Совершенствование системы образования после Первой мировой войны. Еще в конце XIX-начале XX в. в большинстве развитых стран были приняты законы о всеобщее обязательное начальное образование всех детей
школьного возраста. При этом в государственных школах обучение было бесплатным.
В межвоенный период интерес общества к образованию оставался очень высоким, ведь индустриальное общество XX в. с его технологическим и техническим прогрессом требовало все больше высокообразованных людей. Отсюда - большое внимание к изучению в средних школах и вузах предметов естественно-математического (математика, физика, химия, биология) и технологического направлений. В настоящее время очень популярным был профессионально-технического обучения; тысячи будущих работников торговли, управления производством, сельского хозяйства, художественных промыслов и т.д. проходили подготовку в профессиональных учебных заведениях. Традиционно высоким оставался интерес к гуманитарным наукам (философия, история, право, литература, искусство).
Мир все больше приобретал черты единого организма, поэтому роль международных координаторов в педагогике выполняли такие влиятельные организации, как Международная федерация учителей средней школы. Международное бюро образования и др..
Т. Сайзер, современный американский педагог: «В школе все важное касается другого. Изменение одного аспекта в школе последовательно обусловливает изменение всего прочего ... Чтобы достичь того, что нужно для детей, мы, взрослые, должны быть готовы к той боли, который приходит с амбициозным переосмыслением и перестройкой школ, и должны терпеть его ». В новых условиях появилась потребность и в новой школе, поэтому педагоги выдвигали самые разнообразные теории обучения и испытывали новые модели совершенствования школы.
Так, в 30-х pp. получил распространение международный педагогическое движение «новое воспитание» (в Германии он назывался «педагогикой реформ», а в США-«прогресивизмом»). Педагоги - сторонники «нового воспитания» ставили целью обновления школы и воспитания на основе учета интересов ребенка в конкретное время, в конкретных условиях. Практического применения новые подходы получили прежде всего в школах интернатного типа. Учителя и воспитатели не заставляли учеников зубрить, значительное внимание уделяли эстетическом, физическом и трудовому воспитанию, детском самоуправлению, отстаивали идею прогресса в образовании и считали центральной фигурой в школе не учителя, а ребенка.
В Советском Союзе в конце 20-х pp. среди части педагогов была распространена теория отмирания школы в коммунистическом обществе. По их убеждению, учителем должно было стать сама жизнь, а школа должна слиться с производством, изучение основ наук, учебники и пособия, классно-урочная система отвергались.
Однако такие взгляды были скорее исключением на общем фоне педагогических новаций. Так, после Первой мировой войны в Германии появились вальдорфской школы. Первую такую школу основал в 1919 г. в Штутгарте Рудольф Штайнер. Соответствии с принципами вальдорфской педагогики дети учатся в школе 12 лет, учеников не оставляли на второй год из-за невысоких учебные достижения. Вместо выставления привычных оценок конце учебного года на каждого ученика составляли характеристику, в которой отражали успехи ребенка в учебе. В вальдорфских школах и детских садах нет единого руководителя; эти заведения имеют автономию и управляются коллегиально. Значительное внимание Р. Штайнер уделял религиозно-этических-ному и трудовому обучению. В частности, ремесленные мастерские и исследовательские сады были созданы не в каждой школе. Учителя и ученики не пользуются готовыми наглядными пособиями, а лишь теми, которые они сами изготавливают в процессе обучения.
Многие педагогических новаций в 20-30-е pp. зародились в США. Например, одной из форм совмещения учебы в вузе с производительным трудом стал так называемый антиохський план, впервые введенный в Антиохському колледже. За каждыми двумя студентами закреплялось одно рабочее место на производстве, они поочередно занимали через 12 недель обучения. Это улучшало материальное положение студентов, а также способствовало объединению научных знаний с выработкой практических навыков. В США впервые применен лабораторный план, основанный на принципе индивидуального обучения. Каждый ученик получал от учителя задание, самостоятельно его выполнял и сдавал на проверку. Ученики сами выбирали занятия, очередность изучения предметов; годовой объем учебного материала делился на месячные повседневные задачи. Ученики работали в отдельных лабораториях, где их консультировал учитель. В СССР эта система воплотилась в бригадно-лабораторном методе, при котором класс делился на бригады. Ученики работали по заданиям, выполнение которых предусматривало срок от двух недель до одного месяца и содержащие контрольные задания и вопросы. Учитель выполнял роль консультанта, на итоговом занятии отчитывалась вся бригада, а не каждый ученик отдельно. Поскольку индивидуальный учет знаний учащихся не велся, то на всю бригаду выставлялась единая оценка.
Значительное распространение в начале XX в. приобрела в мире педология. Сильными сторонами этого метода было учета при обучении детей их психологических, возрастных особенностей и условий жизни. Вместе педологи признавали неизменную обусловленность судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием среды. Главным способом обучения считались тестовые испытания, по результатам которых определялся «умственный возраст» и «коэффициент умственной одаренности» ребенка. В СССР в середине 30-х pp. педологию было отклонено в целом. При этом было отвергнуто ее очевидные достижения: достижения в изучении проблем возрастного развития и возрастных особенностей детей, развитие детской психологии и педагогики.
Широкую известность получило обучение по индивидуальному учебному плану собственным темпом; ученики, способные усвоить курс элементарной школы ускоренно, получали возможность закончить школу на один-два года раньше. Особой заботы нуждались дети с ограниченными возможностями и бездомные. Так, в Германии впервые было разработано и издано специальную систему математических и химических знаков для слепых, которая с определенными изменениями используется и сейчас.
Поскольку наличие диплома о высшем образовании была залогом стремительной карьеры и высокого достатка, то молодые люди хотели пополнить ряды студентов престижных университетов: Гарвардского, Колумбийского, Станфордского (СЕЛА), Оксфордского, Кембриджского, Лондонского (Великобритания), Парижского (Франция), Московского, Киевского, Харьковского (СССР), Кельнского, Лейпцигского (Германия) и др..