все другие регионы и страны (СССР, Восточная Европа, Республика Корея, Бразилия и др.). приходилось только 10% их мирового выпуска.

Для 1990-х годов было характерно дальнейшее пространственное "растекания" автомобильной промышленности, прежде всего свойственно Латинской Америке и Азии. В конце 1990-х автомобильные и автосборочные заводы размещались уже в девяти странах Латинской Америки: в Бразилии, Аргентине, Мексике, Венесуэле, Колумбии, Эквадоре, Чили, Уругвае и Перу. Из стран Азии, кроме Японии, быстрыми темпами эта отрасль развивалась в Республике Корея и Китае, но она распространилась также в Турции, Индии, Малайзии.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии