Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Структура себестоимости. Себестоимость имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, или структуру. Разграничение различных элементов себестоимости дает возможность осуществлять их учет и

на этой основе определять общий объем затрат, выявлять закономерности и тенденции их динамики, а с этим и пути снижения.
Структуру себестоимости обычно рассматривают в двух плоскостях: по элементам затрат и статьям калькуляции, под которой понимают исчисления себестоимости единицы продукции. Приводим основные составляющие себестоимости продукции при ее формировании по различным признакам:
По элементам затрат: сырье и основные материалы; вспомогательные материалы, топливо, электроэнергия, амортизация основных фондов; Заработная плата (основная и дополнительная), специальное страхование, прочие затраты
По статьям калькуляции: сырье и материалы; топливо и электроэнергия на производственные нужды; заработная плата рабочих: основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование; затраты на подготовку и освоение производства; затраты на содержание и эксплуатацию оборудования; затраты на управление цехом, предприятием; затраты от брака; прочие затраты: производственного назначения непроизводственного назначения.
Структура себестоимости по элементам затрат характеризует общее экономическое состояние предприятия, освещает источники перерасхода или экономии, а также выявляет общие погреба предприятия в материальных, трудовых, финансовых ресурсах для их дальнейшего сбалансирования со всеми разделами производственной программы. Структура себестоимости по элементам затрат определяется в расчете на полный объем производства.
Формирование структуры себестоимости по статьям калькуляции имеет другую цель. С ее помощью определяют влияние на величину себестоимости превышение сроков освоения выпуска новой продукции, изменения объемов производства, потерь от простоев, брака, рекламаций и т.д. Поэтому в этой структуре себестоимости затраты олицетворяются, группируются в зависимости от назначения и субъекта их осуществления.
Расходы предприятия - это платежи, которые необходимо осуществить для приобретения и хранения в своем распоряжении необходимого количества ресурсов (капитала, сырья, рабочей силы, предпринимательской энергии). Они делятся на внешние и внутренние. Внешние - плата за ресурсы тем поставщикам, которые не являются собственниками данного предприятия. Внутренние затраты на собственный ресурс, который используется самостоятельно (рента за землю, которая принадлежит владельцу фирмы, оплата его труда). При этом вознаграждение, которую получает предприниматель, еще называют нормальной прибылью.
Одновременно это и так называемые экономические или вменены в обязанность затраты ресурсов, выбранных для производства данного товара, которые равны их стоимости при лучшем из всех возможных вариантов использования.
Расходы предприятия также различаются как постоянные и переменные. К постоянным относятся затраты, на общую величину которых не влияют объемы производства. Они остаются незмінюваними для действующего предприятия. Это затраты на выплату аренды (если арендуются помещения, сооружения, земля, средства производства), уплата процентов за кредит, заработная плата служащих, затраты на освещение, отопление и т.д.
Изменяемые затраты напрямую зависят от объемов производства, хотя в расчете на единицу продукции при прочих равных условиях остаются незмінюваними. Это затраты на сырье, материалы, тара, топливо, электроэнергию, прочие затраты чисто производственного назначения. При любом конкретном объеме производства переменные затраты вместе с постоянными затратами составляют валовые затраты предприятия.
Главное функциональное назначение разделения затрат на постоянные и переменные затраты заключается в обеспечении расчетной основы для установления фирмой цены, по которой она будет предлагать свою продукцию на рынке. Разделение, в частности, дает возможность исследовать, как рост объемов реализации влиять на общие размеры затрат и денежные поступления фирмы, определить, из которых объемов при желаемой для фирмы цене производство начнет давать прибыль, в том числе так называемый целевой (нужный фирме).
Безусловно, рынок может «не согласиться» с ценой, предложенной фирмой, и скорректировать ее в ту или другую сторону. Если у фирмы появится возможность продавать продукцию по более высокой цене, то для получения целевой прибыли необязательно производить предварительно определенное количество продукции. Размеры сокращения производства дают возможность выяснить зависимость между массой товара и выручкой от ее продажи; вычислить необходимый прирост производства и реализации в условиях, когда рыночная цена окажется меньше установленной фирмой.
Но при этом не исключено, что у фирмы просто не хватит возможностей для наращивания производства до нужного уровня, или увеличение товарной массы, даже относительно небольшое вызовет обвальное падение цен. Здесь многое зависит от эластичности спроса и предложения. Возможны и другие случаи, когда единственным надежным способом стабилизации экономического и финансового состояния предприятия будет снижение себестоимости продукции.
Товаропроизводитель должен стремиться к сокращению себестоимости постоянно, а не только тогда, когда попадает в сложное финансово-экономическое положение. Низкая индивидуальная себестоимость обеспечит ему дополнительную прибыль. И размеры такого прибыли будут тем больше, чем меньше будет индивидуальная себестоимость по сравнению с общественной. Источником дополнительной прибыли будет выступать часть стоимости, которую не смогут реализовать товаропроизводители, что превысили общественное допустимый уровень, учтен рыночной цене. Цена «срежет» перерасхода и одновременно придаст к индивидуальных затрат, которые не достигают уровня общественного. Рынок, отдавая больше денег покупателей производителям, которые эффективнее хозяйничают, будто выносит им материальную благодарность от общества за низкую себестоимость.
В снижении себестоимости общество заинтересовано не меньше, чем производители. Ведь низкая себестоимость означает, во-первых, производство функционирует эффективно и всегда ограниченные ресурсы общества, в том числе природные, используются рационально. Во-вторых, высвобожденные благодаря их рациональному использованию ресурсы пойдут на покрытие недостатка существующих или создания новых жизненных благ. В-третьих, снижение индивидуальной себестоимости большинством производителей создает предпосылки для снижения цен на товары. Следовательно, для общества снижения себестоимости при отсутствии монополизации производства означает повышение его благосостояния. Снижение себестоимости производства предполагает сокращение затрат на каждый элемент ее структуры.
Стимулирование активности, предпринимательства, бережливости тесно связано с ценообразованием. Понимание сути цены, механизма ее образования имеет особенно важное значение для понимания многих процессов хозяйственной жизни общества, выбора товаропроизводителем правильной тактики поведения в различных экономических ситуациях.
В специальной литературе цена определяется как денежное выражение стоимости товара. Это означает, что цена является объективной экономической категорией, что она выражает стоимость товара в деньгах, а потому должна меняться в соответствии с изменением стоимости, но при этом зависит и от покупательной способности денежной единицы.
По капиталистического товарного производства в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые затраты производства, но и соотношение между спросом и предложением:
,
где Го - цена производства, с - постоянный капитал, v - переменный капитал, р - прибыль.
В целом в процессе межотраслевого перелива капитала разница в отраслевых нормах прибыли, возникающих вследствие различий в органическом строении капитала, значительно сглаживается путем отклонения цен от стоимости. Средняя норма прибыли, которая образуется при этом, добавляется к издержек производства в различных отраслях и точнее определяется по формуле:
,
где р - средняя норма прибыли, с+ v - авансированный капитал.
Если за простого товарного производства цены определялись только законом стоимости, то по капиталистического товарного производства они, кроме того, определяются еще и действием законов прибавочной стоимости, спроса и предложения. Поэтому самое простое определение цены за новых исторических условиях такое: цена - это денежное выражение цены производства, взаимодействия законов стоимости, прибавочной стоимости и закона спроса и предложения.
С возникновением монополий, групповых монополий (олигополий) процесс ценообразования значительно усложняется, возникают монопольно высокие цены и монопольно низкие цены. Вследствие этого цена производства превращается в монопольную цену производства, которая выражается формулой:
,
где М - монопольная цена производства, С - постоянный капитал, V - переменный капитал, р - средний доход, p1 - монопольно высокую прибыль.
Монопольно высокую прибыль присваивают мощнейшие компании, поскольку они занимают монопольное положение в сфере производства и в сфере обращения. С учетом этого формулируется современное определение цены. 
Цена - денежное выражение монопольной цены производства, в которой отражается действие законов стоимости, прибавочной стоимости, монополизации производства, спроса и предложения, господство групповых монополий (олигополий).
Экономическая роль цены реализуется через выполняемые ею функции: 1) учетную; 2) распределительную; 3) стимулирующую.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии