Модернизм после Первой мировой войны. В целом же литература классического, преимущественно реалистического, направления уже не могла дать исчерпывающий ответ на вопросы, которые ставила жизнь, и на
литературном палитре XX в. засиял своими красками модернизм. Модернизм, хотя он и зародился в последней трети XIX в., Получил распространение именно в XX в. Именно этот, «зрелый», модернизм стал «искусством современности». Зрелый модернизм, сложившийся в начале XX в., Имел немало ответвлений и, в частности, таких крайних, которые в целом называли авангардизмом2. Писатели-авангардисты безапелляционно отрицали традиции, тогдашние нормированы каноны литературных произведений, требовали немедленно размыть «берега» эстетики реализма. Распространенными авангардистскими течениями в литературе были сюрреализм, футуризм, дадаизм, символизм.
«Родителями» зрелого модернизма считают француза Марселя Пруста, австрийца Франца Кафку и ирландца Джеймса Джойса.
Марсель Пруст в своих произведениях, прежде всего в романе «В поисках утраченного времени», исследовал центральные проблемы времени, человеческих взаимоотношений, «сумерках» аристократической культуры, поиска смысла бытия, памяти. Писатель пытался изобразить мир через свободный поток воспоминаний и представлений главного героя.
Модернизм Джеймса Джойса воплотился в изображении любовных взаимоотношений, сочетание «момент» и «вечности», драматизма Д. Затонский, современный украинский литературовед: «Еврей по происхождению, пражанин по месту жительства, немецкий писатель по языку и австрийский писатель по культурной традиции, он ( уже через только эти обстоятельства) сосредоточивал в себе противоречия: общественные, семейные, творческие. Они, эти обстоятельства, превратили Кафку на объект ожесточенных споров: эстетических, философских, идеологических. Но - только уже посмертно ... »
(Затонский Д. Феномен австрийской литературы / / Окно в мир. - 1998. - № 1. - С. 77)
и иронии (эссе «Джакомо Джойс»; Дж. Джойс - мастер «романа одного дня» и эпопеи вечной «одиссеи» человеческого духа (роман «Улисс»), в его произведениях мастерски переплетались мифологическое и современное.
Проблематику творчества выдающегося австрийца Франца Каф-ки определяли построенные им на страницах произведений «конструкции», которые передавали нелогичность и абсурдность современного писателю мира. В одной из лучших своих новелл «Перевоплощение» автор изобразил трагедию отчуждения личности. В этой новелле в образе главного героя воплотился гротескный литературный «автопортрет» самого Кафки, уособився известен еще из творчества русского писателя Антона Чехова тип «маленького человека», но теперь уже XX в.